старт сайта
ПСИХОАНАЛИЗ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ

Психоанализ возможен лишь при определенном уровне цивилизации и культуры

Интервью с Президентом Международной Психоаналитической Ассоциации (IPA)
доктором ОТТО Ф. КЕРНБЕРГОМ.

Сохранил ли психоанализ в настоящее время свою актуальность как особый метод самопознания или терапии?


В вашем вопросе есть идеологический оттенок. В известном смысле, психоанализ никогда не считался актуальным, он был объявлен мертворожденным сразу же после его появления на свет. Неудивительно поэтому, что и в наши дни не перестают спрашивать: сохраняет ли психоанализ какое-то влияние и значение в современном мире? Обычно этот вопрос задают, намекая на существование альтернативных теорий личности и методов лечения или на возрастающие финансовые проблемы, связанные с длительными видами терапии, или основывая свои выводы на том, что считается в настоящий момент модным в психотерапевтических кругах. В этом смысле, полагаю, на актуальность психоанализа большое влияние оказывают социальные и экономические факторы.
1 Согласно взглядам самого Фрейда, психоанализ является, во-первых, теорией личности, теорией развития личности и метаморфоз, которые переживает личность; во-вторых, методом исследования, методом изучения личности и, в-третьих, методом лечения; поэтому я хотел бы ответить на ваш вопрос по этим трем пунктам.
Что касается первого пункта, то я убежден, что как общая теория личности психоанализ вплоть до настоящего времени является наиболее исчерпывающей теорией, способной выявить основные мотивы, движущие как здоровым индивидом, так и человеком, страдающим патологией психологического развития. В связи с этим ей по силам тщательно описывать особенности психического развития, которые обычно выпадают из поля зрения клинического психоанализа в узком смысле. Я имею в виду особенности восприятия, памяти, темперамента и аффектов, системы ценностей, динамики личности, ее структуры. В этом смысле психоанализ представляется мне не менее актуальным, чем в начале этого столетия, или даже более актуальным, чем прежде. И вот что любопытно: психоанализу уже сто лет, и за это время вполне могли бы появиться другие, альтернативные теории личности, способные отодвинуть психоанализ на второй план, но ведь этого не произошло.
По второму пункту я бы ответил так: психоанализ как метод исследования человеческой психики - система, которая должна показаться невероятно интересной всякому, кто хотел бы исследовать динамические элементы личности и, в особенности, структуры личности. Вместе с тем, психоаналитический сеанс - это отнюдь не единственный метод исследования человеческой психики; не следует переоценивать научный потенциал психоаналитических методов лечения, которые применяются на сеансе, ведь существуют и другие методы изучения клинической картины, например, экспериментально-эмпирические исследования бессознательного при помощи метода сублиминальной активизации.


Психоанализ часто критикуют как раз за то, что лечение патологии является, вместе с тем, и единственным психоаналитическим методом исследования.


Да, и я согласен с такой критикой. Тем не менее, исследование пациентов, страдающих различными патологиями, в ходе лечения остается очень важным аспектом изучения расстройств личности в целом. Нередко исследование патологического состояния личности при помощи психоаналитических методов позволяет выдвигать гипотезы, которые в дальнейшем могут подтвердиться или нет, вне зависимости от других методов. Я нахожу психоанализ весьма интересным методом исследования и не менее интересным считаю практическое применение психоаналитических методов, например, при исследовании психологического развития в малых и больших неструктурированных группах или при исследовании разнообразных патологий супружеских отношений и т. д. Третий пункт - психоанализ как метод лечения. Я не думаю, что психоанализ обладает исключительным правом на лечение неврозов, патологий характера и психосоматических расстройств. При некоторых заболеваниях психоанализ вообще противопоказан. Так, при лечении психозов - маниакально-депрессивного психоза, шизофрении, параноидальных психозов - предпочтение отдается психофармакологическому или психотерапевтическому подходам, но никак не психоанализу в узком смысле, хотя некоторым пациентам, процент которых невелик, все же удается помочь, применяя психоаналитическую терапию. Как бы то ни было, я полагаю, что специфическим полем деятельности психоанализа как метода лечения являются патологии характера, невротические расстройства, которые я иногда называю невротической организацией личности, а также истерия, неврозы навязчивого состояния, депрессивно-мазохистские расстройства, весьма распространенные нарциссические расстройства личности, смешанные формы инфантильных и истерических расстройств. Лично я считаю вышеперечисленное идеальным материалом для психоанализа.
Кроме того, психоанализ является фундаментом практических психоаналитических методов и прежде всего психоаналитической терапии, которая не является в строгом смысле психоанализом, однако напрямую зависит от психоаналитической теории. Теория психоаналитической техники - это фундаментальный метод лечения многих расстройств личности, в особенности, тяжелых, которые были бы не по силам традиционному анализу, а сейчас, как известно, при помощи психоаналитической психотерапии можно облегчить участь некоторых пациентов, страдающих психозами. Помимо этого существуют такие психотерапевтические методы, как психоаналитическая терапия супружеских пар, психоаналитическая групповая терапия. Поэтому я не склонен рассматривать психоанализ с точки зрения его конкурентоспособности на рынке терапевтических методов; думаю, при тщательной и профессиональной диагностике, которая позволит давать правильные рекомендации, в клинической практике произойдет интеграция всех существующих методов лечения. Кроме того, я убежден, что психоанализ обладает наиболее полной теорией, в рамках которой можно применять различные методы лечения. Например, симптомы тревоги и тяжелые депрессии можно снимать, применяя медикаменты, однако можно и нужно понимать, что хроническая депрессия свидетельствует о наличии определенного психодинамического элемента, который следует принимать во внимание в процессе лечения. К тому же хроническое тревожное состояние зачастую можно снять, используя психоаналитическую психотерапию или даже классический психоанализ.


