<<назад<<
старт сайта
>>вперед>>
Е. СИДОРЕНКО "СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ТЕКСТА" (окончание)

Первый этап состоял из трех процедур. Процедура №1: выявление систем отношений с миром (личностный конструкт психолога и клиента, закончившего психотерапию). Процедура №2: выявление системы отношений с миром глазами партнера по общению. Процедура №3: выявление изменений, происшедших во время терапии у клиента (им самим и глазами психолога). Второй этап: интервью, целью которого является выявление субъективно значимых представлений клиента и основополагающих идей концептуальной модели психолога. Третий этап (аналитическая часть): семантический анализ текстов во время психокоррекционных сессий (непосредственного воздействия и опубликованных печатных изданий). 2.1. Тексты, звучащие во время психокоррекционных сессий 2.1.1. Нарративы и психотерапевтическое взаимодействие Тексты, звучащие во время психокоррекционных сессий, можно определять как особый вид литературы, определившей себя в виде психотерапевтического жанра. В целом терапия - вид применения воображения, где постепенно упорядочиваются события и достигаются реальные цели. Человек, проживая свою жизнь, попутно конструирует ее историю. Родителям принадлежит важнейшая роль в этом процессе на протяжении первых лет после рождения, как основным архетипическим образам, основателям "генеалогического мифа"[2]; впоследствии в написании "личной истории" начинают участвовать другие значимые люди. В ходе индивидуальной психотерапии происходит осмысление и переработка личной истории пациента через диалог с психотерапевтом. Состав исторических действующих лиц остается прежним, меняется лишь отношение к ним и событиям, в которых они принимали участие, основываясь на происшедших инсайтах. В психологической литературе принято говорить об инсайте в смысле, отличном от того, что означает этот термин в когнитивной психологии. В психоанализе под инсайтом понимается интеграция переживаний пациента в овладении им интеллектуальными формами доступа к собственным внутрипсихическим процессам[40]. Существует предположение, что эффективность психотерапии зависит от рассказа, с которым приходит клиент на психотерапию. Одни из них необходимы для развертывания продуктивного процесса, ведущего к возникновению инсайта, другие же, напротив, тормозят его. Возможно, что форма рассказа несет в себе какой-то определенный конструктивный момент и является вариацией универсального для всего человечества "классического сюжета"[39]. Рассказывание истории само по себе, как особая деятельность, имеет определенный смысл. Рассказываемые истории в ходе диалога можно назвать нарративами, которые являются средством организации и соотнесения личного опыта субъекта, оказываясь встроенными в структуру взаимодействия в целом, и функционируют как эквивалент речевого акта. "Нарратив" происходит от английского слова "narrative", что означает повествующий или рассказ. Как понятие он понимается различно, как: а)рассказ пациента о событиях жизни; б)тематически единая сюжетная линия, охватывающая единый жизненный путь человека; в)один из модусов психотерапевтического дискурса; либо как (с лингвистической точки зрения) один из способов репрезентации прошлого опыта при помощи последовательности упорядоченных предложений, которые передают временную последовательность событий посредством этой упорядоченности... Нарративы вводятся при помощи структурного средства, названного резюме, в нем указывается: временя, место, действующие лица и поведенческих характеристик ситуации[39]. Однако в реальности не встретишь нарратив со всеми пятью частями. Выделяются следующие семантические критерии: 1)репрезентация в рамках рассказываемой истории временной последовательности событий, включая действия "осложнения или разрешения" или "нарушения плана"; 2)отчетливое указание на место и время действия, а также на действующих лиц[39]. Исследования в области изучения психотерапевтических нарративов показало, что: 1) не все рассказы пациентов равнозначны в плане продуктивного развития психотерапевтического процесса; 2)в ходе терапевтического процесса огромное значение имеет своевременность и уместность комментариев, которые делает психотерапевт[39]. В книге Дж.Хиллмана "Исцеляющий вымысел" предлагается выделять жанр "терапевтических вымыслов"[2;19], что означает рассказ о человеке, пришедшем на терапию, который записан в его истории болезни. Она является вымыслом в трех значениях этого слова: 1)субъективность материала записанных историй; 2)записи это сообщения о воображаемых внутренних процессах главного героя рассказа; 3)это сообщения, которые нельзя опровергнуть или проверить. Существует различие между историей болезни и историей души. История болезни представляет собой биографию исторических событий, в которых принимал участие человек; описывает удачи и неудачи жизни в мире фактов. История души формирует вымыслы и описывает переживания, она не испытывает удач и неудач... Нельзя составить историю души на основе истории болезни. Но между душой человека и историей его болезни существует взаимосвязь, т.к. эта история один из способов рассказа души о себе. Дж.Хиллман утверждал, что этот особый жанр литературы, поддается типированию, выделяя сюжеты и действующих героев. Сюжет, по его мнению, строится вокруг проблемы "почему это произошло?", который находит отражение в психологических теориях. Джеймс Хиллман приходит к выводу, что истории болезни имеют различные литературные стили и написаны в различных литературных жанрах. При этом, терапия приносит максимальную пользу в том случае, если человек помещает свою жизнь в многообразие жанров "без необходимости выбирать один жанр среди других"[2;26]. 2.1.2. Типология текстов психотерапевтического жанра (по Д.ж. Хиллману) Существует четыре способа повествования терапевтических рассказов: эпический, комический, детективный и бытовой реализм[2]. В зависимости от того, какой бог и мифологическая тема звучит в рассказе, выделяют следующие жанры психотерапевтической литературы: 1) алхимический; 2) героический; 3) плутовской или эпизодический; 4) эротический; 5) сатурнический; 6) жанр Анимы; 6) дионисийский. Алхимический жанр Рассказ алхимического жанра у Дж.Хиллмана точно не определен. Алхимический или мистический жанр представляет собой повествование о трансформации, происходящей с главным героем. Мистическое проявляется в виде действия колдунов, волшебников, простого чуда. Героический жанр Рассказ героического жанра изображает развитие, где преобладает миф о Великой Матери / Герое. Это Сражение за Независимость от Великой Матери (название К.Г.Юнга). Этот жанр находит отражение в таких понятиях, как развитие эго, сила эго и самоопределение. Это архетипическая фантазия, которая имеет сюжет: развитие эго, рядового человека, с которым каждый из нас может идентифицировать себя. Ее убедительность опирается на архетипический фундамент. Это повторение на онтогенетическом уровне героического сражения "за независимость от материнской уроборической клаустрофобии"[2]. Это путешествие эго. Герой способен оказываться в гуще событий любого рассказа, он превращает все в притчу о пути, чтобы пройти этот путь и остаться победителем[2]. Плутовской или эпизодический жанр Главный герой плутовского романа не становится лучше (или хуже), он участвует в эпизодических событиях. Его рассказ заканчивается внезапно, не достигая цели. Успех и неудача определяются на основе повседневного опыта. Основное внимание уделяется еде, одежде, деньгам, сексу. Внутри рассказов существуют другие рассказы, которые включены в основной сюжет, показывая развертывание психологических событий одновременно в нескольких местах и у нескольких персонажей. Другие персонажи не менее интересны, чем главный герой, при этом они оказывают значительное влияние на судьбы. В произведениях плутовского жанра отсутствует изображение устойчивых отношений. Много внимания уделяется персонам, маскам и личинам на всех уровнях жизни. Особое внимание уделяется теневому миру. Их фигуры составляют сферу плутовской рефлексии и понимания, устойчивых отношений, хотя и без морального подтекста. Герой плутовского романа терпит поражение, испытывает депрессию и сталкивается с предательством. Но страдания не приводят его к просветлению[2]. Эротический жанр Рассказы эротического жанра изложены в духе Афродиты. Когда все внимание уделяется чувственным ценностям. Все события проникнуты личностными соотнесенностями главного героя. Главный акцент делается на чувственно-сексуальные отношения[2]. Сенексический стиль изложения или сатурнический жанр литературы В сенексическом стиле изложения основное внимание уделяется редукциям, которые могут быть либо нисходящими к страху перед кастрацией, к фантазии о всемогуществе, к первоначальному месту действия и т.