Интерес к вопросам
профессионализма возник у меня давно. Ситуация на шего поколения, стартовавшего
в психологической практике на рубеже 70-80-х годов, существенно отличалась
от нынешнего периода небывалого информа ционного бума в психологии и психотерапии.
Идеи к чему стремиться и ка к работать не витали тогда в воздухе, а собирались
по крупицам, как зол отой песок, из прообразов психотерапевтической классики
и отдельных ре дких встреч со звездами психотерапии. Это давало возможность
хоть как-то прикоснуться к таинству душевного священнодействия, каковым
восприни малась психотерапия. Основные профессиональные мифы и идеалы
возника ли, в основном, под воздействием двух первых волн развития психотерапии,
которое сказывается до наших дней.
Психоанализ и бихевиоризм при всем своем различии и скептически-критич
еском отношении друг к другу вызвали к жизни ряд сходных представлений
о сути деятельности и образе психотерапевта. Психотерапевт, как всезнающ
ий учитель, почти мессия, имеющий доступ к Тайне, единолично вершил судьб
у своего пациента, принимая на себя ответственность за его исцеление,
ре шая чего и как нужно достичь в процессе лечения. От пациента, в котором
вид ели скорее объект и существо малодуховное, ожидалось лишь подчинение
и п окорно-радостное согласие на роль ведомого. Умудренность и директивнос
ть психотерапевта вырабатывались в течение долгих лет индивидуальной подготовки:
у психоаналитиков -- сосредоточенной на проработке глубин их личности,
а у бихевиористов - на отработке конструктивного стиля и эффек тивных
навыков.
Вторая волна гуманистической и экзистенциальной психотерапии возникл а
как противовес и проявление протеста против такой принципиальной дир ективности,
манипулятивности и отстранения клиента от выбора своей суд ьбы. Клиент-центрированная
терапия, с ее идеей доверия к доброму и здоров ому началу каждого человека
и к его способности самому выбирать цели раз вития и объем изменений,
вызвала и смену взглядов на самого терапевта. Ид еалы самоактуализации,
диалогичности и недирективности подкреплялись образами психотерапевта
как мудреца, гуру, доброго всепо нимающего отца и почти святого.
При подготовке психотерапевтов внимание сосредотачивалось не на метод
ах, а на развитии личности специалиста, его конгруэнтности, открытости
д ля опыта, готовности олицетворять собой идеи гуманизма и толерантности.
Путь в психотерапию предполагал подчинение этой цели всего образа жизн
и, нацеленность на самосовершенствование с перспективой отдать ему вес
ь жизненный срок.
Объединяло эти две волны представление о терапевте как о модели провозг
лашаемых образов если не самого психологического благополучия, то -- спо
собов его достижения. На этом фоне с легкостью возникали мифы о непогреш
имости, всезнании и беспроблемности психотерапевта, что вызывало у моих
сверстников мучительные опасения о невозможности соответствовать эти м
идеалам и самозапреты на обращение за помощью самим себе. Несколько об
легчали ситуацию лишь контакты с профессионалами-мастерами, представл
явшими порой самые разные стили и направления. Из таких встреч с К. Роджер
сом и В. Франклом, А. Алексейчиком и В. Сатир, Г. Юновой и М. Форвергом
складыв алось впечатление, что настоящий профессионал всегда отличается
яркой индивидуальностью и способностью создавать неповторимую атмосферу
на сыщенной и многомерной жизни, где нет места суетности и фальши. Именно
в н ей раскрывались глубинные возможности человека и совершалось таинство
психотерапии: через совместное бытие или со-бытие личностей.
Подвергая сомнению мифы об избранности терапевта, мы убеждались на пра
ктике, что только индивидуально-неповторимое давало стойкий эффект, сти
мулируя клиента к поиску собственных потенциалов самости и здоровья. О
ткрыли для себя также ценность психотерапевтической хиротомии -- посвящения
в дух профессии через непосредственное влияние индивидуаль ности Мастеров,
их опыта выхода к своей неповторимости. Именно из таких к онтактов постепенно
вызревал путь к своей идентичности.
Остаются ли эти вопросы об индивидуальном своеобразии актуальными сей
час, на гребне третьей волны развития психотерапии, давшей о себе знать
с появлением психотехнологий, эриксонианского гипноза и целого букета
с емейных терапий?
Возникнув как ответная реакция на элитарность, мессианские претензии и
недооценку технических аспектов психотерапии, эта волна сделала общед
оступными психологические знания и сконцентрированный в технологиях ч
ужой опыт. Технологизация, сблизив психотерапию и психологическое конс
ультирование, раскрыла для практиков совершенно новые перспективы: кра
ткосрочность, экоцентричность, многообразие групповых форм работы и т.
д . Одновременно она создала ореол всемогущества вокруг приема, увеличив
в ероятность для консультантов, используя чужие стандарты, утратить свое
лицо.
