<<назад<<
старт сайта
>>вперед>>
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОПОМОЩЬ

САМОПОМОЩЬ МЕТОДАМИ НЛП (теория)

КАК МЫ ОБРАБАТЫВАЕМ МЫСЛИ?

Так что же мы делаем, чтобы думать? Как мы думаем? Какой процесс мы задействуем, чтобы подумать или почувст-вовать? Невозможно думать или чувствовать, не приводя в действие наши органы чувств. О чем бы мы ни говорили или думали, наши органы чувств создают образы. Многие отрица-ют, что они думают образами, говоря: "Я не могу представить зрительного образа. Передо мной не появляются картинки". Но это лишь значит, что у таких людей картинки формируются в подсознании, они смотрят сквозь них, даже не подозревая об их существовании. Например" если я спрошу вас, какой ваш любимый цвет, вы не сможете ответить, не увидев его в своем сознании или подсознании. Прежде чем вы ответите, где-то перед вами возникнет картинка цвета. Ведь понять, какой это цвет, можно, лишь увидев его. Нельзя почувствовать, напри-мер, красный цвет. Красный цвет не пахнет. Вы его не услы-шите и не попробуете на вкус. Единственный способ опознать красный цвет - это увидеть его. Поэтому, прежде чем вы поймете, что ваш любимый цвет - красный, вы увидите его. У человека, который слеп от рождения, не может быть любимого цвета, он не знает, что такое красный цвет.
Все, кто не был слеп от рождения, создают зрительные образы, отдавая или не отдавая себе в этом отчет. Иначе они не смогли бы думать о различных вариантах визуальных воспри-ятий и сравнивать их.
ВАРИАНТЫ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Цветной - Черно-белый
Ясный - Расплывчатый
Близкий - Далекий
Яркий - Тусклый
Большой - Маленький
Искрящийся - Однотонный
Передний план - Задний план
Объемный - Плоский
Симметричный - Асимметричный
Движущийся - Неподвижный
Как правило, варианты зрительных образов в левой колон-ке усиливают мысли или чувства по поводу того, что вы пред-ставляете себе. Варианты в правой колонке ослабляют мысли и чувства. Однако в каждом правиле бывают исключения.
Другими вариантами зрительных восприятий могут быть:
Горизонтальный
Вертикальный
Уходящий в перспективу
В рамке
Без рамки
Эти пять параметров могут усиливать или ослаблять восприятие в зависимости от индивидуальных особенностей. Одна-ко все эти варианты зрительного восприятия изменяют каче-ство образов, а также мыслей и чувств, вызванных данными образами.
Людей, которые формируют прозрачные картинки в подсознании, можно научить видеть их в сознании. Сначала надо убедить их, что картинки они видят. Это убеждение и упраж-нения помогут им постепенно замечать все больше образов. Упражняться можно, предлагая им сформировать некий зри-тельный образ и спрашивая: "Как вы это сделали?" Понемногу они научатся видеть гораздо больше, чем раньше.
Многие люди думают или чувствуют, используя звуковые образы. Например, многие, если задуматься, мысленно разго-варивают с собой. Когда вы думаете об этом, почти невозможно удержаться от внутреннего диалога. Иногда вы не осознаете, что мысленно разговариваете с собой, но если задумаетесь, то поймете, как интересно бывает послушать самого себя. Вы узнаете многое о себе и своем поведении, чего не знали раньше, если начнете прислушиваться к своим мыслям. Существуют звуковые варианты восприятия, которые, как и визуальные, изменяют качество мыслей и чувств, связанных со звуковыми образами.
ВАРИАНТЫ ЗВУКОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
Назойливый - Спокойный
Требовательный - Мягкий
Шумный - Тихий
Важный - Неважный
Немедленный - С запозданием
Убедительный - Занудливый
Тревожный - Безмятежный
Громкий - На пониженных тонах
Несдержанный - Нежный
Нервный - Ритмичный
Возбуждающий - Успокаивающий
Смеющийся - Плачущий
Как правило, варианты звуковых образов в левой колонке усиливают мысли или чувства, связанные со звуковыми обра-зами, хотя бывают исключения. Варианты в правой колонке обычно ослабляют мысли или чувства, ассоциирующиеся со звуковыми образами. Но не забывайте, что и здесь возможны исключения.
Легче всего ощутить что-либо, сначала представив себе картинку (В-К). Однако иногда люди сначала говорят, потом чувствуют (А-К). В некоторых случаях ощущения являются результатом комбинации образов: В - 3 - 0 - Вк - К, то есть Ви-зуальный (видеть) - 3вуковой (слышать) - Обонятельный (чувствовать запах) - Вкусовой (чувствовать вкус) - Кинесте-тический (физическое ощущение). Каждый образ, рожденный каким-либо из органов чувств, может ассоциироваться с обра-зами, порождаемыми другими органами чувств.