д., либо восходящими к целостности, самости. Аналитическая деятельность есть основное действие этого жанра. Она состоит в форме дескрептивных состояний бытия, основных абстрактных сил, действующих в душе. Абстракции и редукции могут быть теоретическими в пределах либидо и его квантификаций, либо историческими, числовыми (кватернер), либо конфигуративными (мандала). В этой литературе всякий образ становится олицетворением чего-то абстрактного. Эти теоретические обобщения, связанны с какой-то причиной в детства. События не рассказывают историю, а обнажают некоторую структуру. Затем эта структура применяется во временном разрезе к другим событиям и образам независимо от контекста[2]. Задача сознания - разглядеть абстракции, понять структуры и законы. Функция сознания определяется способностью рассматривать различные формы защиты и сопротивления. Развязка в этом жанре представлена в форме наставления по психоанализу, теоретической разработки, которая добавляет еще один кирпичик к памятнику психоанализа[2]. Жанр Анимы Рассказ в жанре Анимы представляет некую определенную форму, где Анима неразрывно связана с самими образами и фантазиями. Такой рассказ не оформлен в повествовательный сюжет. Реагирование на образы и фантазии выражается в метафорической форме, в которой сознание является одним из косвенных намеков, рефлексий, отражений, тональностей, едва уловимых развитий одной из сюжетных линий[2]. Дионисийский жанр Дионисийский стиль психотерапевтических рассказов ярко представлен в творчестве К.Г.Юнга, где "особое значение придается потоку событий"[2;30]. Дионис - это не безгласная сила, которая имеет внутреннюю структуру. В психологии она говорит на языке театральной поэтике. Рассказы могут иметь форму представлений, в которых герой всегда участвует. Эти постановки поставлены в реальной жизни и являются архитепическими драмами, где мы - маски (personae), посредством которых говорят боги (personare). Процесс исцеления начинается, когда мы становимся действующими лицами некоего вымысла и, когда возрастает напряжение драмы, наступает катарсис. Задача психолога и клиента в искусном, прочувствованном исполнении роли[2]. Такая терапия использует метод вымысла и другие поэтические средства, в создании которых главную роль играет бессознательное. Оно создает драмы и поэтические вымыслы. Драма имеет следующую структуру: место действия, действующие лица драмы, экспозиция, развитие сюжета, кульминация или кризис, решение кризиса или лизис[2]. В результате психотерапии дешифруются симптомы и символы сновидений. "В итоге невротические нарушения, черты характера, непонятные поступки и навязчивые мысли находят сове объяснение в биографии: они занимают место в индивидуальной истории жизни, это части того целого, которое и должно открыться пациенту"[36]. 2.2.Метод Келли В психологическом знании, несмотря на большое количество психометрических методик, существует достаточно мало методов качественного исследования личности. Одним из них является метод, разработанный Джорджем Келли. Он был одним из пионеров когнитивного направления в психологии со своей теорией личностных конструктов. Он основал свой подход на философии конструктивного альтернативизма, который гласит, что "любое событие для любого человека открыто для многократного интерпретирования"[34]. Келли сравнивал людей с учеными, постоянно высказывающими и проверяющими гипотезы о природе вещей для того, чтобы можно было дать адекватный прогноз будущим событиям. Келли полагал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой, которую он использует для интерпретации жизненного опыта. Келли создал "теорию, в которой все конструкты имеют определенные формальные свойства: диапазон применимости и проницаемости - непроницаемость"[34]. Келли также описал различные типы личных конструктов: упредительный, констелляторный, предполагающий, всесторонний, частный, стержневой (основной), периферический, жесткий и свободный[34]. Келли утверждал, что личность эквивалентна личностным конструктам, используемым человеком для прогноза будущего. Он полагал, что не требуется никаких специальных концепций для объяснения мотивации человека. Он высказывал предположения, что люди мотивированы просто очевидностью того факта, что они живы, и желанием прогнозировать события, которые они переживают. Келли рассматривал конструкты как биполярные и дихотомичные. Он также охарактеризовал организацию конструктов в терминах иерархической системы, в которой какие-то конструкты являются подчиняющими, а какие-то - подчиненными по отношению к другим частям системы. Эта организация не закреплена жестко, так же как непостоянны сами конструкты[34]. Келли изобрел универсальный метод оценки личности, который в гораздо большей степени известен и популярен, чем его концепция. Реп-тест оценивает личностные конструкты, которые люди используют в интерпретации ролевых отношений и своего опыта[42]. Первоначально Реп-тест мыслился, как диагностический инструмент для того, чтобы помочь психотерапевту понять систему личностных конструктов клиента, и представить то, как клиент использует ее для оценки своего социального и материального окружения. Существует много форм Реп-теста, индивидуальных и групповых, но одна методика является общей для всех. Испытуемому предлагается список названия ролей - различных обозначений ролей людей, которые предположительно важны или были важны для тестируемого. Испытуемого просят назвать для каждой роли имя лично знакомого ему человека, который больше всего подходит к этой роли. Люди, которых испытуемый внес в список, называют фигурами. После того, как перечень ролей заполнен, испытуемому предъявляют три имени фигур из перечня и просят установить "самое важное, что делает похожими две, но отличает их от третьей". Данную процедуру повторяют с несколькими другими триадами для того, чтобы определить, как испытуемый классифицирует и дифференцирует перечисленных им людей. Все роли используются в триадах приблизительно в равной степени, чтобы не оказывать выборочное давление на исследование основных конструктов испытуемого. Основываясь на вербальном содержании выведенных конструктов, психолог может сделать предположение о том, как испытуемый воспринимает значимых для него людей и общается с ними. Эта форма Реп-теста называется формой перечня и применяется индивидуально[34]. Келли также разработал технику репертуарной решетки. Определение репертуарная означает, что элементы <группа объектов> выбираются по определенным правилам, так, чтобы они соответствовали какой-либо одной области и все вместе были связаны определенным образом (контекстом) аналогично репертуару ролей в пьесе[42]. Второй смысл этого определения заключается в том, что в технике репертуарных решеток часто элементы задаются в виде обобщенных инструкций, репертуара ролей, но место которых каждый конкретный человек мысленно представляет своих знакомых людей или конкретные предметы[42]. Метод репертуарной решетки состоит в том, что "испытуемому предъявляют специально подготовленную решетку, или матрицу, в которой на одной оси перечислены значимые фигуры его жизни, а на другой - различные разряды, к которым он их относит. Испытуемый заполняет форму, обозначая людей, которые подходят к ролям. Затем испытуемого просят заполнить первый ряд матрицы под колонками, обозначив трех людей кружочками. Эти кружочки обозначают три фигуры, которых испытуемый считает перворазрядными. Испытуемого просят подумать о важной характеристике, которая делает двух из этих людей похожими друг на друга, и отличает их от третьего человека. Решив, чем эти две фигуры похожи, но отличаются от третьей, испытуемый подчеркивает два кружочка, которые соответствуют двум похожим людям. Третий кружок остается не перечеркнутым. Затем испытуемый пишет слово или короткую фразу, которая показывает, чем эти две фигуры похожи, в колонке "полюс конструкта". В колонке "противоположенный полюс" он пишет слово или короткую фразу, из которой ясно, чем третья фигура отличается от двух других. Наконец, испытуемый проверяет оставшиеся фигуры в первом ряду и делает пометку в клетке, если характеристику полюса конструкта можно использовать для интерпретации этой фигуры. Этот процесс продолжается до тех пор, пока испытуемый не заполнит все оставшиеся ряды. В результате получается решетка с фигурами вверху, различными конструктами в правых колонках и пустыми и помеченными клетками внутри прямоугольника[34]. Конечным результатом Реп-теста является модель конструктов, которые человек использует для интерпретирования своей социальной действительности. При анализе результатов исследователь рассматривает: 