Речь идет о профессиональной деформации специалистов,
занимающихся психологическим консультированием и психотерапией, то
есть о некоторых негативных последствиях, связанных с их профессиональными
занятиями и выражающихся в субъективных или объективных изменениях
их личности и характера.
Хочу сразу отделить понятие профессиональной деформации от так называемого
"синдрома сгорания". Оба эти состояния связаны с работой
в психологической службе. Различие заключается в том, что о "синдроме
сгорания" принято говорить в контексте профессиональной деятельности,
а профессиональная деформация относится в основном к жизни вне работы.
Используя условную оппозицию "Профессионал - Человек", можно
более наглядно представить разницу между этими двумя феноменами.
"Я как профессионал" - это часть личности, которая ответственна
за выполнение профессиональных обязанностей, носитель необходимых
для этого знаний, этических установок и принципов; максимально проявляется
в профессиональной деятельности. "Я как человек" - более
центральная ("своя") часть личности, включающая в себя некие
обыденные представления о жизни и о себе, житейские установки и принципы;
в основном проявляется в так называемой "личной жизни".
Пользуясь этими определениями, "синдром сгорания" можно
представить как потерю контролирующей роли "Я профессионального",
и внедрение "Я человеческого" в область профессиональной
компетенции. На работе специалисты "по-человечески" устают
и испытывают раздражение на своих клиентов. Профессиональная деформация,
напротив, представляется как расширение господства "Я профессионального"
в область деятельности "Я человеческого". Прийдя домой,
человек продолжает вести себя как специалист.
В профессиональной деформации можно предположить два компонента:
1. Изначальные склонности. Еще до соприкосновения со своей будущей
работой у человека уже есть черты характера и особенности личности,
присущие представителям этой профессии. Они могут осознаваться их
обладателем, приниматься как желательные и вызывать чувство гордости
(например, желание помогать людям) или, напротив, быть неосознанными,
подавляться и скрываться (например, интерес к частной жизни других
людей).
2. Собственно профессиональная деформация. Профессиональная деятельность
развивает эти личностные особенности, очерчивает и рельефно выпячивает
их. Иногда (в случае с вытесненными и непринимаемыми чертами) профессиональная
деятельность оправдывает их, дает им право на существование и проявление.
Несомненно, изначальные склонности влияют на выбор соответствующей
профессии. Они представляют собой "благоприятный" фон, почву,
на которой в последующем разворачивает свою деформирующую деятельность
профессия. Такая "деформация" начинается уже во время учебы,
когда у студентов разрушаются обыденные установки и стереотипы и формируется
профессиональная картина мира. Что же в этом плохого? Действительно,
благодаря учебе и дальнейшей работе личность человека преображается,
он приобретает массу коммуникативных навыков, начинает лучше понимать
себя и т.д. Эти явно позитивные изменения описываются выражением "личностный
рост", и о них не идет здесь речь. Нас интересует "профессиональная
деформация", то есть нечто негативное, "ломающее" личность.
Ниже я хочу обратить внимание на некоторые из таких относительно негативных
последствий, которые обнаруживают себя в обыденной жизни и касаются
в основном субъективной сферы человека - сферы отношения к себе, окружающим
людям и жизни в целом.
Объяснение жизненных проблем психологическими причинами. Если в жизни
человека что-нибудь случается, человек всегда находит для объяснения
этого факта какую-нибудь психологическую причину. Возможно, в том,
что произошло какое-то событие (например, кто-то простудился) действительно
играют некоторую роль психологические причины, однако здесь речь идет
о гиперинтерперетации, то есть о чрезмерном придавании значения психологическому
фактору в объяснении самых разнообразных событий.
Приобретение навыков в рационализации своих проблем. Овладение психолого-психотерапевтическим
понятийным аппаратом и терминологией предоставляет большие возможности
для конструирования оправданий на все случаи жизни. В отличие от предыдущего
пункта, где имеет место "раздувание" психологического фактора,
здесь речь идет о сочинении "разумных оснований" для своих
поступков и удобных ("успокоительных") объяснений поведения
других людей.