Варианты кинестетических ощущений могут тоже усиливать или ослаблять чувства и мысли.
ВАРИАНТЫ КИНЕСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Любовь - Ненависть
Горячий - Холодный
Мужество - Страх
Удовольствие - Дискомфорт
Довольный - Грустный
Равновесие - Давление
Гладкий - Шершавый
Удовлетворение - Голод
Сильный - Слабый
Спокойствие - Движение
Счастливый - Несчастливый
Обладание - Потеря
Как правило, варианты в левой колонке ассоциируются с более приятными чувствами, а варианты справа - с менее приятными. Конечно, встречаются исключения из этого пра-вила.
Обонятельное и вкусовое восприятие (запах и вкус) также могут иметь свои варианты, но наиболее важными и часто используемыми являются визуальное, звуковое и кинестети-ческое . Однако некоторые вкусы и запахи могут пробуждать в нас чрезвычайно сильные чувства. Например, любимые духи могут сильно повлиять на отношение мужчины к красивой женщине. Теплое пиво может вызвать сильное негодование человека, приехавшего с северо-востока Англии. Сильный запах пота может оттолкнуть женщину от мужчины.
Наблюдая за людьми, можно определить, какие системы восприятия использует большинство из них для формирования образов. Следовательно, можно понять, как они обрабатывают свои мысли, то есть какие органы чувств участвуют в процессе обработки мысли. Поняв, какая система восприятия является ведущей для данного человека, можно затем изменить некото-рые варианты восприятия в этой системе, тем самым повлияв на ход мысли. Если сделать это достаточно тонко, результатом будет другая мысль или чувство. Осторожно изменяя некоторые варианты в системах восприятия и мышления, можно добиться изменений в мыслях и чувствах человека и, таким образом, изменить его самого.
Так как же узнать, какие органы чувств участвуют в обра-ботке мыслей данного человека? Ричард Бэндлер и Джон Грин-дер заметили, что достаточно последить за движением глаз собеседника, чтобы узнать о том, какие органы чувств он использует для обработки мыслей. При условии, что ваш собесед-ник - правша, движение глаз вверх или расфокусированный взгляд перед собой говорит о том, что он представляет зрительные образы. Расфокусированный взгляд легко узнать по некоторому остекленению глаз. Бэндлер и Гриндер пишут, что взгляд вверх направо означает конструирование образов, а вверх налево - извлечение образов из памяти.
Если человек смотрит в сторону или вниз влево, то, согласно Бэндлеру и Гриндеру, он задействовал звуковую систему обработки информации. Взгляд направо означает, что звуки или слова конструируются, а взгляд налево - припоминание звуков или слов. Человек либо разговаривает сам с собой, либо прислушивается к звукам.
Взгляд вниз направо означает, что для обработки своих мыслей человек использует кинестетическую систему или си-стемы восприятия запаха или вкуса.
Итак, внимательно наблюдая за движением глаз, можно определить, какие органы чувств используются для обработки мыслей. Конечно, не исключено, что человек использует сразу несколько систем восприятия. Например, нередко встречается последовательность В - К - В - В - К или В - 3 - К - 0 - Вк. Од-нако, если внимательно следить за глазами собеседника и реа-гировать в той же последовательности, что и он, то с таким человеком легко наладить раппорт. Чтобы распознавать и по-вторять последовательность использования систем восприя-тия, необходимо много тренироваться. Я делаю это так: внима-тельно слежу за диктором в программе теленовостей и определяю его системы восприятия. В начале разговора полезно проверить человека, задав ему вопрос, требующий, например, визуального ответа: "Как вы рассматриваете то-то и то-то?" - следя при этом за его глазами. Если он посмотрит вверх, он представляет себе зрительный образ. Проверить надо и другие органы чувств, поскольку встречаются люди с иной организа-цией мыслей и иной манерой движения глаз.
После того как вы проверили, как осуществляется обработка мыслей человека, достаточно легко изменить его мысли или чувства, изменяя некоторые перечисленные выше варианты восприятия.