1)количество и разнообразие выявленных конструкций; 2)содержание и характер конструктов; 3)связь различных фигур с конструктами и между собой; 4)дополнительные характеристики конструктов, такие как их проницаемость, открытость или закрытость и коммуникабельность. Пример считающейся классической формы Реп-теста, изображен на рисунке 1Рис.1 Келли сознавал, что, используя Реп-тест для измерения личностных конструктов, необходимо принять следующие допущения: 1)выявленные конструкты не ограничиваются людьми, перечисленными в перечне названия ролей (в новых ситуациях у испытуемых будут возникать новые персонажи); 2)люди, упомянутые в тесте, являются лишь представителями тех, с кем, испытуемые общаются в повседневной жизни[34]. Наиболее слабым местом в теории Келли является предположение, что люди могут точно описать конструкты, которые они используют, чтобы объяснить, в чем другие люди похожи друг на друга и в чем различны. Современной модификацией Реп-теста в России стала методика "Ко-терапевтическая компьютерная система "Келли-98"(диагностика и коррекция психической адаптации личности). Она основывается на тех же принципах, что и техники репертуарных решеток Джорджа Келли. В ходе многолетних исследований и апробаций, как считают создатели новой методики, была разработана форма, которая позволяла получить чрезвычайно полезную в рамках последующей психотерапии информацию[33]. Кроме того, уже в процессе тестирования и анализа результатов Методика оказывает на человека первоначальное психотерапевтическое воздействие[33]. Методика обладает универсальностью и может быть использована для решения широкого круга задач, например, оценка социальной адаптации клиента. Для исследования системы отношений личности техника репертуарных решеток удобна тем, что она доступна математической обработке: процедурами корреляционного и факторного анализа. Они позволяют получить вероятностные характеристики систем конструктов, отражающих жесткость или рыхлость системы, сбалансированность или разсбалансированность отдельных элементов системы по содержанию составляющих их конструктов. Техника Келли может надежно измерять определенные адаптивные свойства, присущие конкретному человеку, сигнализировать о динамике состояния его адаптивных систем[33]. В Методике "Ко-терапвтическая компьютерная система "Келли-98" конструктам придается примерно такое же значение, что и у Дж.Келли. Теоретическим основанием данной методики, кроме теории личностных конструктов, являются учение В.Н.Мясищева о личности, как о целостной системе отношений, и теория общения Э. Берна. Методика мало отличается от Реп-теста Келли. В ней сохранены все атрибуты автора: репертуарный список, персонажи, конструкты, оценки персонажей по конструктам, репертуарная решетка. Не была изменена последовательность процедур, и сохранились рекомендованные способы выявления конструктов по отношению к персонажам. Также ее можно использовать как семантический дифференциал[33]. Данную методику можно использовать для определения успешности или неуспешности психотерапевтической сессии, которая определяется трансформацией системы отношений клиента и повышением уровня адаптации к жизненным условиям[33]. Также данная методика позволила исследовать область представлений друг о друге субъектов по психотерапевтическому взаимодействию. 2.3. Методы структурного анализа центрального паттерна отношений во время терапевтических сессий В последнее время в психологии возник интерес к деятельности практических психологов и психотерапевтов. Соответственно возник вопрос, каким образом можно определять и структурировать такой вид отношений. В 70-е годы появилось большое количество методов, структурирующих психотерапевтические тексты. На данный момент можно перечислить следующие методы выявления центрального паттерна отношений. Метод диагностического плана (Weiss et al., 1977): этот метод позволяет давать надежные и обширные формулировки. Он включает описание следующих компонентов: цели пациента в терапии; патогенные убеждения, которые мешают пациенту достичь этих целей; способы, которыми пациент склонен "проверять" терапевта с точки зрения этих убеждений; инсайты, которые могли бы помочь пациенту. Для каждого из этих компонентов получена удовлетворительная надежность[41]. Конфигурационный анализ (M.Horowitz, 1979): этот метод приводит к обобщенной Конфигурации ролевых моделей отношений. Данные психотерапевтических сессий рассматриваются с трех точек зрения: состояний, паттернов взаимодействия и информации[41]. Переживание пациентом отношений с терапевтом (Gill & Hoffman, 1982): в этой системе кодируются скрытые намеки и явные ссылки на отношения с терапевтом. Данный метод сосредоточен на том, в какой степени вмешательства (интервенции) терапевта затрагивают латентное и актуальное переживание пациентом этих отношений[41]. Циклические дезадаптивные паттерны (Schacht, Binder & Strupp, 1984): этот метод входит в более обширную систему - Структурный анализ социального поведения (SASB), который предполагает анализ, и кодирование каждой отдельной мысли по ходу сессии. Выделяемые компоненты: действия субъекта, ожидания по отношению к другим, последующие действия других по отношению к субъекту, последующие действия субъекта по отношению к самому себе[41]. Метод рамок (фреймов) (Teller & Dahl, 1981): этот метод основан на последовательностях событий, связанных с желаниями и убеждениями, по мере их проявления в действиях, мыслях, восприятии, чувствах человека. Фрейм определяется как последовательность предикатов, и именно та последовательность, в которой их продуцирует пациент. С 1976 года существует метод выявления Центральной конфликтной темы взаимоотношений CCRT, разработанный Лестером и Элен Люборски. Этот метод стал самым первым структурированным методом выделения центрального паттерна отношений из терапевтических сессий. Метод CCRT возник путем интроспективного наблюдения за теми шагами, которые проходит процесс формулирования центрального паттерна отношений на материале терапевтических сессий. В 1976 г. Л.Люборски тщательно изучал терапевтические сессии психотерапевтов. Сначала он заметил, что обращает внимание на рассказы пациента о терапевте и о других людях. Кроме этого на него произвело впечатление рассказы, которые время от времени повторялись. В каждом рассказе были отчетливо видны три компонента: чего пациент хотел от других людей, как реагировали другие люди, и как пациент отвечал на их реакции. Таким образом, Л.Люборски предложил метод выделения из рассказов центральной темы. Это выделение осуществляется в два структурированных этапа: этап (А) - выявление и идентификация рассказов (называемых эпизодами взаимодействия); этап (Б) - анализ эпизодов взаимодействия и выделение из них темы центрального конфликта отношений[41]. Каждая формулировка CCRT (центральной конфликтной темы взаимоотношений) включает желания по отношению к другим людям, ответные реакции, ожидаемые от других людей, и реакции самого субъекта. Формулирование CCRT во время каждой психотерапевтической сессии имеет много общего с формулированием реакции переноса[41]. Терапевт слушает то, что говорит ему пациент, особенно об эпизодах взаимодействия, и отмечает типы желаний и ответных реакций, общих для различных эпизодов. Данный метод удобен тем, что не представляет особых трудностей и не требует строгих оценочных процедур. Клиническое применение CCRT позволяет быстро и точно описать перенос. CCRT позволяет сфокусировать информацию, что может быть полезно с терапевтической точки зрения для интерпретации. Метод CCRT и аналогичные ему структурированные методы позволяют отслеживать бессознательные аспекты. Для этого выделяются четыре направляющих принципа. Принцип 1: Противоположности главных компонентов CCRT могут отражать неосознанный конфликт. Принцип 2: Часто выражаемое желание может также иметь в качестве варианта своего проявления менее частую и не полностью осознаваемую форму. Принцип 3: Случаи отрицания, вероятно, указывают на такие содержания, которые не полностью осознаются. Принцип 4: Неполное осознание, вероятно, может быть свойственно любому содержанию, в отношении которого пациент когда-либо раньше испытывал трудности осознания. Метод CCRT может указать на возможную причину основных симптомов пациента. Для клиницистов очевидно, что симптомы пациента порождаются конфликтами, но не очевидно, что выявление конфликта обязательно связано с симптомами[41]. Таким образом, конфликт между компонентами CCRT выступает как более широкий контекст для появления симптомов пациента. Различные методы выявления центрального паттерна отношений отличаются друг от друга, но у них имеются и важные общие черты, как то: (1) Базой данных этих методов является