Какими общественно-политическими вопросами вы занимались в последнее время?


Я занимаюсь теорией психоанализа и объектных отношений; изучением взаимосвязей между теорией объектных отношений и эго-психологией, возможностей использования теории объектных отношений в интересах исследования расстройств личности; лечением расстройств личности, а также психоаналитическими методиками и психоаналитическими терапевтическими методиками; на этом я специализируюсь. Помимо этого, я интересуюсь проблемами, которые не связаны напрямую с психоанализом, например, проблемой возникновения агрессивности в группах, малых и больших, проблемой агрессивных тенденций в массовых движениях, покоящихся на фундаменталистской идеологии националистического, политического, религиозного или расистского толка. В особенности меня интересует деформация идеологии или мировоззрения, приводящая к агрессии. В подобных мировоззрениях прослеживаются определенные закономерности, которые позволяют говорить о наличии динамических бессознательных процессов, например, о расщеплении окружающей действительности на добро и зло, на друзей и врагов, о проекциях собственной агрессивности, об отсутствии терпимости к чужому мнению и индивидуальности. Все это - характерные черты любой фундаменталистской идеологии, которые первоначально описал еще Фрейд. Хотя, разумеется, со времен Фрейда в этой области появились важные новации.
Я интересуюсь также защитными функциями, которыми может обладать идеология массового движения, обеспечивая тем самым сосуществование в коллективе. Агрессия подавляется внутри, хотя вместе с тем может внезапно проявиться в экстремальных формах. В конце концов, агрессия может возникнуть даже в рамках вполне гуманных, утопических идеологий. Следовательно, можно сформулировать две темы: идеология как психологическая защита и идеология как способ выражения агрессивности. Возникает вопрос, при каких условиях приходят в действие данные процессы и в соответствии с какими закономерностями они развиваются?
Кроме этого, меня интересуют вопросы, связанные с бюрократией, с бюрократией как дополнительным способом контролировать агрессивность в обществе. У бюрократии есть положительные черты: благодаря существованию бюрократии оказываются возможными контакты между различными сообществами и социальными системами, происходит организация деловой жизни, регулируются взаимоотношения между людьми, что позволяет избегать спонтанной и бессмысленной агрессии. Вместе с тем, от бюрократии тоже приходится защищаться, например, в том случае, когда бюрократы пытаются установить садистический контроль над окружающими, внешний и внутренний контроль.
Помимо этого, я активно занимаюсь изучением отношений между любящими - развитие подобных отношений, на мой взгляд, весьма интересный предмет для психоаналитического исследования, в ходе которого сталкиваешься с такими типичными человеческими проблемами, как нравственность, общая половая мораль, традиции, условности, диалектическое взаимодействие двух индивидуальных свобод, оцениваешь глубину человеческих отношений и степень общественного контроля.
Меня занимают также вопросы, связанные с международной политикой, например, тоталитарные системы, взаимосвязи между личностью и характером диктаторов, возглавляющих тоталитарную систему, и определенными чертами данной системы. Скажем, я считаю весьма показательным то обстоятельство, что личности Сталина и Гитлера были во многом схожи, что свидетельствует о наличии синдрома патологического нарциссизма. И я не забываю о современности; из событий, которые привлекли в последнее время мое внимание, самым любопытным можно назвать развал Советского Союза. Почему это произошло? По вине экономического кризиса, коммунистической идеологии, в связи с историческими традициями русского народа, из-за того, что руководящие посты заняли выскочки из криминальной среды? Знаете, меня волнует мысль о том, что значительную роль могут играть противоречия в самой идеологической системе.


Насколько эффективными могут быть психоаналитические методы при исследовании таких общественных феноменов, как развал Советского Союза или возникновение тоталитарной системы?


По этому поводу высказываются различные предположения, однако не надо забывать, что психоанализ - не обществоведение, которое может на все дать четкий ответ. Я весьма скептически отношусь к психоаналитическим интерпретациям политической системы, особенностей страны или причин возникновения войн, хотя психоанализ может быть полезен и в этой области. Примером этому служит исследование массовой психологии, исследование условий, при которых в массовом сознании происходит регрессия. Так, французский социолог Серж Московичи весьма успешно использовал в этих целях психоаналитические теории и тем самым придал массовой психологии Фрейда современный характер. Я убежден, что аналитические работы наивных коммунистических социологов или таких русских социологов, как Зиновьев, который описывал психологию советского человека, с психоаналитической точки зрения выглядят весьма многообещающими, поскольку идея всеобщего равенства - главный идеал коммунистической системы - представляет собой очевидную защиту от зависти, а социальные структуры призваны пресекать проявления зависти. Я не знаю, был ли Зиновьев знаком с психоанализом, когда писал свои книги о реальном коммунизме. Стоит задуматься и над тем, в какой мере крах стабильной бюрократической системы связан с патологическими чертами ее руководителей и их окружением. Ведь в подобном случае вождь, обладающий патологическими чертами, и соответствующая бюрократическая система представляют собой реальную угрозу для всего мирового сообщества. Однако, задумываясь над этим, не надо забывать, что мы рискуем переоценить потенциал психоанализа как метода интерпретации. Например, называя войну продуктом бессознательной агрессивности, мы выдвигаем чересчур индивидуальные психологические аргументы и закрываем глаза на важные социальные, исторические и экономические факторы. И все-таки психоанализ может быть полезен и в этой области, хотя политологи и историки не принимают его во внимание.
Что касается бюрократии, то здесь психоанализ бы очень пригодился. В литературе, посвященной этому вопросу, встречаются описания социологических феноменов, которые в известной степени могли бы стать темой психоаналитического исследования.


Чем может привлечь современных молодых людей профессия психоаналитика?