 

САМОПОМОЩЬ МЕТОДАМИ НЛП (практика)

Техника приближения и отдаления
Думая или чувствуя, большинство людей подсознательно пользуются системами В - К или Зв - К. Они представляют себе образ, а затем ощущают его или слышат какие-то звуки, воз-можно, внутренний диалог, от которых переходят к ощущени-ям. У человека, стремящегося измениться, нежелательное по-ведение обычно связано с неприятными ощущениями.
Кьеркегор писал: "Переводя ощущения в слова и мысли, мы искажаем ощущения". Ричард Бэндлер считал, что после-довательность переживаний влияет на их содержание и смысл, как это происходит с порядком слов в предложении. Положим, некоторое событие вызвало у вас отрицательные эмоции и образы. Если теперь в вашей жизни произойдет нечто подо-бное, ваш биокомпьютер зарегистрирует второе событие как отрицательное, поскольку однажды уже была составлена соответствующая программа. Это произойдет даже в том случае, когда для окружающих второе покажется абсолютно нормаль-ным. Для стороннего наблюдателя ваши внутренние образы остаются загадкой, и он оценивает ваше поведение как ирра-циональное, как искажение истины. На самом деле абсолют-ной истины не существует, истинно лишь то, что мы видим и чувствуем. Мы все воспринимаем действительность, исходя из нашего прежнего опыта, К несчастью, различное восприятие действительности, основанное на внутренних и всегда глубоко индивидуальных образах, может не совпадать с пониманием истины другими людьми. То есть мы можем оскорбить другого человека, даже не осознавая этого. К сожалению, большинство людей легко становятся плен-никами собственных мыслей и упорствуют в определенном поведении лишь потому, что не могут помочь своему биоком-пьютеру сменить программу.
Представьте себе, что перед Вами стоит проектор для показа слайдов (или кинопроектор, если Вы отдает предпочтение фильму). Представьте себе, что проектор оборудован специальным объективом, спо-собным приближать или удалять изображение. Затем Вы
на-чинаете просматривать черно-белый фильм своих воспоминаний. Поскольку фильм Вы снимали сами, то в кадре Вас нет. Этот прием диссоциации от действия необходим, так как просматриваете Вы то, что делает Вас несчастным, то, что Вы желает изменить. Следует концентрировать внима-ние не на обобщающих картинах всего образа жизни, а на конкретных эпизодах и ситуациях. Затем понемногу отдаляйте изображение с помощью объекти-ва. Вскоре картинка на экране превратится в неясное размытое пятно, и Вы попробуете приблизить изображение к себе. Пятно начинает разрастаться, занимает собой весь экран и медленно проясняется, превращаясь в совершенно другую фотографию. На этот раз снимал кто-то другой, и Вы видит себя на экране, полностью ассоциируясь с новым образом. Всмотритесь в изображение и поймите, что видите себя изменившимся. Новый слайд все растет и полностью вытесняет черно-белое изображение. Откройте глаза.. Упражнение необходимо проделать раз пять, каждый раз останавливаясь на прият-ном, красивом и четком изображении. После каждого повтора необходимо делать перерыв и открывать глаза. По мере того, как Вы проделываете упражнение, первый, малоприятный слайд становится все более темным и неразбор-чивым, тогда как второй - все более ярким и отчетливым. Если довести выполнение упражнения до автоматизма, то в реальной жизни каждый раз на смену неприятному образу будет являться яркий и светлый образ измененного себя, закрепляя новую программу в биокомпьютере.


Замена слайда
Представить себе диапроектор с двойной рамкой. В рамку вставляется два слайда: один на-ходится перед объективом, второй - сбоку от проектора. Чтобы сменить изображение на экране, достаточно подви-нуть рамку так, чтобы второй слайд передвинулся к объек-тиву.
Первый слайд - черно-белый, нечеткий, самого пациента на слайде нет. Второй слайд - цветной, яркий, отчетли-вый. Первое изображение удаленное, второе снято крупным планом. На первом слайде - ситуация нежелательная для Вас, связанная с Вашим поведением, которое Вы стремит-ся изменить. Как только Вы узнает ситуацию на пер-вом слайде, вы немедленно сменяете слайд. На втором слайде запечатлена ситуация, для Вас приятная и приемлемая, думать о которой Вам легко и радостно. Изменение изображения должно быть очень быстрым, как взмах руки. Таким образом, Вы с закрытыми глазами представ-ляет себе первую проблемную ситуацию, а затем очень бы-стро меняет изображение, как если бы Вы сдвинули рамку со слайдами в диапроекторе. Повторить упражнение необходимо несколько раз.