психотерапевтическая сессия, рассказы или отдельные мысли пациента на протяжении сессии. (2) Оцениваемые категории в каждом методе включают компоненты, определяющие взаимодействие. (3) Методы основаны на присутствии этих компонентов во многих сессиях, рассказах или отдельных мыслях пациента[41]. Метод структурированного анализа, подобный CCRT позволяет предположить наличие переноса для клинициста. При этом необходимо отметить, что любой структурированный способ приводит к такой формулировке, в которой не хватает конкретики, существенной именно для данного пациента. CCRT предлагает набор общих принципов, которые позволяют достичь согласованности в оценках клиницистов. Метод CCRT, не смотря на существующие методологические трудности, позволяет сделать достоверные предположения о проблемных моментах в рассказе клиента. Это возможно на основание частоты или на основание рельефности, выпуклости темы. Под "выпуклостью" понимается центральное или решающее положение, которое связано с повтором тем. Следовательно, в CCRT будут отражаться центральные конфликтные отношения. Резюме Данная дипломная работа на тему: "Рассказы психотерапевтического жанра: семантический анализ и типология" относится к исследованиям в рамках субъектной парадигмы. Поэтому материалом анализа стали авторские тексты, где главным образом анализировались рассказы, создаваемые психотерапевтом. Наряду с этим были подвергнуты анализу клиентские нарративы и психотерапевтическое взаимодействие. В ходе терапевтических обобщений определилось три направления, позволяющих провести комплексное исследование по анализу и типологии рассказов психотерапевтического жанра. Комплексный анализ позволяет: выделять главную архетипическую идею методом выделения основного мифологического сюжета; выявить семантику переноса и контрпереноса методами выделения центральной конфликтной темы взаимодействия (CCRT) Лестера и Эллен Люборски и репертуарной решетки Келли (в его модифицированном варианте, Ко-терапевтическая компьютерная система "Келли-98"). Кроме того, были рассмотрены несколько клиентских случаев в системе личностных конструктов Келли. III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Комплексное исследование рассказов психотерапевтического жанра состояло из трех основных частей, каждая из которых выражала принципы альтернативных подходов. В данном исследовании использовались методы: юнгианского анализа, психоаналитической концепции, психосемантического и психолингвистического анализа текстов. В результате были выявлены следующие критерия анализа: 1. Архетипический сюжет рассказов психотерапевтического жанра по Дж.Хиллману. 2. Эффективность психотерапевтического взаимодействия в ходе психотерапии. Анализ переноса и контрпереноса субъектов взаимодействия при помощи определения центральной конфликтной темы методом CCRT Лестера и Эллен Люборски. 3. Структура личностных конструктов субъектов психотерапевтического взаимодействия, выявляемая методом Келли. Первые два критерия позволяют получить качественные результаты, третий критерий - количественные результаты относительно психотерапевтического взаимодействия. В соответствии с выделенными критериями анализа текстов психотерапевтического жанра выстраивается следующая схема репрезентации и обсуждения результатов комплексного исследования: 1. Семантический анализ и выделение единого архетипического сюжета в авторских психотерапевтических рассказах: опубликованные тексты (11 выступлений практических психологов и психотерапевтов) и тексты, записанные в ходе интервью (7 интервью). 2. Анализ переноса и контрпереноса, выявление центральной конфликтной темы во время взаимодействия психолога и клиента(9 пар взаимодействия). 3. Анализ структуры личностных конструктов субъектов по взаимодействию. 4. Анализ выявленных соответствий. Интерпретации и теоретические обобщения. 3.1. Семантический анализ и выделение единого архетипического сюжета в авторских психотерапевтических рассказах 1). Семантический анализ текстов, опубликованных в 4-хтомнике "Эволюция психотерапии" на русском язык[38; 39; 40; 41], строился следующим образом: Были выделены 11 рассказов психотерапевтического жанра следующих авторов: С.Минухин, М.Боуэн, В.Сатир, К.Витакер, Р.Лэйнг, Дж.Мастерсон, А.Лазарус, А.Эллис, К.Роджерс. Р.Мэй, Дж.Хиллман. Их рассказы анализировались по следующим критериям: 1). Сюжетная линия (ответ на вопрос "Почему это произошло?"). 2). Действующие герои (персонажи рассказа). 3).Способ повествования (эпос, комедия, детектив и бытовой реализм). 4). Жанр рассказа в зависимости от мифологической темы: 4.1. алхимический; 4.2. героический; 4.3. плутовской или эпизодический; 4.4. эротический; сатурнический; 4.5. жанр Анимы; 4.6. дионисийский 5). Иррациональные свойства текста: 5.1. Семантическая сложность; 5.2. Многообразность, нелинейность; 5.3. Нелогичность; 5.4. Направленность содержание текста на внутреннее; 5.5. Контекстность; 5.6. Нерефлексируемость; 5.7. Динамичность событий; 5.8. Естественность, непринужденность; 1. Субъектная представленность автора. Результаты представлены в таблице №1, где по вертикали отмечены авторы психотерапевтических текстов, а по горизонтали все выше перечисленные критерии анализа рассказов психотерапевтического жанра: Авторы рассказов Сюжетная линия Персонажи Способ повествования Мифологическая тема Свойства текста С. Минухин [38, 17-35, 40-53] "Корни проблемы следует искать в семье". "Взаимодействие каждого члена семьи есть проблема" Члены семьи: ребенок, мать, отец и другие. Бытовой реализм Сенектический жанр. Систематизация событий и историзация. Контекстность, динамичность событий, естественность М. Боуэн [38, 110-124] Недифференцируемое общесемейное эго, наследственная патология Человек, Земля, естественные системы. Правильные научные принципы Эпическое описание становления человека Героический жанр становления человечества, прохождение пути. Отделение от Матери природы. Многообразность, динамичность событий, естественность В. Сатир [38, 179-194] Если клиент не может мобилизовать свои внутренние ресурсы, возникает проблема Мужчина, женщина, семья, роли, устоявшиеся традиции. Здоровье, ресурс Призыв к борьбе, сотрудничество и диалог Героическая тема. Борьба за тех, кто не может, спасение души Многообразность, направленность на внутреннее, контекстность, естественность К. Витакер [38, 203-218, 230-244] Семья - живой организм, субъект или территория, состоящая из физической территории, сочетающей биологические, психологические и социальные компоненты. Нарушение пропорций ведет к проблемам Типы семей (биологическая, психосоциальная и социальная), отец, мать, дети Комедия бытового реализма Сенектический жанр, восходящий к целостности семейной системы Семантическая сложность, многообразность, контекстность, естественность, субъектная представленность автора. Р. Лэйнг [39, 27-33; 40, 55-68] Причина проблемы клиента в семейный взаимоотношениях, т.к. в семье ребенок слышит, что мы говорим и видим, что мы делаем и не всегда и то и другое совпадает Семья и взаимодействие родителей и детей Эпическое повествование сложности, трудности жизни Героический жанр рассказа Семантическая сложность, направленность на внутреннее, субъектная представленность автора. Д. Мастерсон [38, 125-133] Перенос и конрперенос в смысле отличном от психоаналитической концепции Пациенты и психотерапевты, их идеи, психотерапевтическая работа. Комедия Эпизодический жанр рассказа Семантическая сложность, многообразность, контекстность, динамичность событий, естественность А. Лазарус [39, 106-116] Ограниченность и ригидность наших мыслей Психоанализ, психоаналитик и пациенты Бытовой реализм в исторической перспективе Героический жанр Семантическая сложность, контекстность, субъектная представленность автора. А. Эллис [39, 213-238] Вся беда оттого, что нормы превращаются в обязательные требования Клиент и психотерапевт, их идеи, иносказательность языка Детектив, умозаключительное размышление о смысле и о правде Сенектический жанр рассказ, тенденция обнаружить героизм повседневных дел Контекстность, динамичность событий, естественность К. Роджерс [40, 11-27] Недопонятость, невыраженные чувства, низкая самоценность ведут к проблеме Человеческая природа, актуализация, значимость, интуиция Эпос развития человеческой природы Сенектический жанр восходящий самоценности человека и позитивному ядру человека Многообразность, направленность на внутреннее, нерефлексируемость, естественность, субъектная представленность автора. Р. Мэй [40, 289-296; 41, 242-252] Потеря героев своего великого психотерапевтического дела Психотерапевты, их работа, их качества, пациенты Эпос развития Героический жанр Многообразность, контекстность, субъектная представленность автора. Д. Хиллман [32] Непонятость души причина душевных исканий Психотерапевты и их рассказы Эпос развития Героический жанр Многообразность, направленность на внутреннее, контекстность, субъектная представленность автора. Таким образом, в 11 авторских рассказах было встречено: эпическое повествование 5 раз; бытовой реализм 2 раза; комедия 2 раза и детективное повествование 1 раз. Рассказы В.