САФРОНОВ А. Г. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО РИТУАЛА |
||
Ритуал является обязательной составляющей всех известных религиозных форм. Однако, несмотря на огромное многообразие фактического материала, природа религиозного ритуала остается недостаточно понятной. Сложность исследования данной проблемы связана с тем, что существует несколько типов ритуалов внешне достаточно сильно отличающихся между собой. Наиболее ярко выделившимися можно считать следующие типы ритуалов: мистерии, магические ритуалы, молитвы, жертвоприношения, а также ритуалы прославления и актуализации своего видения мира. МИСТЕРИИ - наиболее сложный вид религиозных ритуалов, предполагающий участие значительного количества людей. Мистерии представляют собой воспроизведение в образной или символической форме космогонических или мифологических сюжетов. МАГИЧЕСКИЕ РИТУАЛЫ представляют собой акты влияния человеком на окружающую его действительность, основанные на использовании гомеопатического и симпатического законов магии. По устанавливаемым задачам магические ритуалы можно разбить на ритуалы привлечения удачи, лечебные, любовные, ритуалы, связанные с нанесением вреда другим людям или существам. МОЛИТВЫ в противовес магическим ритуалам основаны на восприятии Природы, как управляемой сверхъестественными существами, и представляют собой просьбы (обусловленные или не обусловленные) к этим существам о выполнении некоторых действий. Обусловленные молитвы содержат, помимо просьбы, представление имеющихся у молящегося "духовных купонов" (благочестие, выполнение религиозных предписаний, совершение жертвоприношений), обладание которыми должно повысить вероятность выполнения просьбы. Легко заметить, что в подобной ситуации неявное предположение о зависимости воли сверхъестественного существа от имеющихся у человека "купонов" приближает этот вид ритуалов к магическим. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ представляют собой отказ от части, чего-либо, принадлежащего человеку или группе людей в пользу сверхъестественных существ, причем форма отказа может быть самой разнообразной: от ритуального сожжения имущества до передачи его в собственность храма. Жертвоприношение является наиболее употребительным способом накопления духовных купонов, практически во всех известных религиях. Следует, однако, отметить, что в некоторых случаях, ритуалы, связанные с жертвами могут носить характер не жертвоприношения, а магического ритуала. Например, умерщвление человека перед началом сезона работ, присущее многим аграрным культурам, является не жертвой духам, а магическим ритуалом вызывания дождя, основанном на гомеопатическом законе: чем больше крови и слез прольет жертва, тем больше дождей прольется за сезон. РИТУАЛЫ ПРОСЛАВЛЕНИЯ, представляют собой более редкую группу. Эти ритуалы, подобно молитвам, связаны с обращением к сверхъестественным существам, однако не содержит никаких просьб к последним и являются лишь выражением экстатического отношения человека к культовому объекту. Интересной группой ритуалов являются ритуалы, связанные с АКТУАЛИЗАЦИЕЙ своего ВИДЕННИЯ МИРА. Подобными ритуалами являются например произнесения формул веры, практикуемые многими религиями, так, правоверный мусульманин должен несколько раз в день произнести: " Нет бога, кроме Аллаха и Мухаммед посланник его". К этой же группе можно отнести ритуалы ПОКЛОНЕНИЯ смысл которых состоит актуализации статуса поклоняющегося.Существуют различные подходы к проблеме осмысления сущности религиозных ритуалов.Первые шаги к психологическому описанию религиозных ритуалов были сделаны З. Фрейдом, сопоставившим и нашедшим аналогии между магическими ритуалами, первобытных племен и некоторыми поведенческими формами людей, страдающих неврозами навязчивых состояний. Эти аналогии касались главным образом, ритуалов, связанных с очищением, которыми, безусловно, не исчерпывается весь, известный человечеству набор магических и религиозных ритуалов. Современный уровень развития психологии позволяет существенно расширить начатый Фрейдом список аналогий и ритуалов, поддающихся убедительной психологической интерпретации. Наиболее яркой из подобных аналогий, является схожесть защитного механизма "вытеснение", проявляющегося в "забывании" тревожащих факторов с магическим ритуалом освобождения от неприятностей посредством избавления (закапывания, сжигания, утопления) от некоторого предмета их символизирующего.Другим примером является аналогия между переносом - защитным механизмом, перемещающим эмоциональное напряжение с одного объекта на другой, как правило более близкий, и всевозможными ритуалами освящения предметов религиозного культа, посредством их соприкосновения с другими -- уже освященными предметами.Подобного рода аналогии подводят к общему заключению относительно психологического смысла религиозных ритуалов. Действительно, религиозные образы и другие объекты, актуализируемые в процессе ритуалов, являются, с психологической точки зрения, объектами, обладающими значительной эмоциональной насыщенностью. Совершение соответствующих действий с такими образами и предметами приводит к переструктурированию бессознательных напряжений по тем же схемам, которые обеспечиваются защитными механизмами психики. Более того, возможно, совершение ритуала является толчком к запуску соответствующего защитного механизма. Проиллюстрируем выдвинутый тезис на примере других типов религиозных ритуалов.Понимание глубинного психологического смысла молитвы возможно на основе концепции бессознательного, развитой К.Г. Юнгом и вытекающей из нее трактовке анимизма. Юнгианская трактовка анимистических представлений базируется на концепции "автономных бессознательных комплексов" (АБК), которые, будучи спроецированными вовне, воспринимаются человеком, как внешние, но небезразличные к нему существа - духи. Взаимодействие с духами, которое и составляет фактическую стороны молитвы представляет собой опосредованное взаимодействие сознания с автономными бессознательными комплексами, направленное на уменьшение негативного влияния последнего. Так, например, задабривание духов убитых животных или людей приводит к снятию комплекса вины, развивающегося вокруг фрустрированного инстинкта сохранения рода.Особый психологический смысл присущ мистериям, которые можно интерпретировать как способ индуцирования в сознание человека некоторой эмоционально насыщенной схемы видения мира.Некоторые типы ритуалов имеют значение формул самовнушения, укрепляющих верующих в его позициях, как например формула веры Ислама.Серьезную помощь в понимании целой группы ритуалов могут оказать концепции телесно-ориентированной психотерапии В.Райха и А.Лоуэна. Действительно, применяемое во многих религиях физическое, часто болевое, воздействие имеет своей целью произвести то или иное изменение в психике индивида, в том числе на неосознаваемом уровне. Таким образом, можно убедительно объяснить смысл различных посвятительных ритуаловтаких как обрезание, тотемическая инициация и другие. Следует также обратить внимание на существовании аналогии между современными телесно-ориентированными методами, такими как "повторные роды", "танатотерапия" и посвятительными ритуалами в архаических культурах.На основании сказанного можно заключить, что сделанное в начале работы предположение о психологическом содержании религиозного ритуала имеет значительное количество подтверждений. |