Метод разделенного экрана
При использовании этого под-хода Вам необходимо, прежде всего, уяснить, что Вы хотите заменить и на что. Закройте глаза и представьте себе экран, разделенный посередине. На одной половине экрана представьте ситуацию, связанную с нежела-тельным поведением, а затем эту часть экрана оттолкните от себя подальше, в самый конец комнаты. На другой поло-вине экрана вообразите себе ситуацию более приемлемую, а после этого приблизьте эту часть экрана к себе. При этом картинка с нежелательной ситуацией останется далеко от Вас. Эту процедуру повторяйте несколько раз самостоятельно каждые 2-3 часа, пока биокомпьютер не примет новую программу к ис-полнению.


Техника двойного зеркала
Закройте глаза и представьте себе, что Вы стоите между двух больших зеркал. В зеркале за спиной Вы представляете себя таким, какой Вы есть, без изменений. Отражение это постепенно тает, становится бес-цветным и бесформенным и исчезает совсем. Теперь обратите внимание на стоящее перед Вами зеркало, в котором увидьте себя таким, каким Вы хотите стать. Отражение в зеркале яркое, цветное, полное жизни. Вам оно нравится все больше и больше. Начинайте приближаться к нему и в нужный момент войдите вовнутрь зеркала, т.е. соединитесь со своим изображением в зеркале на физическом уровне.
Проделывайте упражнение по пять раз в день, пока Ваш биокомпьютер не перепрограммирует манеру Вашего поведения.

 

СЕМИНАР В. ЭРХАРДА ДЛЯ МЕНЕНДЖЕРОВ (отрывок)

Цель настоящего семинара - добиться того, чтобы каждый участник был более продуктивным в своей деятельности.

Управление в людской среде - это говорение и слушание на фоне общего опыта. Мы управляем, нами управляют - с помощью слов. Если вдуматься в форму нашего общения - мы слушаем и говорим. Вопрос: эффективно ли мы слушаем? Эффективно ли говорим?

Живем ли мы полнокровной продуктивной жизнью? Встречаем ли каждый новый день с энтузиазмом? Просыпаемся ли с улыбкой? Живем ли целеустремленно? Или пребываем в лености и жалобах?

Готовы ли подходить к жизни и трудностям творчески? Ищем ли новые пути? Или делаем вид поиска, когда на самом деле примирились с поражением? И если настроены пораженчески, то притворяемся перед другими или перед собой?

Многие убеждены, что они живут полнокровно и продуктивно.

Я здесь для того, чтобы подвергнуть сомнению это незыблемое убеждение многих. Я здесь для того, чтобы научить вас изобретать способности, а не просто улучшать способности, которые у вас уже есть. Я должен провоцировать людей на поиск.

Я буду высказывать какие-то положения. При этом меня не интересует, согласитесь вы со мною или нет. Меня даже не интересует, понимаете ли вы, что я говорю. Меня лишь интересует, чтобы вы стали более эффективными в своей работе, стали лучшими управляющими.

Я не обладаю какими-то особыми истинами. Я не имею идеала человека, я не хочу внушать вам представление о каком-то конкретном идеале. Я лишь хочу расширить возможности человека, ваши возможности. Этого можно добиться, вскрывая новые возможности управления. Управление - это прежде всего разговор. Когда люди рассматривают свой разговор как управление, они становятся лучшими управляющими. Как открыть новые возможности в слушании других людей? Например, с помощью перехода от противостояния к партнерству. Мы часто предвзято подходим к чужим словам. Мы слишком много отдаем внимания собственным мнениям, оценкам, ощущениям, мне нравится, мне не нравится, я хочу, я не хочу, я думаю, я чувствую, я не согласен, мое мнение таково - все это занимает слишком много места.