Сатир мы не смогли отнести ни к одному из вышеперечисленных наименований, поэтому выделяем еще один стиль написания текста: призыв к борьбе, сотрудничество и диалог. Анализ сюжетов показал, что наиболее часто встречающимся является героический жанр (6 типов авторских текстов). Сенектический жанр психотерапевтических рассказов встретился 4 раза. Эпизодический жанр рассказов встретился только в одном случае у Д.Мастерсона в сочетании с комическим стилем повествования. Следующие жанры не были отмечены: алхимический, эротический, жанр Анимы и дионисийский жанр. 2). Результаты анализа авторских психотерапевтических текстов, записанных в ходе интервью, представлены в таблице №2. По вертикали отмечены авторы психотерапевтических рассказов, а по горизонтали все вышеперечисленные критерии анализа текстов: Авторы рассказов Сюжетная линия Персонажи Способ повествования Мифологическая тема Свойства текста Психолог A Причина всех трудностей человека в неумении строить отношения с другими людьми Люди, их роли, чувства и мысли, желания, результат Бытовой реализм Героический жанр рассказа, желание помочь другим людям и себе Направленность содержание текста на внутренние переживания Психолог B Причина всякой проблемы клиента в неоправданности своей иллюзии или иллюзий Женщина, ее становление, мужчина. Телесно-чувственное бытие, полагания Комедия бытового реализма Героический жанр рассказа, становление человека, нахождение гармонии и красоты Семантическая сложность, направленность на внутреннее, динамика, естественность ПсихологC "Любая трудность, которую испытывает клиент, связана, выражаясь метафорически, с потерей авторства своего героизма" Клиенты, наркоманы, психологи, методики, интерактивный психосинтез Комедия Дионисийский жанр психотерапевтического текста Семантическая сложность, многообразность, нелогичность, контекстность, нерефлексируемость, динамичность, естественность ПсихологD Причина психологического неблагополучия - детская позиция по отношению к миру Клиенты, наркоманы, подростки, группа Бытовой реализм Героический жанр пути взросления человека Динамичность, естественность Психолог E "Проблемы клиента связаны с нарушением внутриличностной коммуникации" Проблема клиента, транзактный анализ, клиенты, родителм наркоманов Комедия бытового реализма Дионисийский жанр психотерапевтического текста Семантическая сложность, направленность на внутреннее, контекстность, динамичность, естественность, субъектная представленность автора Психолог F Причины заболевания никому не известны Клиенты, из реакции, группы, симптомы, мотивация Бытовой реализм Дионисийский жанр психотерапевтического текста В тексте представлены все свойства иррационального Таким образом, анализ авторских текстов, записанных в ходе интервью, показал, что у 6 практических психологов наблюдалось 3 комических рассказа и 3 рассказа в стиле бытового реализма. Эпический и детективный стили изложения психотерапевтических текстов данными специалистами не использовался. Анализируя психотерапевтические тексты по архетипической теме, выявили, что 3 психологов использует героический жанр рассказа, а 3 других - дионисийский. Рассказы других жанров не отмечались. 3.2. Анализ переноса и контрпереноса, выявление центральной конфликтной темы во время взаимодействия психолога и клиента(9 пар взаимодействия). Критерий анализа переноса и контрпереноса выделился в результате наблюдения за психотерапевтическим взаимодействием на предварительном этапе исследования. Супервизорский анализ сессий заключался в выявление структуры психотерапевтического взаимодействия и интерпретации происходящих событий. Процедура наблюдения была стандартизирована посредством использования структурного анализа центрального паттерна отношений. Метод выявления центральной конфликтной темы (CCRT) Л. и Э.Люборски позволял выявлять переносы клиентов, отмечая эпизоды взаимодействия и выделяя из них темы центрального конфликта отношений по желаниям клиента и существующим позитивным или негативным реакциям объекта и субъекта взаимодействия. Мы сочли необходимым выделить критерий анализа переноса и контрпереноса на основе выделения темы центрального конфликта взаимодействия потому, что таким образом возможен анализ текста и наиболее наглядно представляется схема взаимодействия Анализ структуры личностных конструктов психолога и клиента методом Реп-теста Дж.Келли и универсальность модели исследования позволяла выявить действительное наличие взаимных переносов. В комплексном исследовании приняли участие психологи и их клиенты (всего 9 пар взаимодействия). Результаты представлены в таблице №3. Таблица №3 Выявленные переносы отношений клиента на ситуацию взаимодействия психолога и клиента Выявленные проблемные области в отношениях психолога КлиентA1 CCRT: негативные отношения с мужчинами и желание быть принятой, ожидание романтических отношений. Переносы: Негативный перенос отца Психолог A Проблемные области отношений "Родитель - Ребенок" КлиентB1 CCRT: страх мужчин и желание строить отношения с ними Переносы: Негативный перенос отца Психолог B Проблемные области отношений женщин к материнству и неприятие инфантильной позиции клиентов Клиент B2 CCRT: непостоянность отношений с мужчинами и желание глубинных и настоящих отношений с ними. Переносы: Негативный перенос отца и позитивный перенос матери на ситуацию взаимодействия ----- Клиент B3 CCRT: не успешность себя в отношениях с мужчинами и желание единения с избранноком. Переносы: Негативный перенос матери ----- Клиент B4 CCRT: неуспешность реальных отношений в жизни и желание опеки и заботы, понимания со стороны других Переносы: Позитивные переносы родителей Психолог B Опекающая и заботливая позиция по отношению к клиенту КлиентC1, C2, C3 CCRT: не было выявлено Отмечалась в большей степени чем в других случаях неадекватная оценка психолога и ситуации взаимодействия Психолог С Отмечалось принятие родительской позиции психологом. Отношение к клиентам как непутевым детям. КлиентD CCRT: конфликные отношения с матерью и друзьями, желание спокойный и гармоничных отношенйис окружающими Переносы: Позитивный перенос на психолога Психолог D Проблемные области не были выявлены КлиентЕ Переносы: (субъективное представление психолога) позитивные или негативные отношения с родителями Психолог Е Принятие родительской позиции в отношении с клиентами Психолог F Жесткое разделение отношений на позитивные и негативные Таким образом, во всех изученных парах взаимодействия присутствовало перенесение каких-то личностных особенностей на ситуацию отношения психолога и клиента. Об этом также свидетельствует анализ структуры репертуарных решеток Келли субъектов взаимодействия. Перенос отношений наглядно виден при анализе корреляционных свойств личностных конструктов. Так, например, одна и та же семантика фактора личностных конструктов наблюдается в представлении о себе психолога и в представлении психолога о картине отношений клиента. При этом показатель информативности факторов свидетельствует об осознанности существующих особенностей и возникающих эмоциональных реакций во время общения психолога и клиента. Это наглядно представлено в таблице №4. Факторы личностного конструкта психолога, выявленные в стандартном тестировании Факторы личностного конструкта области представлений психолога о клиенте Психолог Д Представление о клиенте Д до терапии 1-й фактор: сам решает проблемы - навязывает проблемы живет - спокойный понимает - не понимает уверен - не уверен 2-й фактор: странный - понятный с проблемами знает меня 2-й фактор: контролирует - дает свободу озабоченный - беззаботный защищает - просит защиты не интересно - интересно веселый - грустный 3-й фактор: преследователь - жертва без проблем - с проблемами сложный - простой Психолог Д Представление о клиенте Д после терапии 3-й фактор: веселый - грустный учится - учит контролирует 3-й фактор: интересный - неинтересный глупый - умный добрый - злой Также были получены следующие результаты: репертуарная решетка при взаимных оценках психолога и клиента имеет сходный репертуар ролей, что свидетельствует о знании клиентского случая. В репертуаре ролей клиента при оценке психолога отражается перенос эмоциональных отношений. Анализ клиентских случаев показал, что у психологов (наиболее ярко у психологов: В, С, Д) представленность клиентских проблем изменена в соответствии со своим особым мировосприятием. Например, оптимистичность психолога - более благополучный прогноз динамики проблемы у клиента; ориентация психолога на взросление - представление о динамике проблемы клиента как решение основных задач взросления; ориентированность психолога на половую идентичность - отслеживание половой идентификации клиентов. Таким образом, выявили, что: 1) клиенты идентифицируют психолога со значимыми людьми из своего окружения; 2) существует перенос личностных особенностей психолога на ситуацию психотерапевтического взаимодействия; 3) у психолога констатируется высокая степень осознанности ситуации взаимодействия. В целом, анализ структуры личностных конструктов субъектов взаимодействия показал наличие переносов и контрпереносов в ситуации психотерапевтического взаимодействия. 