<<назад<<
старт сайта
>>вперед>>
Д. СОЛОШЕНКО "Локализация лакун мышления в процессе терапии"

В процессе консультирования, достаточно часто возникает ситуация, когда клиент на текущий вопрос тераписта отвечает "не знаю". Подобное положение дел особенно характерно для недирективных форм терапии и школ сопровождающего консультирования, основанных на принципах гуманистической психологии. Традиционно считается, что необходимо обходить вопросы связанные с проявлением некомпетентности со стороны клиента, так как беспокойство, чувство тревожности тормозят процесс самоактуализации. Работая над проблемой компетентности клиента возможно достичь сдвигов его мировосприятия, помочь его социализации в ранее неадекватно воспринимаемой ситуации, достичь движения личностных конструктов.Начало терапевтического процесса работы с лакунами мышления, производится путем актуализации вопросных проблем их вызывающих и определения надвидовой направленности - экстровертивная или интровертивная.Лакуны мышления чаще всего порождаются следующими ситуациями:
Отсутствие у клиента достаточно полной информации по интересующему его вопросу. Проблематика чаще всего связанна с психосоматическими или же сексуальными вопросами, на которые обществом наложено более или менее строгое табу. "Заполнение" лакун производится рекомендацией соответствующей литературы, отсылкой в специализированные службы и т. п. Это наиболее простая форма некомпетентности.
Отсутствие опыта - клиент сталкивается с новой, необычной, или нехарактерной для него ситуацией, вызывающей тревогу. Так, мужчины теряются когда речь заходит о возможных вариантах восприятия женщины. В основе этого вида некомпетентностей лежат проблемы личностной самооценки (высокомерие, самоуничижение и т. п.). Наиболее продуктивным способом решения данных проблем является ролевое моделирование.
Уход от ответственности - подобный вид характерен для людей, ведущей деятельностью которых являются социально - ролевые игры. Сценарий игр предполагает перекладывание ответственности на общество принимающее участие в его развитии, так как деятельность в этом случае обезличена - она представляет собой заранее известную серию ходов. Например в игре "Да, но..." (по Э. Берну), особенно популярной при консультировании, ответственность возлагается на тераписта. Возврат к реалиям возможен с помощью простого упражнения: растягивания по полюсам действий и обстоятельств влияющих на ситуацию, с последующим ранжированием. Выбираемые полюса: "Обстоятельства зависящие от меня" и "обстоятельства от меня независимые". В этом случае работа направлена на исследование путей "удаления" каждого из обстоятельств, начиная с самых простых, ранг которых ниже. Пример: Независимое обстоятельство - "Плохо ходит транспорт"; Решение - "Выйти на 20 минут раньше".
Барьер восприятия, психологическая защита - наиболее сложный и многогранный тип. Возможные пути решения проблемы не осознаются или бессознательно отвергаются, приводя в действие вытеснение, рационализацию и др. Мышление индивида комплексное - состоящее из монолитных символических блоков или же имеющие форму "Черной Дыры". "Черные Дыры" - неосознаваемые индивидом комплексы, при осмыслении которых наблюдаются процессы торможения. Перед консультантом становится задача деструктурирования комплекса и генерализация частей как отдельных проблем. Наиболее сложной частью процесса является определение круга затрагиваемых проблем отражаемых символо - комплексом. С этой целью используется методы свободных ассоциаций, "потока сознания", "Брейн - шторминга", рефлексивного абстрагирования ситуации. При "Брейн - шторминге" клиент самостоятельно выдвигает ряд гипотез объясняющих возможное положение вещей, а также возможные причины некомпетентности, а затем критически оценивает каждую из выдвинутых идей. При барьере восприятия символичность мышления располагает к использованию стандартных речевых паттернов, не несущих эмоциональной и/или смысловой нагрузки. Следует возвращать клиента к локализованным в его речи выражениям предложением типа: "Пожалуйста, скажите это другими словами" или "Что Вы под этим понимаете". В начале терапевтического процесса иногда возникает неопределенность с выбором проблемы терапии. В таком случае ликвидация лакуны производится путем выделения ключевых моментов в излагаемом материале, а локализованные элементы записываются, после чего производится формулировка проблемы, т. е. деятельность тераписта направлена на перевода потока сознания в понятийно - логический тип мышления.