Вокруг образа психотерапевта возникли самые разнообразные, подчас вза
имоисключающие представления. Кто он теперь: служащий или шаман, фокусни
к или веселый чудак, бизнесмен или каскадер? На что рассчитывает и чего
оп асается клиент? И совпадут ли его ожидания с выбором и возможностями
пси хотерапевта?
К психологу я больше не пойду! Лучше пойду к друзьям или буду выбирать
ся из своих бед сама, -- такие слова я услышала недавно от одной своей
пр иятельницы-журналистки, прошедшей, на ее взгляд, достаточно успешный
сеа нс НЛП. Парадокс? Легко и быстро вылечилась и -- не хочет больше связыватьс
я?! Психотерапевт помог ей избавиться от душевной боли, отключиться от
пр ошлых страданий и даже предложил набор возможностей на будущее -- как
оча ровывать, добиваться своего, стать счастливее. А у нее после этого
осталс я осадок и ощущение, что все проделанное с ней -- не настоящее.
Ей показалос ь, что ее индивидуальность и неповторимость ее чувств были
низведены до примитивности, до некоего общего, усредненного варианта,
приравнены при ему. Словно ее жизнь попытались свести к "кнопочной"
психологии, к манипул яции и самоманипуляции.
Этот рассказ еще раз подтвердил мысли о том, что отдельно взятые техноло
гии без контекста настоящего человеческого контакта не гарантируют уч
ета индивидуального запроса человека, могут оказаться неэкологичными и
идти вразрез с культурной и духовной традицией, составляющей основу че
ловеческого своеобразия. Можно увидеть преимущества развития самоиден
тичности не только для создания неспецифической атмосферы целебного к
онтакта, но и для реализации своего индивидуального выбора в существующ
ем океане возможностей. В противном случае, избыточная установка терапе
вта на делать, а не быть может отражаться и на особенностях р азвития
самого консультанта, приводя в ловушку недоверия к своим чувств ам и желаниям,
к подавлению спонтанных реакций и нарушениям органичност и душевного мира.
Можно назвать и другие факторы риска в нашей профессии, с которыми сталк
ивается большинство консультантов. Это - работа в условиях повышенной
не определенности и принудительного общения, повышенные эмоциональные,
у мственные и энергетические затраты, избыточная сосредоточенность на
т еневых сторонах жизни, человеческих слабостях и негативных эмоциях.
Провоцирующую роль в возникновении деформаций, а также личностного и эн
ергетического истощения, называемого синдромом сгорания, играют обычн
о неконструктивные установки и наличие некоторых личностных предпосыл
ок. Наиболее отрицательно сказывается влияние слабо развитой рефлекси
и и низкой эмпатии, неспособность к партнерскому разделению инициативы
и ответственности, избыточные авторитарность, ригидность, проявления з
ависимости, экстернальности и сниженной мотивации к работе. Существует
также опасность избыточной идентификации с клиентами, перенесения в св
ою жизнь их проблем.
Среди наиболее типичных деформаций, возникающих на этом фоне, можно назв
ать рост конфликтности и амбиций, нарушения адекватности самооценки, ус
иление внутренних конфликтов, аутичности, отчужденности. Возможны такж
е проявления психического пресыщения, цинизма, деперсонализации и, эпат
ирующие клиентов и близких, интерпретационный ажиотаж, умствование и пс
ихологизаторство.
Появление деформаций не является неизбежным последствием условий раб оты,
а связано с неконструктивностью профессионального стиля и ролевых установок,
и во многом подлежит коррекции. Действие факторов риска само по себе неоднозначно
и может, как всякое стрессогенное воздействие, прив одить как к деформациям,
так и к возрастанию потенциалов стойкости и жиз неспособности личности.
Можно развивать способность к преодолению пре пятствий и умение в опыте
страдания видеть ресурс своего развития. Такой позитивизм и развитие спектральности
видения, жизненной мудрости можн о назвать одним из отличительных достоинств
профессионала.
Поэтому одной из главных задач на пути к профессионализму становится ра
звитие этого чувства перспективы, способности к обнаружению и реализац
ии своих потенциалов.
Именно под этим углом зрения хочется еще раз посмотреть на сегодняшнюю
п сихотерапию и увидеть в ней не только избыточность стандартов, манипуля
ций и издержки поточной и поверхностной подготовки консультантов, но ра
зглядеть в этой лавине направлений и технологий возможности для развит
ия разностороннего и пластичного специалиста, способного к коллегиаль
ности, толерантности, развитию, позитивизму и юмору.
И тогда с понятием "профессионал" начинает ассоциироваться уже
не образ творческого монстра и супермена, а человек, открытый жизни и
изменениям, рискующий быть собой и создавать бытие вокруг себя.
ВВЕРХ
|