Не мы используем язык, а язык использует нас. Это странная мысль, я не прошу ей верить. Я прошу посмотреть на эту возможность. Язык использует нас, формирует нас, строит наши мнения, оценки, мысли, ощущения, поведение. То, что я говорю, не обязательно справедливо, истинно. Я лишь прошу вас изучить эту возможность.

Как научиться сосредоточению?

Как постигнуть управление, как более эффективно овладеть им? Я добиваюсь не того, чтобы мы с вами научились говорить новые умные вещи об управлении. Не столь важно приобрести информацию извне, сколько найти собственный внутренний путь к ней.

Как должна быть полна информация, чтобы впервые севший на велосипед удержал равновесие? Нет, в этом случае не обойтись одной лишь предварительной информацией, необходим личный опыт равновесия. Так и в управлении, так во всех творческих начинаниях.

Какова роль тренера? Игроку важно не столько запомнить и понять указания тренера, сколько расширить свои возможности на поле. Умелое тренерство - не диктат, а раскрытие внутренних возможностей самого игрока. Я хочу представить все в терминах, какие используются на поле, а не на трибуне. Там, на трибуне, смотрят и обсуждают, здесь, на поле - играют, прорываются с мячом к воротам. Там, на трибунах, анализируют и оценивают, здесь, в поле - действуют. Я призываю вас к тому, чтобы на своем поле - в жизни, на работе - вы действовали. Как управлять в поле? Великий футболист, образно говоря, танцует с мячом. Великий управляющий танцует с подчиненными. Как футболист во время удара не думает, как правильно ударить, - уже поздно думать, надо бить, - так и менеджер, управляющий.

Я не говорю - смотрите, я говорю - слушайте глазами. Я хочу, чтобы мы все были в состоянии интерпретирующего разговора.

Проведите поиск - каким уже слушанием вы являетесь?

Получение ответа - это не так важно, как приверженность к вопросу. Сила вопроса не в ответе, а в продолжении этого вопроса. Например: один человек очень хорошо знает, как надо играть в волейбол, а второй - великий волейболист. Кого вы включите в свою команду? Важно не знание как таковое, а внутренняя, органичная способность его применять. При этом очень важны прорывы. Важно создавать новые поляны для действия.

Мы порой недооцениваем мощь слушания, мы верим в мощь говорения. Когда вы хвалите меня за гуманные мысли, помните - гуманно не мое говорение, гуманно ваше слушание. Первостепенно важно, на какую почву падают слова.

Где находится то, чего нам не хватает в настоящий момент? В сфере возможности. Сфера возможности - феномен, существующий в сфере разговора. Работа менеджера - в сфере возможности, в сфере будущего, а значит, в сфере разговора, языка. Нет языка - нет будущего. Возможности - это будущее, открытое для нас. Варианты - это будущее, закрытое для нас. Возможности - это область свободы, варианты - это область принуждения. Возможности - это свобода творчества, к которой побуждает хороший тренер. Варианты - это жесткие схемы, которые предписывает плохой тренер. Говорят, что нельзя обмануть историю, судьбу, нельзя миновать того, что заложено. Но бывает будущее, загнанное в инструкции, а бывает будущее, открытое настежь. Свобода быть. Я не утверждаю, что это так, я не знаю истины. Я просто прошу вас рассмотреть эти два разных будущих.

Мои вопросы не требуют ответа, я лишь прошу побыть с вопросом, подумать.

Бывает управление с помощью кнута. Но кнутом нельзя добиться прорыва. Кнутом не выбьешь творческой искры.

Чем жестче программа, по которой создается будущее, тем хуже, тем беднее это будущее будет. Плохой тренер жестко предписывает программу каждому игроку. Он спускает варианты и закрепощает игроков. Хороший - будит их фантазию. Так же поступает хороший менеджер. Его действия - это танец с будущим, с тем, чего пока еще нет.

Сотворить воду - это соединить кислород с водородом. Сотворить человека - есть ли формула, столь же надежно приводящая к цели?

Когда вы объявляете какую-нибудь возможность, вы рискуете собой в плане этой возможности.

Обычно говорят: я говорю о себе. Я же предлагаю странную фразу - я говорю себя. Быть может, мы создадим тем самым новую возможность, новую полянку, и кто-то начнет говорить себя.

Здесь, на семинаре, вы должны думать: он не говорил о будущем, он говорил будущее. Я хотел бы, чтобы вы не боялись говорить будущее, говорить возможности. У вас ужасная спячка. Вы просто боитесь говорить будущее.