Я полагаю, что психоанализ невероятно интересен как теория, метод исследования и лечения, и я убежден, что молодой человек, интересующийся психологией и психотерапией и желающий получить всестороннее и универсальное образование, которое бы позволило заниматься теорией и практикой, обязательно заинтересуется психоанализом или, по крайней мере, не сможет обойти его стороной. За два-три года можно стать психотерапевтом, практикующим поведенческую, когнитивную терапию или гештальттерапию, вполне обходиться такими скромными знаниями и даже помогать многим пациентам, - я не ставлю это под сомнение. Однако я уверен, что психоанализ, хотя и отнимает гораздо больше времени. денег и душевных сил, при удачном стечении обстоятельств возмещает все затраты, предоставляя возможности для самого глубокого понимания истинной природы человека и его психологического развития, для понимания, которое иным, быть может, интуитивным образом доступно художникам, однако не носит в их случае научный характер, что позволило бы не только понимать людей, но и помогать людям, а также заниматься саморазвитием.
Я думаю, что сейчас все обстоит также, как 50 или 100 лет назад. Это не означает, что условия психоаналитического образования неизменно оптимальны, ведь психоанализ можно превратить в бессмысленный ритуал, как и любую область человеческой деятельности. Тем не менее хорошее психоаналитическое образование играет очень важную роль в дальнейшей профессиональной деятельности. Безусловно, существуют проблемы, поскольку подобное образование недешево, длительно, а ухудшение финансового положения во всем мире и прежде всего в наиболее развитых странах способно еще более осложнить трудоустройство молодых психоаналитиков. Да и вообще, мы живем во времена, когда медицинские услуги постоянно дорожают, когда люди не умирают здоровыми и молодыми, а имеют все возможности для того, чтобы дожить до старости, страдая множеством болезней, иными словами, медицинские услуги дорожают как раз потому, что врачи научились излечивать больных и помогать людям нормально жить и работать. Поэтому разработанные врачами терапевтические методы стали сложнее и дороже. Можно сказать, что психоанализ - это продолжительное лечение, которое приводит к изменениям в структуре личности, лечение, которое, в принципе, возможно лишь при определенном уровне цивилизации и культуры, скажу больше, лишь тогда, когда его воспринимают как необходимость.
Разумеется, сказанное можно обратить против психоанализа или даже подвергнуть идеологическому искажению и утверждать, что психоанализ и психоаналитическая терапия доступны лишь немногим людям, элите общества, и поэтому являются элитарными методами лечения, однако, на мой взгляд, подобное убеждение покоится на предрассудке в отношении социальных слоев и народов, страдающих от низкого материального уровня жизни. Я очень надеюсь, что со временем уровень культуры в мире будет одинаково высоким и через несколько десятилетий или столетий возможности человеческой культуры значительно возрастут. В настоящее время мы далеки от этого по экономическим причинам. Но в перспективе я вижу психоанализ методом лечения, обращенным в будущее. Психоанализ обладает всем необходимым для того, чтобы внести свой вклад в развитие гуманности и культуры, однако и здесь многое зависит от соответствующих экономических условий. Одно могу сказать наверняка:
несмотря ни на что, молодой человек или девушка могут получить и обязательно получат огромную пользу от изучения психоанализа.
Вы затронули проблему подорожания медицинских услуг, и в связи с этим нельзя не вспомнить, что психоанализ принято упрекать в том, что он стремительно превращается в отрасль медицины, словно психоаналитики забыли о культурологических задачах, которые ставил перед психоанализом Фрейд,
Отчасти это верно; психоанализ действительно стал популярен и получил признание в медицинских кругах и в какой-то мере уединился в башне из слоновой кости. Это видно на примере американских психоаналитических институтов, которые представляют собой изолированные учреждения, построенные по авторитарным принципам и в идеологическом отношении старающиеся во всем следовать американской системе ценностей, чуждые любой критики этих представлений.


Вы хотите сказать, что предан забвению своего рода революционный потенциал, заложенный в психоаналитической теории?


