А. ВЯТКИН "СТРУКТУРА ВРЕМЕНИ И МАГИЯ ПРЕДСКАЗАНИЙ." |
||
Что
есть время? - "Вещь необычайно длинная", - в свойственной ему
манере сказал когда-то Владимир Маяковский. Время готово тянуться до бесконечности,
когда мы чего-то ждем, и проноситься в один миг, когда мы чем-то увлечены.
Время может остановиться, времени может не хватать. Жизнь человеческого
существа располагается среди ритмов и промежутков времени от нескольких
долей секунды и до целого столетия. Это так называемое перцептуальное время.
Но есть и концептуальное время, которое мы не улавливаем - миллисекунды,
века, эры. Мы принимаем себя, других людей, предметы и объекты как нечто цельное, постоянное, стабильное, не замечая, что с других позиций это всего лишь процесс, движение, калейдоскоп вечно снующих частиц, зарождения и смерти. Даже обыкновенное велосипедное колесо, если его очень сильно раскрутить, приобретает твердость и непроницаемость не только для брошенного камня, но и для пули. "Взрыв жизни" - это метафора, которая имеет вполне реальный характер по отношению ко времени существования галактик. Аналогично и отсутствие какого-либо движения, постоянство, застой только лишь по отношению к еще большему застою, инертности не выглядит таковым. Всякое движение, как и покой, являются относительными, причем покой вторичен и образуется как момент движения- Не вдаваясь в дебри схоластики, назовем и другие характеристики времени. Так, например, известна апория (загадка) любителя парадоксов древности Зенона Элейского под названием "стрела". Движение стрелы - это изменение ее положения в пространстве. Фактически летящая стрела в каждый момент времени находится в разных местах. Все движущееся, как доходчиво свидетельствует, известный эстрадный певец И.Кобзон "живет своим мгновеньем". Движущаяся стрела точно так же каждое мгновение оказывается во вполне конкретном и единственно возможном для нее пространстве. Она находится в нем, как если бы находилась в нем всегда. Следовательно, полагал Зенон, ее никоим образом нельзя было бы отличить от другой стрелы, которая бы действительно покоилась в том же месте. А если нельзя отличить движущуюся стрелу от покоящейся, - значит, никакого движения не существует. Вот таковы были выводы этого философа. И нельзя сказать, что он так уж и не прав. Радикальное разрешение головоломок и парадоксов осуществил, как известно, Александр Македонский, который, будучи почти, что современником Зенона из Элеи, не стал ломать голову относительно развязывания гордиева узла, а в отличие от деликатного философа попросту разрубил его. В одном из кинофильмов о Робине Гуде стрела, пущенная из лука, попадает в другую стрелу и расщепляет ее, занимая ее место. И это тоже есть вариант "как отличить" движущуюся стрелу от покоящейся. Известно, что с позиций традиционной индийской философии весь физический мир вне зависимости от того, движется ли в нем какой из предметов или находится в относительном покое, является иллюзией или майей. Это не означает, что мира нет или, что движение, как полагал Зенон, складывается из совокупности микроскопических покоев. Здесь имеется в виду, что статичность, форма, масса, движение либо другие характеристики и качества имеют непостоянный, "фиктивный" или "кажущийся" характер перед лицом Вечности. Любые конфигурации, свойства, достоинства и недостатки, сколько бы долго они ни тянулись, неизбежно превращаются в прах, замещаясь какими-то другими в вечном хороводе жизни вне зависимости оттого, что имеется в виду: якобы неподвижная стрела или действительно неспособная быть остановленной элементарная частица. Человек точно так же существует не в вечности, а в феноменальном мире, имеющем свое начало и свой конец. Получается, что мы просто вынуждены сопоставлять скорость и длительность любых процессов со своими собственными ритмами. То есть, как писал известный оккультный философ П.Д.Успенский - "пространство и время, определяющие все то, что мы познаем чувственным путем, сами по себе только формы нашего восприятия, категории нашего рассудка-Мир, пока мы не познаем его, не имеет протяжения в пространстве и бытия во времени. Это свойства, которые мы придаем ему" [1]. Можно еще раз сказать, что мир определяется таковым только благодаря нашему ранжированию некой бесконечно многозначной, самой по себе бескачественной реальности посредством пропускания ее через наш организм, наши органы чувств и нашу личность, в результате чего реальность не столько измеряется, сколько строится заново. Подобным образом из прежде бесформенной глыбы мрамора скульптор высекает задуманную им статую, которая как бы подспудно содержалась в ней. Известная кармическая первичность субъекта и вторичность объекта создает порядок, который в этом смысле не может быть отменен или повернут вспять. Карма здесь это не только закон причинности, но и закон первичности: логической, однонаправленной временной связи, преемственности или обусловленности субъекта объектом, но никак не наоборот. Субъект в этом смысле является до некоторой степени творцом, созидателем им же познаваемых