3.3. Анализ структуры личностных конструктов субъектов по взаимодействию. Анализ структуры личностных конструктов методом Келли, как было уже сказано выше, относится к количественному исследованию относительно психотерапевтического взаимодействия. Было подвергнуто тестированию методикой ко-терапевтическая компьютерная система "Келли-98" пятеро практических психолога и их настоящих клиента (всего 10 человек) Тестирование состояло из трех частей . №1: Стандартное тестирование методикой с целью выявления систем отношений человека с миром. №2: Тестирование со специально заданным репертуаром релей для выявления представлений о системе отношений с миром партнера по общению (для психолога в специальной форме). №3: Повторное тестирование с целью выявления изменений, происшедших во время терапии у клиента. Проводилось бланковое тестирование и тестирование на компьютере. Стандартное тестирование проводилось в соответствии со всеми требованиями, описанными в руководстве методики "Ко-терапевтическая компьютерная система "Келли-98". Во время выявления представлений субъектов взаимодействия друг о друге звучали следующие инструкции: "Вспомните, пожалуйста, то, что происходило на Ваших встречах с психологом. Заполните, пожалуйста, матрицу теста вашими представлениями о Вашем взаимодействии с психологом (клиентом)". При этом клиента просили заполнить матрицу теста с учетом измененного репертуара (звучали следующие инструкции): "Выберите, пожалуйста, из числа знакомых Вам людей трех человек, играющих для Вас очень похожую роль, что и психолог. Это могут быть родители, знакомые люди, а также люди, которых Вы где-то однажды встретили. Также это могут быть вымышленные или сказочные персонажи". "Выберите, пожалуйста, из числа знакомых Вам Людей трех человек, которые играют для Вас абсолютно противоположную роль психолога. Это могут быть жена или муж, друзья или коллеги по работе. Неважно, имеете ли Вы с ними дружеские отношения или отношения соперничества. Персонажи могут быть взяты из мифов, сказок и любых других художественных произведений". "Теперь, из числа знакомых Вам людей выберите, пожалуйста, трех любых человек, играющих для Вас значимую роль. Это могут быть любые люди, окружающие Вас". Были заданы еще три персонажа: "Он - идеальное", "Он - реальное" и "Он - в прошлом". Эти роли пояснялись следующим образом: "Он идеальное" - это тот человек, которым, по-вашему, хотел бы быть психолог, достигнув полного совершенства. "Он - реальное" - это тот человек, которым Вы представляете себе психолога в настоящее время. "Он - детское" - это то Ваше представление о психологе как о ребенке". Рис.3 Во время выявление представления психолога об отношениях клиента предлагался бланк тестирования, где не был задан репертуар ролей и предлагалась матрица, состоящая их двух систем конструктов: конструкты клиенты до терапии и конструкты клиенты после психотерапевтического воздействия. Рис.4 Анализ и интерпретация структуры личностных конструктов проводилась по следующей схеме: 1. Анализ персонажей из репертуара ролей; 2. Анализ выстроенной системы личностных конструктов; 3. Анализ личностных конструктов по группам: 3.1. Отношение "Ребенок - Родитель"; 3.2. Отношение "Взрослый - Взрослый"; 3.3. Отношение "Родитель - Ребенок"; 4. Анализ свойств системы конструктов: 4.1.1. Когнитивная сложность конструктов; 4.1.2. Разнообразие - однообразие конструктов; 4.1.3. Эмоциональность - рациональность конструктов; 4.1.4. Эго-направленность конструктов; 4.1.5. Идеомоторные - моторные конструкты; 4.2. Свойства конструктов в зависимости от коэффициентов корреляций: 4.2.1. Рыхлость - жесткость системы конструктов; 4.2.2. Сильносвязанные конструкты; 5. Анализ обобщенных групп конструктов: 5.1. Величина фактора; 5.2. Факторный вес конструкторов; 5.3. Сбалансированность конструктов; 6. Распределение персонажей по осям факторов: 6.1. Асимметричное распределение; 6.2. Нормальное распределение; 7. Анализ обобщенных свойств репертуарной решетки Келли: 7.1. Оценка общего развития; 7.2. Диагностика личностных особенностей; 7.3. Содержание проблем 7.4. Определение отношения к результату тестирования 7.5. Оценка адаптационного потенциала. Результаты анализа представлены в таблице №5: Свойства системы конструктов Анализ системы конструктов клиентов Анализ системы конструктов практических психологов 1. Персонажи близкого окружения Персонажи близкого окружения 2. Сложность нахождения и простота выявленных личностных конструктов Легкость нахождения и неоднозначность выявленных личностных конструктов 3.1 Отношения "Родитель - Ребенок" относительно гармоничные Сложность и неоднозначность отношений "Родитель - Ребенок" 3.2. Отношения "Взрослый - Взрослый" свидетельствуют о существующих проблемах выстраивания отношений с другими Гармонично простроенные отношения 3.3 Неудовлетворенность отношениями "Ребенок - Родитель" Опекающая либо фрустрирующая позиция "Ребенок - Родитель" 4.1.1 Когнитивно сложная система конструктов То же самое 4.1.2 Разнообразные и однообразные То же самое 4.1.3 Рациональные конструкты То же самое 4.1.4 Не эго-направленные конструкты То же самое 4.1.5 Идеомоторные конструкты То же самое 4.2.1 Жесткость системы конструктов Гибкость системы конструктов 4.2.2 2 и больше сильно связанных конструктов Менее одной сильносвязанной пары конструктов 5.1 Разная информативность полученных факторов Высокая информативность факторов 5.2. Разный процентный состав конструктов в факторах То же самое 5.3 Несбалансированные конструкты Сбалансированные конструкты 6.1 Асимметричное распределение персонажей по факторам ----- 6.2. ----- Нормальное распределение персонажей по факторам 7.1. Высокий уровень интеллектуального развития То же самое 7.2. ----- ----- 7.3. Легко выявляется содержание личностных проблем Неоднозначность оценки содержания проблем 7.4 Интерес и доверие к тестированию Отсутствие интереса к собственному тестированию и недоверие к процессу тестирования 7.5 Низкий или средний адаптационный потенциал Высокий адаптационный потенциал В результате анализа структуры личностных конструктов психолога и клиента, участвующих в психотерапевтическом взаимодействии, были получены следующие результаты: 1. Определенность репертуара ролей у клиента и психолога различны. 2. Личностные конструкты субъектов взаимодействия различны. 3. Анализ группы конструктов показал, что у клиентов в целом возникают трудности в общении на всех уровнях коммуникации и наиболее остро это проявляется при общении с равными. Структура личностных конструктов психолога показывает, что отношения с клиентами построены в основном в позиции "Родитель - Ребенок", а возможные проблемные области лежат в отношениях "Ребенок -Родитель". 4. В целом свойства конструктов субъектов взаимодействия практически не отличаются. Преобладают когнитивно сложные, рациональные и идеомоторные конструкты. Системы конструктов психолога и клиента отличаются. У клиента жесткая система с достаточным количеством сильносвязанных конструктов. У психолога гибкая система с тенденцией к снижению сильносвязанных конструктов. 5. Конструкты, выявленные у психологов, сбалансированы и отличаются высокой информативностью. У клиентов информативность ниже и конструкты несбалансированы. 6. У клиентов тенденция к асимметричному распределению персонажей, у психологов - нормальное рапределение. 7. У клиентов возрастает адаптационный потенциал относительно начала психотерапевтического процесса. Психологи обладают высоким адаптационным потенциалом. Кроме отмеченных результатов, можно выделить следующие особенности: У психологов отмечались динамические изменения личности не патологического характера, связанные с потерей иллюзий относительно жизни. Это выражалось в следующих конструктах: веселый, беззаботный, сентиментальный, фонтанирующая, добрый. Была выявлена относительная корреляция личностных конструктов клиентов одного и того же психолога. Что нельзя интерпретировать однозначно. 