Порой, проблема возникает не столько из - за отсутствия информации, сколько из - за неумения воспользоваться тем, что уже имеется, или синкретичности, основанной на эмоциональной впечатлительности. В поведении таких людей преобладают чувства а не рассудок, эмоциональная вовлеченность для них обыденное состояние. Показывая настоящее положение вещей, терапист, рискует попасть в неловкую ситуацию - поскольку для клиента необходимо не получение свежей информации, а налаживание связей уже существующих фактов, изложение сути вопроса, к которой клиент не созрел, прозвучит для него довольно тривиально, как не заслуживающее должного внимания, вызывая желание конфронтации. Продуктивному течению беседы способствует сопровождение размышлений клиента вопросами имеющими однозначный положительный ответ. Чем чаще клиент отвечает "Да", тем быстрее будет достигнут терапевтический эффект. Каждый положительный ответ дает возможность самораскрытия в большей или меньшей степени, проявления индивидуальных качеств и приятие своей целостности. Весьма часто синкретичность мышления выражено через отрицание известных свойств: "Я не знаю что чувствую, это не любовь, но и не ненависть". Паттерны, построенные на отрицании, могут иметь множественность наслоений, обрастая смыслами в геометрической прогрессии. Крайне необходимо возвращаться в отправную точку, формулируя мысли без "не". Членение эмоциональных запечатлений требует предельной осторожности и некоторой ловкости. Каждое из высвобождаемых качеств эмоциональных состояний должно проходить индивидуальную обработку. К положительным можно применить метод "консервации", а в отношении отрицательных постараться этого избежать. Утверждение клиента: "Я испытываю тревожность...", можно вернуть в виде: "Вы тревожитесь ?". В то же время выражение: "Я радуюсь...", предпочтительней преобразовывать в: "Вы испытываете радость ?". Процесс терапии существенно осложняется в случае "скатывания в Черную Дыру". По возможности, такую ситуацию необходимо как можно быстрее проскочить, иначе нарушается терапевтичность ситуации и дальнейшее психологизация клиента ставится под сомнение:для некоторых прекращается обычный рапорт с терапистом. В этом случае необходимо обратить внимание клиента на первую пришедшую в голову мысль, сколь бы она не была абсурдна как для самого клиента, так и для тераписта, и уже от нее вести нить беседы.В психологических кругах существует убеждение, что давать советы клиенту нельзя, причем каждое следующее поколение консультантов оспаривает его с точки зрения той или иной господствующей концепции.Сопровождающее консультирование так же обременено грузом предубеждений, так как чаще всего такого рода просьбы о помощи связанны с передачей ответственности на внешние независимые обстоятельства: "Психолог так сказал..." совершенно равнозначно "Будильник не зазвенел...". И если к борьбе с желанием дать сногсшибательный совет давно уже все привыкли, то прямая просьба клиента обращенная к консультанту вызывает легкое негодование на устоявшиеся правила. Сам терапист испытывает чувство загнанности в угол - любое его действие будет расходиться с концепцией гуманистической психологии. Уходя от ответа он, тем не менее не продвигает клиента к решению проблемы, и тем более не решает вопроса правильности существующих установок. Но если решение методологических проблем, обычно оставляют на коллективное обсуждение, то клиент требует немедленного ответа, причем такого который его удовлетворял хоть в какой то мере. Выходом из сложившегося положения могут являться следующие вопросы: "Как бы поступили Ваши знакомые ?", "Как бы поступил человек мнение которого для Вас важно ?", "Как бы поступил человек к которому Вы относитесь плохо ?", "Допустим, что вы решили тревожащие Вас вопросы, как Вы будете поступать дальше ?". Лакуны в рассуждении клиента чаще связаны с невозможностью удерживать в памяти вариантов решения ситуации. Ролевое моделирование, где терапист играет роль одного из участников возможного конфликта, способствует наработке множества