Да, в той или иной степени предан забвению, или же им пренебрегают. Но я верю, что в ближайшее время в Соединенных Штатах произойдут сдвиги в этом направлении. Убедительные свидетельства нового подхода к психоанализу появятся лишь тогда, когда в учебных психоаналитических институтах найдется место самокритике и признанию того, что психоаналитическое образование в последние десятилетия приобрело чересчур догматический характер, что в процессе обучения уделялось слишком пристальное внимание клиническому психоанализу в ущерб психоаналитическим аспектам общественных проблем. Я от всей души желаю того, чтобы подобные стремления, набирающие в последнее время все большую силу, возобладали, поскольку в противном случае психоанализу грозит полная изоляция. Вероятнее всего, понимание этого рано или поздно приведет к изменениям в системе психоаналитического образования в Соединенных Штатах. Дело в том, что развитие различных направлений в рамках психоанализа привело к заметному идеологическому и теоретическому размежеванию между ними. Вполне понятны и настроения многих практикующих психоаналитиков, которые испытывают обманчивую уверенность в том, что благодаря поддержке психоанализа со стороны медицинского истеблишмента, - ведь, не забывайте, стоимость психоаналитического лечения входит в медицинское страхование, - под ногами у психоанализа твердая профессиональная почва. Поэтому сейчас, когда в связи с всеобщим сокращением финансирования были значительно урезаны средства, выделяемые на психоаналитическое лечение, психоаналитики внезапно испугались за свое будущее. А ведь есть и такие латиноамериканские страны, как Аргентина и Бразилия, в которых психоаналитики по интеллектуальным соображениям, без какой бы то ни было финансовой поддержки, самостоятельно приступили к изучению социальных и идеологических проблем.
Что хотели бы лично Вы изменить в психоаналитическом образовании?
Об этом я уже не раз писал. Я думаю, что в психоаналитическом образовании есть свои недостатки, которые отчасти имеют исторические корни. С момента своего возникновения психоанализ постоянно наталкивался на неприятие и поэтому развивался вне университетов. С одной стороны, это было прекрасно, поскольку предоставляло психоанализу полную свободу для развития. Однако, с другой стороны, были и определенные издержки: это привело к появлению небольших учреждений, руководство которых было авторитарным, и психоаналитическое образование, базировавшееся на идеализации преподавательского состава, воспитывало своего рода классовое пренебрежение к учащимся, которое только крепло под влиянием личного анализа.
Как писал Франсуа Рустан, суть психоанализа заключается в обнаружении и психологической переработке переноса. Смиренные настроения, царящие в психоаналитических учебных заведениях, напротив, свидетельствуют об идентификации с преподавателем, то есть об обратном. И от этого, на мой взгляд, страдает психоаналитическое образование. Подобные настроения не способствуют психологической переработке идеализации преподавателя, а, как известно, там, где существует идеализация, не подвергавшаяся анализу, всегда найдется место для расщепления и параноидальных воззрений.
Моя критика относится прежде всего к образовательным учреждениям в Соединенных Штатах. Приблизительно десять лет назад я опубликовал статью, в которой писал о том, что в рамках психоаналитического образования конкурируют четыре направления: психоаналитическое образование в виде высшей профессиональной школы, психоаналитическое образование в виде академии культуры, психоаналитическое образование в виде теологического семинара и психоаналитическое образование в виде научно-исследовательского института. И я пришел к выводу, который могу вкратце резюмировать следующим образом: несмотря на то, что идеалом для психоаналитиков являются научно-исследовательские институты и академии культуры, фактически психоаналитические учебные учреждения в Соединенных Штатах представляют собой нечто среднее между профессиональной высшей школой и теологическим семинаром. Следствием этого оказывается авторитарное и догматичное образование, подавляющее свободу творчества. Психоанализ изучают словно науку, обладающую комплексом устоявшихся представлений, вместо того, чтобы видеть в нем повод для постоянного развития и совершенствования. Я думаю, что постепенно это начинают понимать. В образовательные учреждения и методики преподавания следует вдохнуть энтузиазм открытия, а не стремиться к единообразию, как поступают, увы, многие психоаналитики. Неужели по всему миру психоаналитиков следует "производить" по одному рецепту, как "кока-колу", которая на вкус везде одна и та же? Никто не спорит, это постоянство - преимущество "кока-колы", однако, я полагаю, что в образовании все обстоит как раз наоборот: разнообразные методы преподавания дают различные результаты, а высокий уровень психоанализа способно обеспечить только такое разнообразие. На этом основании можно обсуждать преимущества и недостатки тех или иных методов преподавания теории и практики психоанализа, чтобы определить на будущее оптимальную форму психоаналитического образования и научной деятельности.
На мой взгляд, наряду с развитием исследовательских программ, решение проблемы внутренней организации - важнейшая задача современного психоанализа. Внешняя же задача заключается в возобновлении взаимовыгодного интердисциплинарного диалога с другими науками, который способен обогатить психоанализ.


Как вы считаете, могут ли специалисты другого профиля получать психоаналитическое образование? Прежде в трех американских институтах среди которых был и Колумбийский институт, здесь, в Нью-Йорке, к занятиям допускались лишь медики по образованию, то есть в этом было отказано даже психологам. Пять лет назад американские психологи выиграли судебный процесс, и с тех пор их услуги признали психоаналитическими и включили в медицинское страхование. Могут ли подходящие для этой профессии люди, получившие ранее другое образование, становиться психоаналитиками?


Я думаю, психоанализ только выиграет, если им будут заниматься специалисты разных профилей, поскольку это подразумевает расширение научного спектра и возможностей применения психоанализа. То обстоятельство, что психоанализ покоится на медицине, психиатрии и психологии, на мой взгляд, нисколько его не ограничивает. Более того, связь психоанализа с этими научными отраслями имеет важное значение. Разумеется, необходимо устраивать для так называемых любителей, которые не могут обладать от природы врачебным опытом, дополнительные занятия для того, чтобы они смогли приблизиться к уровню своих коллег, имеющих медицинский диплом или, если речь идет о Германии, психологический диплом.
Нет никаких сомнений в том, что сейчас, как и прежде, появляются одаренные психоаналитики, не получившие медицинского или психологического образования. В будущем перед психоанализом встанет более серьезная проблема, чем выбор между медицинским или психологическим образованием, а именно доказательство общественного значения психоанализа. От того, какую роль будет играть психоанализ в обществе, зависит его дальнейшая судьба, а не только его включение в медицинское страхование. На первый взгляд кажется очень важным то обстоятельство, что психоанализ финансируется государством и больничными кассами, однако, если думать о будущем, то судьба психоанализа напрямую зависит от его вклада в решение общественных проблем. Для достижения этой цели необходимо действовать по всем направлениям, упрочить научные связи с университетами, активнее практиковать интердисциплинарное сотрудничество и распахнуть двери психоаналитических институтов для одаренных специалистов самых разных профилей.


На какие актуальные общественные и политические проблемы психоаналитикам стоит, по вашему мнению, обратить более пристальное внимание?


Существует множество проблем, которые имеют большое значение Для современного общества, например, проблема агрессии, примитивного национализма, расизма, фундаменталистских религий, тоталитарных систем и их соблазнительности, - все это очень важные вопросы, в решение которых психоаналитики могли бы внести свой вклад.