объектов, которые потом он обязательно включает в свой мир в качестве антуража. Кем-либо созданные объекты отсюда не исчезают сразу, а продолжают свое существование без всякого участия прежнего субъекта по инерции подобно тому, как скульптурный шедевр переживает своего ваятеля. Но все это не означает, что любой частный объект имеет те же качества, играет ту же самую роль в мире каждого другого субъекта- Первичность субъекта вместе с тем означает, что он живет только в настоящем, тогда как любые объекты всегда вторичны, а, следовательно, имеют характер будущих объектов. Это имеет место даже тогда, когда субъект родился вчера, а определяемый им объект имеет тысячелетнюю историю. Время здесь имеет не астрономический, а субъективный характер. Так, например, в этом смысле сын появляется вперед отца, если сын субъект и система отсчета- Каждый субъект содержит в себе только элементы прошлых и будущих времен, а в основном его стезя - это настоящее время. Будущее по понятным причинам имеет для субъекта не вещественный, а субъективный характер - планов, весьма расплывчатых прогнозов, программ, которые, как говорится, нельзя потрогать или положить в карман. Кроме того, любые пророчества или прогнозы никогда не бывают столь же конкретны и точны, как настоящие события. Тем не менее, именно такое субтильное и неопределенное образование, как план или будущий результат лежит в основе организации личности (Н.А.Бернштейн, П.К.Анохин). Столь же неясный характер могут иметь и прошлые события, которые со временем как бы затухают в памяти и со временем становятся неотличимыми от небытия. Достигнутое или воплощенное будущее усваивается и переоценивается, подвергается инфляции до роли пластического, энергетического, информационного, вещественного обеспечения всех текущих программ и целей субъекта- Может появиться вопрос: возможно ли существование времени в каком-то самостоятельном виде, не связанном с его физическим "носителем"? Отечественный астрофизик Н.Козырев отвечал на этот вопрос утвердительно, предложив концепцию, согласно которой время внутри звездной материи обладает активными свойствами: оно препятствует тотальной энтропии, возвращая вспять термодинамическое равновесие во вселенной. Несмотря на то, что названная теория имеет больше метафорический характер, поддерживаясь далеко не всеми учеными, возможность такого рода процессов вполне можно допустить чисто логическим путем: не будь во вселенной негэнтропических тенденций, она давно бы превратилась в холодеющий труп. Согласно другим традиционным представлениям - пространство и время это не самостоятельные реалии, а только лишь аспекты, координаты или грани материи, разбивать и делить которую даже на длину и ширину можно лишь с известной долей условности. Но всем этим условиям, как известно, соответствуют любые характеристики вообще, которые никогда не бывают окончательными, а только лишь соотносительными с другими столь же неустойчивыми константами, законами, параметрами- Следует сказать и о системном характере всяческого физического бытия вообще, т.е. таком условии существования, по которому природа имеет вид волн, сгущений, участков наибольшей плотности, разделенных очагами разряжении, спада, менее плотной материи. В связи со сказанным отметим, что позиция Лапласа, утверждающего, что в физическом мире все связано со всем, мягко говоря, преувеличена. Всякое соединение ограничено и неизбежно сменяется изоляцией. Если бы каждый предмет в нашей вселенной оказывался соединенным с любым другим, то время, расстояние, качественные особенности превратились бы в пустой звук: все не отличалось бы от ничего, и все отдаленное соединялось бы так же хорошо, как если бы оно находилось рядом. На самом же деле, как известно, рядом расположенные системы имеют тенденцию к сплочению, тогда как самое незначительное их разделение приводит к резкой убыли этой способности вплоть до взаимной изоляции или несуществования систем друг относительно друга. Говоря иначе, каждая система просто "обязана" иметь толику, определенный градиент сходства, так и степень отличия от других систем, но обо всем этом я уже говорил в предыдущих главах. С этих позиций будет по-новому выглядеть так называемый закон парных случаев, отмеченный в практической медицине и в некоторых других областях человеческой деятельности. Согласно этому нехитрому закону почти ни один из случаев тяжелых или экзотических больных не встречается по одному. Если в приемный покой поступает пациент такого рода - в самое ближайшее время ждите другого точно такого же. Один выходящий за рамки случай тянет за собой другой, и так несколько раз пока "тенденция не иссякнет". То есть, как гласит народная мудрость: "Беда не приходит одна". Дискретность характерна большинству явлений нашей жизни. Самое хорошее настроение когда-нибудь проходит, и наступают тяжелые дни. Или наоборот, если вам очень долго не везет, - не отчаиваетесь: значит, скоро будет просвет. Наркоманы, алкоголики, обжоры, сластолюбцы не знают этой диалектики и поэтому они наиболее жестоко расплачиваются