Я не знаю, как избежать неудач.

Я не знаю какого-то огромного секрета, как людям избегать провалов и сбоев. Я не говорил, что научу вас избегать риска. Нет, я учу вас жить с риском. Я обвиняю вас в том, что вы стремитесь уменьшить риск. Я достаточно вас знаю, чтобы бросить вам в лицо это обвинение.

Люди имеют приверженность к тому, чтобы казаться хорошими.

Мы сплошь и рядом стремимся к тому, чтобы быть правыми, делая других неправыми. Поэтому-то мы и боимся говорить возможности, что опасаемся высказать свою неправоту. Мы так опасаемся оказаться неправыми, что избегаем вести разговор в пользу возможностей. Вот почему так мало настоящих лидеров. Нужно мужество - говорить возможности.

Когда мы становимся полянами для говорения других людей, мы становимся большими людьми. Когда мы спорим, кто из нас прав, мы - маленькие люди.

Нелегка ответственность сказать нетривиальность. Не утвержденную конформизмом вещь. Мы боимся этой возможности. Мы боимся задавать вопросы, чтобы не обнаружить наше невежество.

В современной системе образования мы далеко отошли от простой истины - невежество почетно. Нас учат гордится знанием, но ведь это создает барьер для продвижения за уже известный предел, поскольку мы стыдимся оков, которые накладывает на нас невежество. Мы маскируем эти оковы. Но так оковы не сбросишь.

Как получить доступ к бытию как действию, а не как описанию?

К сожалению, звезды индифферентны даже к знаниям эксперта. Новая информация не приведет сама по себе к достижению намеченной цели. Путь к действию таков: сначала разговор в пользу возможности, затем разговор в пользу шанса, а уже потом разговор в пользу действия, непосредственно предшествующий действию. Но какова разница между возможностью и шансом? Возможность превращается в шанс, когда определены условия и найдена почва для предстоящего действия. Я даю определение шанса как возможности, которая преобразована в поляну для действия, в свободу быть и действовать.

Кто-то болеет за то, что он говорит, другой - за то, что он слушает. В смелом говорении о будущем уже есть многое из того, что можно назвать хорошим управлением и решительным действием. Говорите реальностями! Ищите поляны для действия!

По большей части мы слушаем, имея в голове вопрос: "Прав или не прав говорящий мне?" Я предлагаю другую схему слушания: слушайте возможности и слушайте реальности, которые создают в разговоре говорящие вам.

Люди обычно думают, что шансов мало. Но этих шансов много!

Вы - кролики! Вы боитесь вести разговор в пользу возможности! Вы любите говорить то, что подтверждено. А я предлагаю вам рискнуть. Вы часто грешите разговором в пользу негативных возможностей, и вы на коне, потому что у вас есть доказательства - сие невозможно потому-то и потому-то.

Хотите быть всегда правыми или хотите достигнуть чего-то нового? И то и другое одновременно - невозможно!

Где начинается поляна для действий? В разговоре. К сожалению, этого не знает почти никто из менеджеров. Но поляна для действий - это еще не действие. Создавайте поляны для действия, но потом не забывайте действовать.

Свобода быть - это свобода от инструкций. Будьте не по инструкции! Действия свободных людей гораздо эффективней именно за счет свободы быть. Свобода быть означает - быть творцом.

Многие люди являют собой набор определенных позиций, взглядов. Порою это можно увидеть даже по выражению их лица. Часто подобные люди тверды, пока их не сломают. Оказывается, они хрупки - им не хватает гибкости.

Вы все время думаете - правильно это или неправильно в разговоре. А меня не интересует это. Меня интересует создание нового.

Вы слишком торопитесь критиковать. Не будьте так самоуверенны. Есть слушание, которое было до вас. Вы - жертва этого слушания. Оно создало, оно изобрело вас, а не вы его.

А теперь я расскажу о свободе. Свобода - это способность видеть себя порабощенным.

Моя технология не направлена на то, чтобы сократить риск, каковым является жизнь. Но она дает силы существовать с этим риском.

Когда человек не вносит свой вклад, мир не является для него простором для действия.

Принятие просьбы не означает подчинения. Это танцуют два человека, и это не тот случай, когда один швыряет другого вокруг себя. Происходит танец разговора. Они танцуют будущее, они танцуют свершение.