 

профессор М. М. Решетников

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ

( с сокращениями)

Психоанализ возник на заре XX века благодаря таланту и усилиям известного венского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда, и был одновременно и революционным подходом к пониманию многих психических феноменов, объяснению природы человеческих чувств и переживаний, и терапевтическим методом, позволяющим помочь людям с самыми различными психологическими проблемами, начиная от проблем обыденной жизни и кончая глубокой психопатологией. Он помог понять, что так называемый "сознательный" взрослый, более или менее успешно действующий в "реальности", является только частью всей личности. Под его рациональным (логическим) всегда лежит бессознательное (алогичное), и Фрейд сумел показать, какое могучее влияние оказывают неосознаваемые мысли, чувства и скрываемые даже от самого себя желания и влечения на здоровье его пациентов.
Рациональное в каждом из нас подчинено принципу реальности. Оно, как правило, соответствует социальным эталонам поведения, и всегда делает определенный шаг в определенном времени. Бессознательное - подчинено всегда социально отвергаемому, но, тем не менее, властному принципу удовольствия; оно алогично, в нем нет причинно-следственных отношений, нет противоречий, нет времени. Наиболее ярким примером проявлений бессознательного являются наши сновидения, где мы почти всегда сталкиваемся с персонажами и событиями, в реальной жизни несовместимыми и даже несуществующими. Но, как Вы сможете убедиться в процессе анализа, такая алогичность присутствует не только в сновидениях...В процессе психоанализа бессознательное пациента становится доступным для самонаблюдения, осознается. Открывается и воспринимается глубинная сущность каждого из нас, в результате чего происходит исцеление, облегчение страданий и духовный рост.

Чем уникален психоанализ?
Психоанализ отличается от других форм психотерапии прежде всего своей личностной ориентированностью или, говоря научным языком - персоноцентричностью. Это значит, что психоаналитика очень мало интересует всегда гипотетический психиатрический диагноз или даже отдельные симптомы заболевания. В центре его внимания всегда будет Ваша личность в целом - и её "хорошая", и её "плохая" составляющие. Нередко последняя составляющая чрезмерно переоценивается. И тогда частные проблемы, например, мучительные сомнения или неизбывное чувство вины, фактически, подчиняют себе личность. Психоанализ не ставит в качестве своей основной цели просто "убрать" тот или иной симптом, который, как свидетельствует практика, через некоторое время может проявиться вновь в том же или ином виде. Главная задача - установить психологическую природу симптома, выявить его источник и понять динамику его развития. Самосознание и самопонимание - вот два самых важных ключа к изменению своих установок и поведения, к преодолению тревоги и страха, к формированию адекватных стереотипов поведения.
Однако, также как без зеркала мы не можем увидеть некоторые части своего тела (например, нос, уши, заглянуть себе в глаза), так и без аналитика, на которого мы проецируем наши эмоции и психические образы, нам не дано разглядеть глубинные пласты нашей памяти, обратиться к сущности наших тайных чувств и переживаний.
Любая личность детерминирована своей историей. В этой истории могут быть очень яркие и светлые, но нередко - одновременно - и темные, и даже мрачные страницы. В силу своего образования и практики, психоаналитики знают, что о многом из своей истории Вы вообще никогда и ни с кем не говорили, а если говорили, то скорее всего Вы еще никогда не были выслушаны до конца или сами предпочли рассказать далеко не все. Что-то в Вашей индивидуальной истории может быть настолько неприемлемым, что даже Вы сами не можете помнить об этом. Психоаналитик поможет Вам вспомнить то, что, образно говоря, "и помнить невозможно, и забыть нельзя". Он очистит эти воспоминания от нагара неестественности, и Вы сами почувствуете, насколько краски мира стали ярче, а воздух чище и прозрачнее.

Психологическая проблема всегда требует адекватного - психологического (а не химического) решения. Поэтому психоаналитик будет слушать Вас столько, сколько Вы будете говорить. И при этом будет чрезвычайно деликатен в отношении любых Ваших душевных переживаний и порывов, как в настоящем, так и в далеком прошлом. И именно его искусное содействие Вашей (во многом - односторонней) беседе позволит Вам выявить первопричины своего страдания, те мысли и воспоминания, которые до этого были скрыты от Вас в глубинах подсознания.
Чаще всего пациент обращается за помощью потому, что он (или она) испытывает какую-то эмоциональную (нередко - приобретающую характер непереносимой) боль. Обычно первой целью такого обращения является желание избавиться от неприятных чувств, навязчивых мыслей или переживаний, затяжной депрессии или тревоги, неудач в общении - профессиональном, бытовом или сексуальном. И лишь в процессе лечения пациент, как правило, начинает понимать, что все эти проявления - лишь вершина айсберга. И только обретая свободу от этого "ледового плена", Вы начинаете жить так, как Вы хотите - без повседневного погружения в холодную дрожь мучительных симптомов. И жизнь реально становится удовольствием.
Психоанализ основан на понимании того, что личность взрослого - это итоговый результат закономерно сменяющих друг друга (различных по содержанию) периодов психосексуального развития. И на каждом этапе мы имеем свои особенные способы реагирования как на благоприятные, так и на неблагоприятные ситуации. Мы радуемся теплу материнских рук и плачем, испытывая чувство голода в нашем бессловесном детстве. Потом мы ломаем игрушки и прячемся в шкаф, обидевшись на невнимание взрослых. Затем некоторые убегают из дома, демонстрируя свою инфантильно-нарциссическую уверенность в том, как будет плохо всем тем, кто в нем остался. Во взрослой жизни это может проявиться реально ничем не обоснованным и трудно объяснимым стремлением к разрыву с друзьями и любимыми. Это, конечно, лишь один пример. Перечень таких примеров и вариантов приобретенных в детстве способов реаг Обычно эти детские беды и обиды, как и многие другие житейские ситуации, относительно благополучно разрешаются, и мы просто забываем о них. Но иногда способы, которыми мы реагируем на происходящее в нашей детской жизни, вызывают "застревание"- на всю оставшуюся жизнь, не всегда проявляясь сразу...
Конечно, мы продолжаем развиваться. Но это уже не то поступательное развитие, мы уже чуть-чуть отклонились от "верного" курса, и чем дольше длится это отклонение, тем больше вероятность, что мы можем никогда не стать взрослыми в реальном смысле этого слова, даже обретя седину или лысину, обзаведясь детьми и внуками, спрятавшись за, казалось бы, непроницаемую ширму своего профессионального, материального или социального статуса. Мы можем быть при этом более или менее успешными, но всегда будем чувствовать себя уязвимыми, смущенными, подавленными, раздражительно злыми или, наоборот, всегда чего-то опасающимися и т. д. И потому - никогда счастливыми полностью. Мы не чувствуем себя способными преодолевать препятствия, проявлять настоящие чувства или откровенно соприкасаться с нашими желаниями. И в этом своем состоянии мы чаще всего мало способны дать счастье другим, прежде всего - нашим детям, родителям или супругам.