3.4. Анализ выявленных различий и соответствий. Интерпретации и теоретические обобщения. В результате анализа авторских текстов практических психологов и анализа психотерапевтического взаимодействия были отмечены следующие результаты: Анализ текстов психотерапевтического жанра показал, что используемое сочетание методологических принципов комплексного подхода позволяет типировать авторские рассказы психотерапевтов. Наряду с выделенными стилями повествования (эпический, комический, бытовой реализм, детектив), можно выделить еще один - призыв к борьбе, действию. Среди архетипических сюжетных линий наиболее часто встречающимся оказался героический жар в сочетании с эпическим повествованием. Сенектический жанр психотерапевтических рассказов оказался на втором месте. Также часто встречался дионисийский жанр литературы в сочетании с комическим стилем повествования. При помощи анализа иррациональных свойств текстов было установлено, что в целом можно разделить психотерапевтические тексты на логичные и семантически сложные (мы назовем их рационально иррациональные - РИ), и текксы, направленные на внутреннее содержание, контекстные и неподдающиеся рефлексии(мы назовем их иррационально рациональные - ИР). Среди первого типа преобладает комический стиль повествования и бытовой реализм, а тексты, условно относящиеся ко второму типу - эпический стиль. У текстов, относящихся к первому типу, преобладает динисийский и героический сюжеты, а у текстов второго типа - сенектический. Таким образом, выявили, что: 1) клиенты идентифицируют психолога со значимыми людьми из своего окружения; 2) существует перенос личностных особенностей психолога на ситуацию психотерапевтического взаимодействия; 3) у психолога констатируется высокая степень осознанности ситуации взаимодействия. В целом, анализ структуры личностных конструктов субъектов взаимодействия показал наличие переносов и контрпереносов в ситуации психотерапевтического взаимодействия. Анализ структуры личностных конструктов субъектов психотерапевтического взаимодействия показал, что в результате можно выявить имеется ли психотерапевтический эффект у клиента после встречи с психологом. Также было продемонстрировано, что изменяется адаптационный потенциал всех клиентов, пришедших на терапию, что свидетельствует о наличие психотерапевтического эффекта. Таким образом, нам считается верным следующее теоретическое обобщение относительно психотерапевтического взаимодействия. Системная модель взаимодействия (коммуникации психолога-консультанта и клиента) Коммуникация психолога и клиента - это, прежде всего, одномоментное временное бытие психолога - консультанта и клиента, оказывающее более или менее сильное влияние на последующую жизнь обоих субъектов взаимодействия. Данная коммуникация осуществима в условиях психологической консультации. Это может быть первичный прием, либо первичная консультация. Взаимодействие складывается из трех элементов: пространство личностей двух субъектов взаимодействия (личность психолога и личность клиента), пространство взаимодействия двух личностей (первая и вторая реальности) и динамика изменений: переструктурирование системы Под пространством личности понимается структура человеческой психики, складывающейся из операциональных компонентов. Это: особенности эмоционально - волевой, познавательной сферы; свойства психики; набор рефлексируемых состояний; социальные свойства человека; бессознательные механизмы действий. Имеет рациональный и иррациональный пласты. Рациональный чаще называется осознанным, а иррациональный - бессознательным. Личность может определяться либо как: самодостаточная, компенсированная, декомпенсированная и невротическая; либо как: здоровая, сложная, акцентуированная, невротическая, психотическая. Под пространством взаимодействия двух личностей понимается смысловая сторона системы, т.к. весь поток информации заключен в знаковую форму. Данное пространство подвластно сильным искажениям; находится в культурно-языковой среде. Имеет рациональную и иррациональную подсистемы. Последние практически не изучены. Взаимодействие делится на, так называемые, первую и вторую реальности. Первая реальность характеризуется свойствами: 1) объективность существования двух или более человек;2) время;3) помещение;4) наличие двух субъектов активности: физически, эмоционально, действенно;5) включенность в социальные взаимодействия. (политический режим и соответствующая политическая система; экономическое положение государства, состояние государственной системы; влияние различных малых групп и т.п.). Под второй реальностью понимается отражение реальной действительности в сознании людей. Делится на вторую реальность клиента (отражение действительности клиентом, видимая клиентом как проблемная и приближенная к действительности) и вторую реальность психолога - консультанта (отражение действительности психологом-консультантом, состоящее из личного опыта человека, его прошлого, настоящего и иллюзорного будущего; отражение действительности, представляющее анализ взаимодействия психолога и клиента, выраженное профессиональными качествами; Под динамикой изменений понимается переструктурирование пространств личностей, как психолога, так и клиента. В системе можно выделить субъекта и объекта общения. Первым является психолог-консультант; вторым - клиент. В процессе консультативной системы происходит предъявление поведенческих паттернов, как психолога, так и клиента. Отличие состоит в том, что клиент, как правило, использует способы неэффективного общения с другими, а психолог в силу своего профессионализма должен быть эффективен в общении, при этом должен обладать навыками рефлексии. Поэтому в процессе взаимодействия психолог, проявляя свою субъектность, управляет поведением клиента поддерживая позитивные (целесообразные) способы и фрустрируя негативные (неадекватные) способы взаимодействия. Так, в процессе взаимодействия может произойти интеграция личности, необходимая для разрешения проблемной ситуации. Каким образом это происходит в психологической науке, точного ответа нет, но изменения диагностировать можно при помощи личностных опросников, делая замеры до и после консультирования. Выделенные элементы взаимосвязаны друг с другом. Личность психолога - консультанта с личностью клиента: взаимодействие осуществляется на уровне сознательного и бессознательного с неотъемлемым влиянием прошлого опыта, Я - концепций обоих, жизненных ресурсов и трансцендентных способностей. Личность психолога - консультанта с пространством первой реальности: принятие всех правил ведения психокоррекционного процесса, соблюдение всех условий консультирования. Личность психолога - консультанта с пространством своей второй реальности: использование профессиональных знаний, умений и навыков для разрешения всех видов проблемностей. Личность психолога - консультанта с пространством вторая реальность клиента: принятие ее таковой, какая она есть (не зависимо от динамики изменений) и целостное влияние на систему отношений клиента. Личность клиента со своей второй реальностью, представляющей для него проблемой: направленность на разрешение проблемностей. Личность клиента со своей второй реальностью, приближенной к действительности: выход на психологические ресурсы. Во взаимодействии психолога и клиента можно выделить подсистемы, составляющие единое целое системы. Имеется две основных подсистемы, которые можно с уверенностью выделить. Это: 1.) рациональное взаимодействие двух социальных индивидов; всевозможные варианта рациональных процессов; 2.) иррациональное взаимодействие двух индивидуальностей, имеющих энергетический ресурс бессознательного (у одного человека, возможно, котектированный; у другого - флуктуирующий); трансцендентные переживания; всевозможные варианта иррациональных процессов Подсистемы рационального и иррационального взаимообусловлены. Можно выделить несколько типов их взаимосвязи: конфронтация; конфликт; параллельность; интеграция; различные формы искажения иррационального в рациональном (фантомные переживания и т.п.); различные формы искажения рационального в иррациональном (вытесненные события, мысли и т.п.) В зависимости от каждого типа складывается определенная модель взаимодействия клиента и психолога-консультанта. Необходимо отметить, что интеграция рационального и иррационального в психике психолога-консультанта должна быть выше, чем в психике клиента. Учитывая данную модель психологического консультирования, можно сказать, что целью взаимодействия психолога-консультанта и клиента является минимально необходимая интеграция рационального и иррационального. Система взаимодействия психолога-консультанта и клиента может рассматриваться: 1). Как одна из подсистем всего множества взаимодействий людей. Из этого следует, что на систему оказывают влияние всякое изменение отношений между индивидами. Эти изменения касаются как любых макро групп (мировые новости, катастрофы, политические и экономические интриги и т.