за культивацию наслаждений. Все связано со всем, но только лишь в тонком мире. В грубой реальности все, что началось, имеет тенденцию к продолжению только лишь до некоторых пор. Какие бы самые благоприятные условия для течения процесса ни предлагались - рано или поздно ему все равно приходит конец- Можно согласиться с тем, что время, как одна из координат, демонстрирующая последовательность изменения или перемещения, имеется только для неравновесных систем физической природы. В этом случае вероятность наступления того или иного события рассматривается как мера прочности или устойчивости соответствующих систем и соответствующих связей. Но наиболее интересную загадку представляют ситуации неравновесные и разрешающиеся с неабсолютной детерминацией. В таком случае говорят, что взаимодействующие системы обладают большими степенями свободы. Такого рода ситуации, как правило, содержат множество систем различного уровня и сложности (например, биологические и социальные системы). Предсказать поведение сложной системы очень трудно, потому что она имеет множество альтернатив своего дальнейшего пути. Иными словами, имеющаяся свобода выбора с некоторого момента превращается в свою противоположность и как бы смыкается с полным отсутствием выбора. Система становится в позицию буриданова осла. Отсюда выражение "абсолютно свободная система" - это нонсенс, потому что такая система не имеет выбора, не имеет будущего или даже не существует. Для человека знать прошлое - значит частично или полностью находиться в нем и не жить в настоящем. Знать свое будущее - тоже жить в нем и равным образом быть не от мира сего. Человеку присуще в самых общих чертах прогнозировать свое будущее и столь же характерно забывать и дезактуализировать свое прошлое. Однако устранение злободневности настоящего чревато разрушением всей психической и физической жизни индивида, дезинтеграцией личности и ее мира, что весьма показательно на примере психически больных. Получение же обстоятельной и весьма достоверной информации об еще не свершившемся событии, как и вмешательство в свое отдаленное прошлое также разрушает физический мир и недопустимо по закону кармы. Так, к примеру, питерский экстрасенс и целитель А.Ильин вполне резонно полагает: гадания и предсказания не будут играть свою отрицательную роль, если они излагаются в нечеткой, двусмысленной форме, дающей возможность их двоякого толкования и не исключающей возможности активного участия личности в построении своего будущего [2]. Заметим, что только в ситуации относительной неопределенности человек получает возможность выбора в соответствии со своей внутренней природой. Это не означает, что прогнозы нежелательны или так уж они опасны. Опасна роль только оккультных прогнозов, зачастую непонятных и получаемых сверхфизическим путем, которые не только становят в тупик пытливых естествоиспытателей, но и способны разрушить весь физический мир по причине возникающих временных и причинных парадоксов. Всего этого лишены предсказания, возникающие в самих недрах физических систем и в соответствии с их законами. Отметим специально, что неясность будущего, зачастую в практике являющаяся синонимом некомпетентности, невежества не так уж и плоха, поскольку она позволяет человеку и всему физическому миру функционировать, уцелеть, выжить. Это, тем более, кажется странным, поскольку во всех областях своей деятельности, включая прогностику, человек тяготеет к однозначным и предельно точным характеристикам, исключающим какую-либо двусмысленность и неопределенность. Но не будем впадать и в другую крайность, ибо ни один организм не смог бы существовать, если бы он загодя не готовился к своему будущему в форме простейшей рефлекторной связи, а именно - "ритмически и апериодически повторяющихся воздействий неорганической природы" [3]. Однако в природе эволюционно выработались и принципиально иные механизмы, предваряющие сложные, критические ситуации и позволяющие загодя готовиться к ним. Отмеченные механизмы совершенно не укладываются в схему условного или безусловного рефлекса, поскольку случаются спонтанно без всякого повтора или сенсибилизации предшествующим воздействием соответствующего плана. По сути дела данные прогнозы и предупредительные действия выпадают из схемы механической причинности и относятся к причинности тонкоматериальной. Но как сопоставить, допустим, гадания, ясновидение, астрологические прогнозы с законом кармы? Ведь в результате удачливых пророчеств может появиться впечатление незыблемости, однозначности будущего, для которого закон кармы окажется чем-то вроде ненужного аппендикса. Действительно ли "сценарий" грядущих событий расписан и загодя утвержден неведомыми Высшими Силами, и человек уже не может в нем ничего изменить, выполняя положенную по пьесе роль? Хотя подобные предположения возникали у человечества не раз, и они действительно упрощают механизм всяческих предсказаний, снимая с человека какую-либо ответственность за кармически наказуемые проступки, однако они не могут считаться правильными. Можно, разумеется, принять