О чем свидетельствует практика?
100-летняя история психоанализа убедительно демонстрирует, что первые впечатления ребенка и его первые реакции во многом формируют все последующие представления человека о мире, определяют особенности всех наших последующих отношений с другими, предопределяют чувства, которые вызывают у нас окружающие, влечения и потребности, которые мы стремимся удовлетворить или... избежать.
В процессе психоанализа мы погружаемся глубоко в прошлое, чтобы вновь пережить и исследовать важнейшие и нередко трагические события, которые когда-то произошли с нами, и о которых мы, казалось бы, совершенно ничего не помним. Нередко это очень болезненно. Но это помогает нам придти к пониманию отношений с окружающими, которые возникали в последующем, и даже прогнозировать свое будущее - на протяжении всего нашего жизнен-ного пути.
Психоанализ помогает нам прикоснуться к нашему бессознательному, к воспоминаниям, чувствам, желаниям и тайному смыслу сновидений, которые чаще всего скрыты от нашего сознания многочисленными психологическими защитами, включая забывание. Психоанализ помогает нам понять, как неосознаваемые мысли и чувства влияют на наше обыденное поведение, почему мы именно так, а не иначе реагируем на поведение и действия других, почему наши переживания приобретают именно такую направленность, а влечения с трагическим постоянством гонят нас на "красные флажки" морали и нравственности. В результате человек впервые начинает лучше понимать себя и других, и впервые успешно действовать в своих собственных интересах.
В качестве дополнительных эффектов психоанализа было установлено, что при его применении значительно реже проявляются случаи обострении при хронических заболеваниях, таких, например, как язвенная болезнь, гастриты, колиты и ряде других, включая психиатрическую патологию. И в целом, с одной стороны, более психически уравновешенный, а с другой - более психологически проницательный человек становится гораздо привлекательнее для окружающих, включая супругов, друзей, сослуживцев и руководителей. Научившись понимать и принимать себя, Вы будете гораздо лучше понимать других, их индивидуальные особенности, желания и потребности.
Как свидетельствует мировая статистика, до 40% пациентов, которые годами обращаются за терапевтической помощью к кардиологам, гастроэнтерологам, гинекологам, урологам и другим специалистам, нуждаются не во врачебной, а в психотерапевтической помощи.

Лечение разговором
Психоанализ нередко называют "лечением разговором", потому что основное содержание регулярных встреч с аналитиком - это именно беседа о всех Ваших чувствах, поступках, мечтах, фантазиях, сновидениях и переживаниях - в прошлом и настоящем. Но это особый вид беседы, к ведению которой аналитик (то есть специалист, уже имеющий высшее психологическое или медицинское образование) дополнительно готовится, как минимум, 5-6 лет. Этот особый вид беседы предполагает отсутствие любых культуральных и социальных ограничений - здесь вообще нет запретных тем и слов. И одновременно все это сопровождается самой деликатной и практически обоснованной психологической интерпретацией. Большинство людей никогда не имели опыта таких отношений. Поэтому, многие специалисты подчеркивают, что сам опыт взаимоотношений между аналитиком и пациентом играет особую роль в формировании зрелой личности.
Во время анализа можно и нужно говорить обо всем: о своих текущих проблемах и заботах, о работе, о взаимоотношениях с другими, о своих чувствах, о детстве, о своих родителях, своих мечтах и фантазиях (даже если они кажутся Вам извращенными или преступными), о юношеских годах или о том, что именно в данный момент кажется наиболее важным. Помощь аналитика в процессе этой в некотором смысле односторонней беседы позволяет пациенту узнать гораздо больше об источниках своих проблем и о том, как изменить свою жизнь к лучшему. Рассказывая о себе, и не будучи при этом никак ограниченными во времени, Вы научитесь не только слушать, но и понимать себя. При этом (с помощью специалиста) Вы очень скоро убедитесь, что мысль и речь подчиняются разным законам; а то" что мы говорим, и то, как мы объясняем наши поступки, гораздо чаще не соответствует тому, что мы думаем и глубинным причинам нашего поведения, чем нам кажется. Причем, это в равной мере относится как к самым высоким, так и к самым низменным мотивам и побуждениям.
Вопреки Вашим ожиданиям, психоаналитик не будет осуждать Вас, поощрять или отпускать грехи. Чаще всего он будет вообще далек от каких-либо оценочных суждений. Его задача принципиально иная - помочь Вам понять себя, постепенно избавляясь от социальных штампов мышления, мучительных заблуждений, внутренней цензуры и (нередко - мало адекватной) самокритики. Вы как бы заново учитесь говорить все, что Вам приходит в голову. И именно эта ничем не сдерживаемая и никем не ограничиваемая спонтанная речь, иногда характеризуемая как "свободные ассоциации", является одной из основ успешного анализа.