Я сомневаюсь, что организации, где господствует подчинение, могут эффективно работать. Там, где господствует дух подчинения, там не может быть выдающихся личностей.

Ищите приверженных слушателей.

Но совершенствуйте и свое слушание - превращайтесь в поляну для другого человека.

Говоря, выражайте свое собственное "Я", говорите свой ум, внося тем самым свой вклад в другую личность.

Говоря, слушайте себя. Слушайте собственное слушание. Слушать так - быть свободным от честолюбивого стремления быть правым.

Люди так устроены, что каждое временное поражение, каждый сбой - это что-то постыдное для них, что-то бьющее по их престижу. Но сбой - это нормально для ищущего и действующего человека. Его не надо стыдиться. Чем больше у вас приверженности к жизни, к настоящему делу, тем больше сбоев у вас будет. Люди без приверженности не сталкиваются со сбоем.

На галерах существовало такое правило: не старайся в гребле, иначе другим рабам это может не понравиться. Но вы можете поработить себя, став частью заговора "не высовывайся". "Не высовывайся" - девиз галерника.

Работать с вами было подарком для меня. Вы рискнули слушать меня, рискнули выступать, делиться чем-то своим. Я благодарен вам за это. Но я благодарю и тех, кто не говорил. Я благодарю их за их слушание.


 

САМОПОМОЩЬ ПРИ ЗАСТЕНЧИВОСТИ

(статья взята из Рунета, авт. неизвестен)

Большую часть своей жизни мы, как известно, проводим в общении с различными людьми. Одним из нас это приносит нескрываемое, искреннее чувство радости и удовольствия, а другие не могут поддержать непринужденную беседу и почувствовать себя свободно в большом обществе. Безусловно, это привносит в жизнь определенную степень дискомфорта и неуверенности, а страх перед людьми может также повлиять и на деловую карьеру. Конечно, это не означает, что такие люди - законченные неудачники, не обладающие важными для жизненного успеха качествами. Часто нашему общению мешает обыкновенная застенчивость, с которой можно и нужно бороться. Насколько вы можете отнести себя к типу застенчивых людей? Попробуйте разобраться, согласившись или не согласившись со следующими утверждениями. Когда вы приезжаете на новое место, вы торопитесь завязать новые знакомства. Вы совершенно свободно чувствуете себя в ситуации отстаивания собственных прав. Вы говорите достаточно громко и ясно. Вас не слишком часто мучает чувство одиночества. Вы часто хвалите себя, говорите себе добрые слова.
Новые отношения, знакомства доставляют вам удовольствие. Если вы согласились почти со всеми утверждениями, то можно вас поздравить. Вы вполне уверенный в себе, раскрепощенный и легкий в общении человек. И это значит, что следующие упражнения не для вас. А для тех, кто все-таки принадлежит к многочисленной компании застенчивых, но хочет изменить себя и свою жизнь:
Упражнение 1. Станьте общественным существом.
1. Начните с самого простого из того, что я предложу вам дальше, а потом переходите к тому, что представляет для вас наибольшую трудность.
2. Представьтесь незнакомому человеку у себя на работе, в магазине, учебной аудитории. (Только не подумайте, что я толкаю вас к навязчивому приставанию)
3. В очереди в магазине или сберкассе заговорите с тем, кто стоит рядом с вами. (Только предварительно, выберите человека, расположенного к беседе)
4. Когда возникнет какая-то проблема, обратитесь за помощью к кому-то из соседей, с кем вы раньше не общались.
5. Поздоровайтесь сегодня с пятью людьми, с которыми вы раньше не здоровались. Постарайтесь сделать это так, чтобы вам ответили.
Упражнение 2. Если бы я не был застенчив…
1. Устройтесь поудобнее и закройте глаза. Представьте себе человека или ситуацию, постоянно заставляющую вас испытывать застенчивость, не упустите никаких подробностей, ни одного слова и жеста.
2. А теперь представьте, как бы вы себя в этой ситуации повели, не будь вы застенчива. Что бы вы сделали? Чтобы сказали? Чем бы все кончилось?
3. Пробуждайте в себе этот положительный образ ежедневно в течение недели.
4. Когда в следующий раз вам придется реально столкнуться с этой ситуацией, восстановите в сознании свой положительный образ и постарайтесь вести себя соответственно ему.

ВВЕРХ

Хостинг от uCoz