Назад
Вперед

САФРОНОВ А. Г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО РИТУАЛА

Ритуал является обязательной составляющей всех известных религиозных форм. Однако, несмотря на огромное многообразие фактического материала, природа религиозного ритуала остается недостаточно понятной. Сложность исследования данной проблемы связана с тем, что существует несколько типов ритуалов внешне достаточно сильно отличающихся между собой. Наиболее ярко выделившимися можно считать следующие типы ритуалов: мистерии, магические ритуалы, молитвы, жертвоприношения, а также ритуалы прославления и актуализации своего видения мира.

МИСТЕРИИ - наиболее сложный вид религиозных ритуалов, предполагающий участие значительного количества людей. Мистерии представляют собой воспроизведение в образной или символической форме космогонических или мифологических сюжетов.

МАГИЧЕСКИЕ РИТУАЛЫ представляют собой акты влияния человеком на окружающую его действительность, основанные на использовании гомеопатического и симпатического законов магии. По устанавливаемым задачам магические ритуалы можно разбить на ритуалы привлечения удачи, лечебные, любовные, ритуалы, связанные с нанесением вреда другим людям или существам.

МОЛИТВЫ в противовес магическим ритуалам основаны на восприятии Природы, как управляемой сверхъестественными существами, и представляют собой просьбы (обусловленные или не обусловленные) к этим существам о выполнении некоторых действий. Обусловленные молитвы содержат, помимо просьбы, представление имеющихся у молящегося "духовных купонов" (благочестие, выполнение религиозных предписаний, совершение жертвоприношений), обладание которыми должно повысить вероятность выполнения просьбы. Легко заметить, что в подобной ситуации неявное предположение о зависимости воли сверхъестественного существа от имеющихся у человека "купонов" приближает этот вид ритуалов к магическим.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ представляют собой отказ от части, чего-либо, принадлежащего человеку или группе людей в пользу сверхъестественных существ, причем форма отказа может быть самой разнообразной: от ритуального сожжения имущества до передачи его в собственность храма. Жертвоприношение является наиболее употребительным способом накопления духовных купонов, практически во всех известных религиях. Следует, однако, отметить, что в некоторых случаях, ритуалы, связанные с жертвами могут носить характер не жертвоприношения, а магического ритуала. Например, умерщвление человека перед началом сезона работ, присущее многим аграрным культурам, является не жертвой духам, а магическим ритуалом вызывания дождя, основанном на гомеопатическом законе: чем больше крови и слез прольет жертва, тем больше дождей прольется за сезон.

РИТУАЛЫ ПРОСЛАВЛЕНИЯ, представляют собой более редкую группу. Эти ритуалы, подобно молитвам, связаны с обращением к сверхъестественным существам, однако не содержит никаких просьб к последним и являются лишь выражением экстатического отношения человека к культовому объекту.

Интересной группой ритуалов являются ритуалы, связанные с АКТУАЛИЗАЦИЕЙ своего ВИДЕННИЯ МИРА. Подобными ритуалами являются например произнесения формул веры, практикуемые многими религиями, так, правоверный мусульманин должен несколько раз в день произнести: " Нет бога, кроме Аллаха и Мухаммед посланник его". К этой же группе можно отнести ритуалы ПОКЛОНЕНИЯ смысл которых состоит актуализации статуса поклоняющегося.Существуют различные подходы к проблеме осмысления сущности религиозных ритуалов.Первые шаги к психологическому описанию религиозных ритуалов были сделаны З. Фрейдом, сопоставившим и нашедшим аналогии между магическими ритуалами, первобытных племен и некоторыми поведенческими формами людей, страдающих неврозами навязчивых состояний. Эти аналогии касались главным образом, ритуалов, связанных с очищением, которыми, безусловно, не исчерпывается весь, известный человечеству набор магических и религиозных ритуалов. Современный уровень развития психологии позволяет существенно расширить начатый Фрейдом список аналогий и ритуалов, поддающихся убедительной психологической интерпретации. Наиболее яркой из подобных аналогий, является схожесть защитного механизма "вытеснение", проявляющегося в "забывании" тревожащих факторов с магическим ритуалом освобождения от неприятностей посредством избавления (закапывания, сжигания, утопления) от некоторого предмета их символизирующего.Другим примером является аналогия между переносом - защитным механизмом, перемещающим эмоциональное напряжение с одного объекта на другой, как правило более близкий, и всевозможными ритуалами освящения предметов религиозного культа, посредством их соприкосновения с другими -- уже освященными предметами.Подобного рода аналогии подводят к общему заключению относительно психологического смысла религиозных ритуалов. Действительно, религиозные образы и другие объекты, актуализируемые в процессе ритуалов, являются, с психологической точки зрения, объектами, обладающими значительной эмоциональной насыщенностью. Совершение соответствующих действий с такими образами и предметами приводит к переструктурированию бессознательных напряжений по тем же схемам, которые обеспечиваются защитными механизмами психики. Более того, возможно, совершение ритуала является толчком к запуску соответствующего защитного механизма.

Проиллюстрируем выдвинутый тезис на примере других типов религиозных ритуалов.Понимание глубинного психологического смысла молитвы возможно на основе концепции бессознательного, развитой К.Г. Юнгом и вытекающей из нее трактовке анимизма. Юнгианская трактовка анимистических представлений базируется на концепции "автономных бессознательных комплексов" (АБК), которые, будучи спроецированными вовне, воспринимаются человеком, как внешние, но небезразличные к нему существа - духи. Взаимодействие с духами, которое и составляет фактическую стороны молитвы представляет собой опосредованное взаимодействие сознания с автономными бессознательными комплексами, направленное на уменьшение негативного влияния последнего. Так, например, задабривание духов убитых животных или людей приводит к снятию комплекса вины, развивающегося вокруг фрустрированного инстинкта сохранения рода.Особый психологический смысл присущ мистериям, которые можно интерпретировать как способ индуцирования в сознание человека некоторой эмоционально насыщенной схемы видения мира.Некоторые типы ритуалов имеют значение формул самовнушения, укрепляющих верующих в его позициях, как например формула веры Ислама.Серьезную помощь в понимании целой группы ритуалов могут оказать концепции телесно-ориентированной психотерапии В.Райха и А.Лоуэна. Действительно, применяемое во многих религиях физическое, часто болевое, воздействие имеет своей целью произвести то или иное изменение в психике индивида, в том числе на неосознаваемом уровне.

Таким образом, можно убедительно объяснить смысл различных посвятительных ритуаловтаких как обрезание, тотемическая инициация и другие. Следует также обратить внимание на существовании аналогии между современными телесно-ориентированными методами, такими как "повторные роды", "танатотерапия" и посвятительными ритуалами в архаических культурах.На основании сказанного можно заключить, что сделанное в начале работы предположение о психологическом содержании религиозного ритуала имеет значительное количество подтверждений.

safronov@3s.kharkov.ua

.....
Хостинг от uCoz