Обездвиживающее, лишающее спонтанности самонаблюдение. Знания, подчерпнутые
из многочисленных книг, описывающих какую-либо норму (как то, физиологическую,
психологическую, психическую и пр.) или другие идеализированные варианты
бытия, призывают человека постоянно "отслеживать" за собой
поведение, речь, мысли, эмоции с целью самодиагностики и "своевременной
самокоррекции".
Гнет профессиональных обязанностей и навыков. У психологов нет клятвы
Гиппократа, но практически каждый специалист, даже находясь вне работы,
чувствует на себе особую ответственность за психологическое состояние
окружающих его людей. Если человек знает как помочь другому, и у него
есть такая физическая возможность, он начинает слышать внутри себя
императив: "Ты должен бросить все свои дела и прийти на помощь!"
Если же он по каким-то причинам не может этого сделать, то его голова
заполняется самообвинениями, уничижающими оценками и самооправданиями.
К этому же пункту относится утверждение: "Я обязан вести себя
так, чтобы не травмировать других", которое обычно горячо поддерживается
окружающими: "Ты же психолог - ты должен..."
Комплекс "сапожника без сапог". Древнее выражение предписывает:
Medice, cura te ipsum - "Врач, исцелися сам". Медики уже
не обращают на это внимание, зато у психологов и психотерапевтов работа
над собой поставлена во главу угла самообразования. На официальном
уровне это проявляется как "обязательное прохождение личной терапии",
на персональном - в виде индивидуальных требований к себе типа: "У
меня все должно быть хорошо. Я должен уметь справляться с конфликтами
и неприятными эмоциями. Какой же я тогда психолог, какое я имею право
консультировать других людей".
Поиск людей, нуждающихся в психологической помощи. Не всегда профессиональные
навыки гнетут и являются помехой в личной жизни. Иногда человек испытывает
удовольствие от своей "опытности", от переполнения знаниями
о том, как помочь людям, и ищет поводы для того, чтобы их проявить
на деле. "На деле" это может проявляться по-разному, например,
в раздаче советов. В связи с этим пунктом вспоминается фрагмент из
детского стихотворения Барто: "Санитарам не везет: есть и вата,
есть и йод, не хватает пустяков нет ни ран, ни синяков... Наконец
нашлась работа и для Красного Креста! Наконец ушибся кто-то. Санитары,
на места!."
Потеря способности удивляться. За время своей работы практический
психолог встречает тысячи различных житейских ситуации, общается с
огромным количеством самых разных людей. Нормальной реакцией является
овладение этим потоком информации: ограничение восприятия, построение
типологий и др. Это накладывает отпечаток как на профессиональную
деятельность, так и на личную жизнь специалиста. Встречая что либо
новое на своем жизненном пути, человек редко удивляется этому, поскольку
это для него не является новым, с этим или подобным этому он уже встречался.
Жизнь он наблюдает сквозь координатную сетку классификаций.
Профессиональный цинизм. Обилие тяжелых жизненных ситуаций, с которыми
встречается практический психолог, развивает способность к "невовлечению"
в их переживание, а точнее - способность отстраненно к ним относиться.
Такой взгляд со стороны освобождает эти ситуации от эмоционального
груза и позволяет выполнять с ними разные манипуляции, например, помещать
их в другой контекст, наполнять другим эмоциональным содержанием (иногда
очень веселым). Одни считают, что это - цинизм, подразумевая нечто
неприемлемое для "воспитанного человека", другие считают,
что это - защитная реакция, третьи считают это эффективной социальной
стратегией, позволяющей "проще относиться к жизни". Возможно,
есть и другие мнения.
Конечно же, мои размышления о профессиональной деформации не претендуют
на объективность, они не подкреплены какими-либо экспериментальными
исследованиями. Это лишь попытка обозначить тему, требующую более
внимательного и серьезного подхода
ВВЕРХ
|