Процедура анализа
Обычно при анализе пациент лежит на кушетке, а аналитик сидит у изголовья позади него. Отсутствие контакта "глаза в глаза" способствует тому, что человек может чувствовать себя более свободно и говорить более спонтанно; и таким образом, он теснее соприкасается со своими глубинными чувствами и мыслями. Разумеется, все, о чем говорится на приеме у аналитика, хранится в тайне. И даже в записях, которые ведет аналитик, Вы будете иметь какое-то другое имя. Психоаналитик никогда не будет требовать от Вас заключение из диспансера или больницы, потому что ему не важен диагноз. Он никогда не будет встречаться с Вашими родными. Он никогда не поинтересуется Вашим местом работы, и никогда не будет наводить о Вас справки. Ему это не нужно. Для него важны только Вы как Личность. Он никогда не скажет Вам, что занят, и не может встретиться с Вами, потому что самое главное в его профессии - именно встречаться с Вами и помогать Вам столько, сколько будет нужно.
Психоанализ - это безопасный способ вскрыть глубинную суть психических проблем, как бы болезненна она ни была, и принять эту - только для Вас очевидную - истину. Он дает Вам уникальную возможность заново пережить Вашу личную историю, по-новому взглянуть на нее и найти связь между своим прошлым и конфликтами в настоящем, одновременно предотвращая их в будущем.
требует длительной и кропотливой работы.

Роль психоаналитика
Аналитик действует как Ваш проводник в более или менее дремучем лесу Вашей внутренней жизни. Это вовсе не аллегория - некоторые умудряются "заблудиться в трех соснах". Вместе с Вашим аналитиком Вы пройдете по самым темным чащам, казалось бы, непроходимым топям и обрывистым тропам, исследуете Ваши самые заветные и даже запретные фантазии и мечты, Ваши идеалы, ожидания, надежды и желания, привязанности и предпочтения, а также чувства вины, стыда, сомнения и отчаяния. Аналитик всегда будет стремиться создать максимально безопасную обстановку, чтобы Вы могли обратиться к своей внутренней сущности без страха, желания понравиться или угодить.
Также как и Вы, вначале аналитик не знает верной дороги, но он будет очень осторожен на этом пути, всегда помня, что "ступает" по заповеднику Вашей души. Образно говоря, он лучше знает повадки населяющих его диких зверей, больше осведомлен о подстерегающих Вас опасностях, и немного умеет ориентироваться по звездам (не надо путать это с астрологией). Нужно только доверять ему, и вместе Вы выберетесь из этих дебрей.
Роль аналитика заключается преимущественно в том, чтобы слушать, помогать Вам самим объяснять и распутывать Ваши ассоциации, находить связи между ними, выявляя непонятное, сомнительное или обращая Ваше внимание на, казалось бы, обманчиво простое или обыденное. Работая с пациентом, аналитик всегда является одновременно и сочувствующим, и объективным. Он никогда не станет осуждать Вас, также как и давать советы, говорить, что и как делать. Это можете решать только Вы. Но аналитик создаст все необходимые условия для того, чтобы такое решение было для Вас посильным, адекватным, и чтобы оно было принято в Ваших интересах. Он никогда не позволит переместить содержание Вашей беседы на его собственную жизнь или его проблемы.
Прежде чем встретиться с Вами, независимо от того - были ли у него проблемы или нет, он сам прошел такой же анализ. И он не только предполагает, но по собственному опыту знает, что Вы чувствуете, оказавшись на кушетке.
Постепенно между аналитиком и пациентом развиваются осо-бые, не имеющие аналогов в обыденной жизни, отношения. Между Вами образуется могущественный союз, цель которого - взаимопонимание и взаимодействие в интересах активизации здоровой и лучшей части Вашей личности, и одновременно - разрушение патологических стереотипов и реакций, делающих Вас менее защищенными и более уязвимыми. Эти доверительные отношения, центральные для психоанализа, не будут похожи ни на какие дру-гие в нашей жизни. И Вы сами очень скоро убедитесь в этом.


Подготовка аналитика
Перед тем, как начать лечить людей, психоаналитик - в дополнение ко всем другим видам теоретической и практической подготовки - проходит собственный анализ, как минимум, в объеме 100 часов, чтобы проработать свои проблемы и не привносить их в работу с пациентом.
Практикующими психоаналитиками становятся только те, кто, уже имея высшее образование, прошли, как минимум, 4-летний курс теоретического обучения, имеют диплом одного из имеющих государственную лицензию институтов психоанализа и сертификат о завершении персонального анализа, а также удостоверение о специализации в области психотерапии.
Важность такой подготовки трудно переоценить. Обычно она продолжается, с учетом периода теоретического обучения, персонального анализа и последующей терапевтической практики под руководством опытного специалиста, по меньшей мере, шесть лет. К началу своей работы с пациентами аналитики уже достаточно зрелы, опытны и хорошо профессионально подготовлены. Нередко бывшие пациенты сами становятся потом аналитиками, так как эта специальность предполагает не только богатый жизненный, но и богатый эмоциональный опыт, включая негативный эмоциональный опыт.
Психоаналитики могут быть врачами, но могут и не быть ими. До 1945 года большинство аналитиков во всем мире получало сначала медицинскую, а затем психоаналитическую подготовку. Се-годня большинство аналитиков - по их первому образованию педагоги, психологи или социальные работники, другие приходят в психоанализ из самых разных профессий.