стратегий, и дает возможность клиенту не только выбрать необходимую, наиболее правильную в складывающихся обстоятельствах, но и иметь несколько запасных в случае непредвиденного развития ситуации. Символо - комплекс - Разные авторы применяют для обозначения подобных образований разную терминологию, так Пиаже говорит о схемах мышления, гештальтисты о паттернах восприятия, Келли - о личностных конструктах и т. п. И хоть каждое из этих понятий "отлично от других", все же их объединяет то, что в каждом случае речь идет о комплексе выражаемом каким - либо символом. Важен процесс взаимодействия с этим комплексом. Представления индивида не совпадающие по сути с имеющимися социальными представлениями автоматически оказываются оторванными от моральных норм общества, причем, эта оторванность может иметь как положительный, так и отрицательный знак. Не выходя за рамки общественных норм, трудно объяснить надситуативную активность индивида, еще труднее индивиду обосновать рациональность решаемых им задач, так как общество не готово к восприятию такого рода информации. С другой стороны, проанализировав нравственные посылки, можно говорить о качественно ином уровне личностного развития. Противостояние обостряется в случае, когда установленные цели вступают в противоречие с принятыми социальными нормами. Сколь бы ни были нравственны эти цели, большая часть общества все равно их отторгнет ( по Кольбергу ). В работе с клиентом необходимо не только приятие его, но и установление природы нравственного противоречия. На пути поиска истины возникает необходимость адекватного отражения объективной реальности - разумного сочетания абсолютного и относительного в контексте данной культурно - исторической формации. Взаимосвязь духовного и материального - одна их самых популярных предлагаемых клиентами ситуаций. В таких случаях, к области духовного, как правило, относят мораль (нравственность ), религиозность, самоуничижение, удел материального - все мыслимые и немыслимые грехи. И если философские школы смогли, хоть и по разному, уйти от решения данного вопроса ( в одном случае через "единство и борьбупротивоположностей", в другом, воздавая "Богу - божье, а кесарю - кесарево" ), ситуация характерная для девяностых годов, то внутренний мир индивида не принимает подобного дуализма. Концепция гуманистической психологии решение этого вопроса отдает на откуп личностному росту, а материальные издержки клиента, связанные с длительной самоактуализацией, списывает на объективную необходимость затрат любого вида деятельности. М. Эриксон, пожалуй единственный, кто официально пожертвовал << пользой >> клиента в работе за << удовлетворенность >> терапевтическим сеансом, именно таким образом, с его точки зрения, достигается высокая эффективность при минимальных затратах времени, а соответственно и средств. Но при данной организации деятельности тераписта, возникает необходимость работы с точкой зрения клиента, которую он сам считает недопустимой в своей среде. Таким представлениям характерно преувеличение действительной значимости событий, выводы делаются не путем анализа ситуации, а на основе единичных, чаще всего ничем не подкрепленных фактов, а так же принятие ответственности за независимые обстоятельства ( по Д. Бернсу).Клиентам имеющим лакуны связанные с символо - комплексом свойственно дихотомическое представление мира: "Вещь может быть либо хорошей, либо плохой. Мораль - это всегда хорошо, а значит мораль и нравственность - одно и то же. Совершенный мною аморальный поступок при любых условиях безнравствен. Таким людям чуждо понятие "ложь во спасение", а тайна исповеди может быть конфиденциальна лишь до тех пор, пока она не нарушает гармонию общественной жизни. Для них, например, совершенно немыслимо предположение о том, что альтруизм может являются завуалированной формой эгоизма. Истинность рассматривается лишь, как величина объективная, без возможности изменения ее в процессе существования. Психологизация ситуации не дает положительного эффекта и может привести к срыву раппорта. Однако, позитивное воздействие могут оказывать "обучающие истории", обогащая клиента новым опытом, не вписывающимся в рамки узких дихотомических представлений, не затрагивая при этом проблему компетентности клиента.

ВВЕРХ

Хостинг от uCoz