М.
Е. ВИГДОРЧИК "АНАЛИЗ РУССКОЙ СКАЗКИ "КУРОЧКА РЯБА"
В ТЕОРИИ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ."
|
||
Обычный подход в анализе русских сказок связывается с личностью ребенка, то есть лицом, которому сказка предназначена. Привычно понимается, что ее содержание сознательное и бессознательное трансактно связано с травмами развития ребенка. Выбор любимой сказки - это выбор некого стимула, который будоражит травму и ее же успокаивает. Количество переживаемых чувств от травмы у ребенка по всей видимости пропорционально частоте обращения к сказке, отвечающей этой травме. Но обращение ребенка не всегда являются самопроизвольными, зависящими от него, так как сказка обычно рассказывается взрослым человеком, одним из родителей. Поэтому она является также обращением родителя к своему ребенку. В теории объектных отношений эти обращения рассматриваются как то, что создает условия прохождения этапов развития или тормозит это прохождение. Таким образом, возможно, содержание сказки есть не что иное, как отражение отношений "родительского объекта" к "субъекту", то есть в ней должен неким образом отразиться чувственно-переживаемый опыт восприятия родителем своего ребенка, а также бессознательно передаваться паттерны семейного и родового поведения.Данная гипотеза может быть проверена на анализе русской народной сказки "Курочка Ряба", с использованием материалов устного народного творчества, работы Костомарова Н.И "Домашняя жизнь и нравы великорусского народа", а также подходов используемых в теории объектных отношений. Основной принцип используемый в анализе сказки - это соответствие сказочных символов культуральному опыту того народа, которому она принадлежит. То есть, символы, которые используются в сказке не являются случайными, а содержат знания о развитии народа в целом, и на информационном уровне соответствуют обрядам, обычаям, ритуалам . Их общее происхождение дает возможность расшифровать материал заложенный в сказке, понять основные переживания рассказывающего.Многие русские сказки начинаются со слов "жили-были дед и баба". Интерпретация этой фразы зависит от тех слов, которые идут следующими и являются объясняющими. Это можно увидеть на примере сказки "Снегурочка",в которой после начальной фразы идут слова о том, что "у них не было детей". Тогда становиться понятной первая фраза как нарушение детородной функции в семье, где муж и жена уже достаточно зрелые люди, а указание "дед" только усиливает переживания по поводу отсутствия детей. Этот же подход нам может объяснить и начало "Курочки Рябы". Но здесь уже появляется сама курочка, которую необходимо интерпретировать по ее символическому значению для русского народа. У Костомарова есть описание обряда разрывания жареной курицы над брачным царским ложем, как пожелание молодоженам множества детей. Таким образом функции "Курочки Рябы" и "Аиста" сходны, при этом рябая курица воспринимается как отличающаяся, красивая, следовательно и этими же функциями должен быть наделен ребенок ею приносимый. Тогда становится понятным, что золотое яйцо снесенное курицей - это символ ребенка, имеющего особую значимость для его родителей. Такую значимость несомненно имеет первый ребенок - первенец, особенно если он долгожданный. Его "золотое" происхождение подтверждает отношение матери к первенцу через ее слова : "драгоценный ты мой, бесценный ты мой, золотой".Данная интерпретация согласуется с последующей частью сказки, где речь идет о том, что и дед и баба бьют яйцо. Бьют - воспитывают, пытаются привести яйцо в соответствие со своими представлениями и горечь разочарования наступает, когда в один момент некая "мышка" достигает того, чего они не могли достигнуть сами в отношении яйца. Кто же она, эта мышка? И ее символическое значение и ее действия (вильнуть хвостом) указывают на то, что это женщина (сноха), которая воспринимается родителями сына как соперница, легкомысленно себя ведущая. Утешение же могут родители найти только в оставшейся у них "Курочке Рябе" и ее детородной функции. В том, что на следующего ребенка не будет возложено столько надежд, сколько на первого, а следовательно и отдано ему любви, "бития".Сказка рассказывается ребенку в период, когда анальная проблематика у него имеет самый высший пик своего развития. Отношения к родительским объектам амбивалентно, но и родители в свою очередь также амбивалентно реагируют на анальную стадию развития ребенка. Они сказкой выражают свою разочарованность в нем, проявляют свое недовольство им и передают опыт своих травм отрыва от детей, как последний отрыв от собственных родителей. Следовательно, сказка рассказываемая ребенку, это травма родителей ими переживаемая и передаваемая как семейный сценарий. |
111111 |