Кому может принести пользу психоанализ?
Существует стереотипное представление о том, кто именно обращается к психоаналитику. Считается, что это люди из среднего класса или более состоятельной части общества, как правило, достаточно интеллектуально развитые. И преимущественно это так, хотя это представление постепенно меняется. В действительности психоанализ может быть полезен мужчинам и женщинам, детям и подросткам, принадлежащим к самым различным социальным группам. Некоторые аналитики выделяют особые психологические черты, способствующие аналитическому процессу, в частности:
способность к рефлексии (самонаблюдению); желание понять свое прошлое; установка на разрешение тех или иных проблем; интерес к смыслу жизни; способность обращаться к самым неприятным и болезненным переживаниям; умение наблюдать; чувство юмора;
желание стать более счастливым и более успешным. Чаще всего ни у кого нет всех этих черт одновременно. Но практически у всех, кто обращается к аналитику, есть желание узнать и лучше понять себя и других людей, потребность измениться или изменить что-либо в своей жизни

Время
Психоанализ никогда не ограничивается конкретным временем или курсом лечения. Все определяется тем, сколько времени потребуется, чтобы заново исследовать все сложные (а точнее -осложненные) пласты Ваших чувств, разобраться во всех неповто- римых нюансах Вашей индивидуальной истории, и уже затем опре-делить реальные причины тех или иных личностных или межличностных проблем, а также сформировать адекватные стереотипы их разрешения. В одних случаях анализ может длиться несколько месяцев и даже лет, в других - несколько недель. Но Вы всегда должны знать, что продолжительность анализа Вы определяете самостоятельно. И когда Вы почувствуете, что достигли того, чего хотели, или решили те вопросы, которые сами перед собой ставили, Вы всегда сможете определить с Вашим аналитиком дату окончания анализа.
Длительность психоанализа никогда не бывает предсказуемой. Вы можете обнаружить "побочные" проблемы большой важности или препятствия, которые замедлят Ваше продвижение вперед. В некоторых случаях Вам придется остановиться или даже отступить. Но это всегда будет Вашим решением.
Психоанализ требует систематичности. Он наиболее эффективен при двух-трех сессиях в неделю, каждая из которых занимает по 45 - 50 минут. Такая частота встреч способствует наиболее успешной работе. Как правило, психоаналитик принимает каждый день несколько пациентов, каждый из которых имеет четко определенное для него время встречи, например, 18.00-18.45; 19.00-19.45. Поэтому Вам придется приспособиться к ограничениям, связанным с этим - не опаздывать и научиться завершать Вашу очередную сессию к определенному моменту, как бы Вам ни хотелось продлить её.


Стоимость
Психоанализ требует вложений не только времени, но и денег. Стоимость одной психоаналитической сессии не превышает стоимости одного часа работы при других видах психотерапии, но психоанализ - это, как правило, более продолжительная "процедура", что естественно предполагает необходимость планирования Вашего бюджета.
Обычно пациент быстро убеждается, что его затраты не так уж велики; более того, оказывается, он тратил гораздо большие деньги на бегство от проблем или на попытки решить их с помощью других малопродуктивных способов. Минимальный контракт с аналитиком предполагает не менее 5 сессий. Психоаналитическое консультирование может состоять из одной-трех сессий.


Стресс
Практически все пациенты во время анализа отмечают, что такое глубокое проникновение в прошлую и настоящую жизнь беспокоит их, иногда заставляет грустить, тревожиться или даже раздражаться во время сессий или после них. Нас не испугают вспышки Вашего раздражения, мы умеем принимать и понимать их, так же, как и Ваши печали.
Некоторые боятся вновь оказаться в плену мучительных воспоминаний и чувств, которые когда-то надолго вывели их из строя, не понимая, что фактически они никогда еще не были свободны от них. Другие опасаются своей подавленной агрессивности, и долго пытаются скрыть её, чтобы не испугать аналитика, он готовы принять её тоже.
Иногда эти страхи более просты: "Я боюсь, что заплачу, и не смогу остановиться"... Ничто не дается просто, и выздоровление в такой области как психика не может быть получено в качестве подарка некоего мага или целителя. Здесь всегда требуется работа над собой и объединение своих усилий с опытом и навыками специалиста. При психоанализе освобождение подавленных чувств - одна из важнейших составляющих терапевтического процесса. Но Вы никогда не будете при этом одни, и никогда не останетесь один на один с Вашими страхами или печальными мыслями. Задача Вашего аналитика - помочь Вам преодолеть и первое, и второе.


Достижения анализа
Как полагает подавляющее большинство тех, кто обратился к психоаналитику и прошел анализ, требуемые при этом затраты времени и денег, а также тяжелые переживания всегда окупаются достигнутыми успехами.
Уже в процессе анализа люди обычно отмечают, что их взаимоотношения с другими и профессиональная деятельность становятся более успешными. Лучше понимая себя и тех, с кем они сталкиваются, люди становятся свободнее. Находя выход из внешних и внутренних конфликтов, они могут с большей энергией, чем прежде, делать то, что они действительно хотят, а не то, к чему их принуждают обстоятельства. Они тратят меньше времени и сил для разрешения как самых простых вопросов, так и самых сложных ситуаций, и в результате каждый их день становится более наполненным, а ощущение от прожитого дня - более полным и комфортным. Как правило, они становятся более эффективными и в материальном, и в семейном, и в социальном плане. Приходят новые успехи в творчестве и карьере.
Прошедшие анализ обычно особо подчеркивают, что сложив-шиеся при этом доверительные отношения с аналитиком оказывают специфическое влияние на все их общественные, профессиональные и семейные связи; отмечают, что все их чувства стали ровнее и стабильнее.
Цель психоанализа - помочь Вам обогатить Вашу жизнь, научить Вас получать большее удовлетворение от взаимоотношений с другими людьми, разрешить болезненные проблемы и конфликты, и сделать Вашу личность более целостной и более радостной.

ВВЕРХ

     
111
Хостинг от uCoz