за основу, что судьба человечества или отдельной личности находится в руках Брахмана, Бога, Высшего Разума или любой другой персонифицированной Силы, непостижимой нашему рассудку, однако согласиться с тем, что человек - только лишь слепое орудие в их руках, мы не можем. Несмотря на то, что, на высших планах бытия нет разделения на прошлое и будущее, это не означает, что Брахман или Господь Бог заранее "знает" о нашем грядущем. Слово "знает" берется в кавычки не случайно, поскольку оно относится целиком к нашей физической реальности. Для высших планов бытия знание и незнание, существование и несуществование - нечто единое, исключающее их разделение на высших планах бытия- С чисто логической стороны, если даже и допустить, чтобы какая-нибудь сверхцивилизация, в совершенстве овладевшая прогностикой и элементами предвидения, захотела бы помочь человечеству в его развитии, то совсем необязательно, чтобы она сделала это в форме "задаривания" людей всевозможными благами или научными изобретениями. Из истории известно, что чересчур активное соприкосновение технологически более развитой культуры с отсталой приводило чаще всего не к возвышению или поглощению высокоразвитой, а к ее деградации или вырождению. Вопиющее невежество, культурная или интеллектуальная отсталость народа приводит к тому, что демос принимает лишь те плоды цивилизации, которые ему доступны, но не те, которые являются для него лучшими. Именно так и случилось во время массового заселения, а по сути, покорения Дикого Запада: некоторые индейцы и даже целые их племена постепенно пришли к выводу, что гораздо не обременительней находиться в услужении у белых людей, чем с трудностями и с риском для жизни добывать себе пропитание где-нибудь в саванне или в тропических лесах. Другим нежелательным приобретением для аборигенов оказались некоторые европейские болезни и легко возникающее пристрастие к "огненной воде". Нечто подобное произошло и с коренными обитателями нашего крайнего Севера. С учетом этого негативного опыта ныне пытаются проводить все современные антропологические исследования и экспедиции. К примеру, не так давно изучалось прежде неизвестное племя, находящееся на уровне каменного века. Исследователям категорически запрещалось передавать аборигенам какие-либо плоды цивилизации: ружья, консервы, лекарства, химикаты, спиртные напитки и т.д. Контакты ученых с коренными жителями также были сведены до минимума, поскольку внешне безобидный насморк европейца, будучи переданным кому-либо из дикарей мог вызвать характер эпидемии. За всем этим неусыпно следили ученые в мощные бинокли, незримым образом расположив свой лагерь на склоне ближайшей горы Может быть, и мы с вами являемся такого рода объектом для так называемых НЛО, представляющих из себя форпост некоторых сверхцивилизаций? По той же причине весьма сомнительно, чтобы мы могли быть марионетками в чьих-то руках даже, если это будут руки самого Господа Бога, поскольку даже Ему не нужны изнеженные, несамостоятельные и полностью нежизнеспособные существа. "Знание" наших будущих невзгод для Абсолюта не означает Его активного вмешательства во все земные дела. Человек по своей внутренней природе просто обязан совершать искания, буквально, творя свое будущее и пытаясь предварять его в соответствии с естественными законами, а не вопреки им. То, что в отдельных случаях некоторые представители рода людского получают сверхфизическим путем верные, но оттого и опасные для себя прогнозы - это уже другой вопрос. Вспомним пресловутого "вещего" Олега из стихотворения А.С.Пушкина (правда, непонятно: почему "вещего" - ведь вещуном в этом случае оказывался не он, а встретившийся на его пути кудесник). Но вернемся к сути повествования. Как вы помните, ясновидец сделал князю роковое предупреждение, которое, по сути, закодировало, замкнуло на себя все его дальнейшие помыслы. Только, начиная с этого момента князь, что бы он ни предпринимал, как бы он ни пытался уберечься от предрекаемой напасти, - на самом деле он только подталкивал себя к ней. Все это не в последний раз доказывает, что всезнание может быть попросту опасным. Избыточная информация, даже, если она и не касается государственных секретов или мафиозных разборок, чревата тем, что она магически притягивает к себе мысли, чувства и чаянья человека, как бы подготавливая к реализации гнетущей программы. Зачарованный будущим человек напоминает собой мотылька, привлеченного светом пламени и сгорающего в нем. Прогноз (впрочем, как и всякое
необдуманно высказанное слово или мысль) "сотрясает астрал",
вызывая в тонком мире все условия для реализации заданной программы в
физическом мире. В этом смысле всякий необдуманный прогноз оказывается
безусловным магическим актом, опасным не только для общества, но и для
самого его создателя. Провидец своею волей не столько предсказывает, сколько
создает сеть причин, вовлекая себя в кармическую зависимость от будущего
процесса. Литература 1. Успенский П.Д. Tercium Organum
(Ключ к загадкам мира). - СПб: Андреев и сыновья, 1992, с. 4. |