п.), так и изменения в малых группах, имеющих значение для личности клиента (семейные неурядицы, болезнь родственника и т.п.); 2).Как один из уровней практической психологии. Факторами флуктуации системы психолог-клиент являются: 1) готовность обоих личностей вступать во взаимодействие, которая вытекает из преобладания естественного желания решить сложную ситуацию над различными запретами (личностная защита, социальные страхи и стереотипы); 2) актуальная способность психолога создать условия для преобразования исходной второй реальности двух личностей в новую. Существует механизм отрицательной обратной связи (или по-другому иррациональные механизмы, мешающие развитию системы) - процесс ограничения взаимодействия внутри системы " клиент и психолог-консультант", обуславливающий застой или регресс системы. Этот процесс возникает в результате перевеса чаши весов "желание взаимодействовать - запрет на взаимодействие" в сторону последнего. Рассматривая каждый элемент системы, можно выделить определенные факторы неэффективного взаимодействия (например, в пространстве личности психолога-консультанта можно обнаружить модели неэффективного общения или неумение решить какую-нибудь жизненную задачу; может возникнуть конфликт ценностных установок и т.д.), которые мешают развитию системы. Под развитием системы взаимодействия " клиент и психолог-консультант" понимается эффективное общение двух личностей, которые прошли путь хотя бы частичной интеграции внутренних пластов психики; проявление субъектности индивидов общения; обеспечение дельты приращения системы при минимальных ресурсных затратах (без ущерба здоровья, разрыва отношений, потери творческих способностей и чувства жизни). Точкой бифуркации системы, максимально неустойчивого равновесия, является момент соединения рациональных и иррациональных пластов в системе взаимодействия психолога-консультанта и клиента. В данной системе присутствуют также факторы стабилизирования системы: включенность рефлексирующего субъекта (психолог-консультант); естественное желание разрешить проблемную ситуацию; необходимый энергетический ресурс бессознательного психолога-консультанта. Все перечисленные факторы стабилизации системы "клиент и психолог-консультант" трудно поддаются диагностики и могут быть выработаны в процессах обучения и личностного становления. Резюме: Комплексное исследование рассказов психотерапевтического жанра показало, что практические психологи и психотерапевты, используя в своей работе разные типы психотерапевтических текстов, отличаются друг от друга. Эффективность психотерапевтического процесса зависит от способности клиента отслеживать иррациональные проявления, возникающие во время психотерапии. Результаты исследования позволяют предположить, что в зависимости от личностных особенностей психолога формируется "клиентура" данного специалиста, но, т.к. данное исследование было ориентировано в основном на анализ психотерапевтических текстов, то по результатам данного исследования нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть эту гипотезу. Заключение В заключении хотелось бы подчеркнуть, что данная дипломная работа представляет собой комплексное исследование текстов психотерапевтического жанра, которая объединяет альтернативные методологические принципы. Это: юнгианский, мифологический подход к анализу текста; психоаналитический подход и выделение переноса и контрпереноса в психотерапевтическом взаимодействии; психолингвистический подход и семантический анализ текста. Кроме этого, хотелось бы отметить, что на данный момент времени выделяются два абсолютно разных в методологическом отношении направления практической психологии. Это так называемая Эго-психология, бурно развивающаяся до 20-х годов, и Self-психология, развивающаяся быстрыми темпами в настоящее время. Терапия, основывающая на методологических принципах Эго-психологии, в целом направлена на персону человека, отражающую социальную представленность эго в социуме. Такая терапия ориентирована на коррекцию социальных отношений, на изменение социальных ролей. Эго-психология направлена на изменение эго-сознания человека. Ее эффективность оценивается изменением социальной адаптации клиента, пришедшего на терапию, которая достигается сознательным анализом поведения, чувств и мыслей. Терапия в рамках Эго-психологии ориентирована на рациональные моменты взаимодействия людей. Self-психология начала развиваться на основе глубинной психологии К.Г.Юнга. Его последователи (С.Грофф, Р.Ассаджиолли, М.Эриксон и др.) внесли огромный вклад в развитии новых методов психотерапии. Разработанные методы и теоретические обобщения имеют большое значение для психотерапии. В рамках Self-психологии рассматривается не социальная идентификация, а социальная идентичность, способность проявлять внутреннюю сущность. В целом Self-психологии ориентирована глубинные пласты психики и их иррациональное проявление. Такая терапия учитывает иррациональные моменты взаимодействия. Таким образом, на данный момент существуют 2 взаимоисключающих друг друга принципа построения и объяснения психотерапевтического взаимодействия (терапия, центрированная на рациональной стороне взаимодействия, и терапия, центрированная на иррациональной стороне взаимодействия). Интеграция этих 2-х направлений позволила бы преодолеть их методологическую ограниченность. Т.к. иррациональные моменты изучены в меньшей степени, то данная дипломная работа была ориентирована именно на эту сторону взаимодействия. Таким образом, результатом данной работы является сама попытка проанализировать иррациональное в процессе взаимодействия двух личностей, психолога и клиента. При этом, если говорить о возможности такого исследования, то она практически сводится к нулю, т.к. нет методов, позволяющих исследовать неосознанные проявления психики. Все существующие на сегодняшний день методики способны диагностировать лишь то содержание души, которое переработано разумом. В данной дипломной работе предлагается выделять психотерапевтические тексты, как единицу анализа взаимодействия. Выделение именно такого структурного элемента позволяет одновременно анализировать сознательные и бессознательные проявления души. Кроме этого в рамках данной дипломной работы обнаружилась несостоятельность существующих методологических принципов и диагностических методик исследования межличностного взаимодействия и взаимовлияния. В частности, выявилась ограниченность методов, использованных для изучения рассказов психотерапевтического жанра. Метод Келли, не смотря на всю универсальность идеи, положенной в его основу, не позволяет выявить иррациональные проявления поведения человека. Он может лишь выявлять несоответствия вербальных репрезентаций внутренних смысловых структур. Метод Келли это лишь повод для сотрудничества психолога и клиента, точка соприкосновения внутреннего (не проговоренного) и внешнего (презентируемого). Метод выявления центральной конфликтной темы (CCRT) позволяет, также как при использовании Реп-теста, структурировать поток выражения, редуцируя и обобщая конкретику частного случая. В заключение, хотелось бы сказать, что те результаты, которые были получены представляют субъективный взгляд на проблему взаимодействия человеческих душ, бытия. Возможно, такой взгляд ограничен и не конструктивен, но то, что было отмечено в данной дипломной работе представляет собой результат пятилетнего становления психолога.

ВЫВОДЫ

Комплексное исследование рассказов психотерапевтического жанра выявило и показало следующее: 1. Семантический анализ и типирование психотерапевтическихз текстов позволяет по-новому отнестись к ситуации взаимодействия психолога и клиента: типирование рассказов психотерапевтического жанра, в зависимости от мифологической темы, звучащей в тексте, и от способа выражения смысла (стили написания, степень иррациональности текста) позволяет определять соответствие или несоответствие текстов психолога и клиента. Совпадение или "полярность" текстов (крайние варианты степени соответствия текстов) обуславливают эффективность психотерапевтического взаимодействия. 2. Оценка психотерапевтического взаимодействия возможна на основе изменения адаптационного потенциала и переструктурирования структуры личностных конструктов клиента. 3. Анализ психотерапевтических текстов показал наличие переносов и контрпереносов у клиента и психолога, при этом степень их осознанности непосредственно влияет на эффективность психотерапии.

ВВЕРХ

Хостинг от uCoz