До сих пор (10/5/99), мне,
к сожалению, не попадалось сколь-нибудь содержательной попытки рационально
понять психологические механизмы бытовой практики "магии". Сермяжные
борцы с суевериями слишком уж склонны все упрощать, а профессионально красноречивые
публицисты чаще всего не идут дальше впечатляющей фактуры (как некто продал
квартиру, чтобы оплатить услуги экстрасенса, и т.п.). Здесь я в меру сил
оформил собственные представления на этот счет.
Исходный текст был написан в 96 (или 97, точно уже не помню) году XX века.
I.
Мы должны спросить себя: знание об
ожидающей Землю судьбе, об ее неизбежном
конце, обязывает ли нас к чему-либо или нет?
[Н.Ф.Федоров "Философия общего дела"]
Что будет и как жить дальше? Это неопределенность жизни, создающая психологический
дискомфорт. Примерно каждый десятый из нас воспринимает неопределенность
жизни особенно болезненно, порождая таким образом спрос на магические
услуги. Хочется понять потребности заказчиков и мотивы исполнителей.
Главное, наверное, в том, что человек, обращающийся к магу, желает решить
свои проблемы в обход обычных правил материальной жизни, - рассчитывая
на чудо. При этом им движет не только желание что-то получить, но и вера
в то, что колдуну подвластны тайные силы. В жизни каждого из нас время
от времени вдруг появляется мистика, а у некоторых из нас она присутствует
"по жизни", постоянно. Мистическое мировосприятие представляет
собой разновидность рационализации - защитного механизма психики, призванного
снимать неопределенность заменой неизвестных причинно-следственных связей
подходящими. "Сегодня я надела заговоренное бабушкино колечко, значит
все будет хорошо".
Опыт жизни убедил меня в том, что для любой ситуации, ставшей для кого-либо
поводом увидеть потусторонние силы, я всегда смогу найти рациональные
объяснения. Но не всегда они будут просты. Позже пришлось понять, что
эти объяснения будут вообще не так уж важны. Постольку, поскольку мистика
не есть заблуждение. Это физиологическая потребность человека, навязчиво
ищущего от жизни простоты и однозначности. Мы все ищем этого с разной
степенью навязчивости. И там, где не находим простых объяснений волнующих
вопросов, неизбежно создаем мистические спекуляции.
Мистицизм как способ преодоления неопределенности жизни хорошо иллюстрируется
тем, что мистики совершенно не приемлют случайность. Особенно тяжело им
дается "частичная" случайность, т.н. рандомизированные закономерности
(отчасти поэтому, например, карточные игры считаются исходящими от дьявола).
Они всему склонны искать четкие причины и указания свыше... Когда поиски
указаний ведутся не в русле традиционной веры, это называется "пустой
верой", "верой в суе", - суеверием.
Мистикам многое чудится. Не только слезы на Ликах икон, но также инопланетяне,
пситхотронные происки КГБ и ЦРУ, заговорщиков масонов и прочих темных
и светлых сил. Но примечательно, что им никогда не чудится ничего такого,
что было бы своеобразно. Давно уже я тщусь найти хоть одно откровение,
которое не было бы отражением фантастических художественных произведений,
научно-популярных книжек или очередной вариацией на тему традиционных
верований. И потому, что главная причина душевного дискомфорта тонко чувствующих
- неоднозначность, им оказывается нужен Учитель, указующий перст, какие-то
четко очерченные рамки и система доступных понятий, которая все удобно
объяснит.
Наивно полагать, что вульгарный мистицизм может искоренить наука и просвещение.
Отношение к мистике и у высокообразованного старшего научного сотрудника
может оказаться столь же амбивалентным, как и у малообразованной домохозяйки.
Под просвещением мы обычно подразумеваем практические знания, а для культурного
обращения с собственным бессознательным нужны не столько практические
сведения, сколько умение адекватного самовосприятия. Успехи науки и особенно
новые научные слова ("лептоны, синхрофазотроны и пи-мезоны - все
это творения рук человеческих" - как когда-то давно и романтически
сказала моя кухонная радиоточка), это вполне подходящая почва для развития
монстров новой мистики.
Хотя юридически каждый и волен сходить с ума по-своему, вульгарный мистицизм
может быть социально небезобиден. В тяжелых случаях он сопровождается
непредсказуемым поведением, проявлениями нелепого фанатизма, иррациональным
отказом от реальной пользы, необоснованными обвинениями кого-либо в чем-то
на основании голосов или видений, и т.п. Приходит на память не столь давний
случай с послушницами Свято-Тихоновского скита, которые избили свою настоятельницу
потому, что одной из монахинь приснилось, что настоятельница - ведьма.
Конечно, обычно в наиболее ярких проявлениях такого рода не обходится
без явных патологических симптомов. Но на удобренной почве и одна кликуша
способна спровоцировать коллективный психоз.
Во все времена во всех обществах существовали институции, выражающие интересы
мистически настроенных членов общества и оформляющие их активность социально
приемлемым образом. Расцвет магических салонов и недостаточно высокий
нравственный авторитет традиционных религиозных конфессий - тесно связанные
друг с другом социальные явления. О смысле слова "суеверие"
см. выше.
II.
Раз в три года к ним прилетает Иисус
Христос, служить Крестный ход на Пасху.
[Из заседания Подкомиссии по аномальным
явлениям Комиссии по экологии при
Префектуре ЗАО Москвы от 08.01.1992]
Если вы никогда не обращались к колдуну, то, может быть, думаете, что
заплатите ему деньги, и он вас обслужит, как в парикмахерской? Вы глубоко
ошибаетесь. Настоящий целитель никогда не будет так "работать".
После начальной "диагностики" вам будет объявлено, что у вас
"кармическая порча в седьмой жизни", "нарушена энергетика
биополя", или "поврежден астральный эгрегор". Это обязательно
будет что-то пугающее, будоражащее ваши и без того воспаленные мозги (а
о том, что они воспалены, свидетельствует уже сам факт вашего обращения
к целителю) и совсем недоступное традиционной медицине. После непродолжительного
начального общения станет ясно, что та конкретная проблема, с которой
вы пришли, является сущей ерундой, так, мелочью, лишь отражением гораздо
более серьезных повреждений в карме, биополе и астральном теле. И если
не заняться вплотную трудоемкой и дорогостоящей процедурой общего излечения,
неудачи вас станут преследовать везде и во всем, вы заболеете страшной
болезнью, разоритесь в бизнесе и потеряете близких родственников. Теперь
либо соглашайтесь на полноценный "курс целения", либо, основательно
помедитировав с помощью целителя на худшее, идите домой с еще более воспаленными
мозгами и тяжелыми мыслями о том, как жить дальше.
Сценарий, конечно, может выглядеть и иначе. Но в действии общего колдовского
метода я убеждался всегда: данную вам в ощущения реальную проблему подменяет
фантом-жупел, который якобы и есть причина всех бед; вас "избавляют"
от него, вы за это платите реальные деньги.
В число используемых средств у многих целителей входят определенные "снадобья",
травы, гипноз и катарсическая медитация, однако собственно магический
результат дает пресловутый эффект плацебо. Концентрированным выражением
колдовства как плацебо является талисман. Удобно всем: покупателю - только
носить, продавцу - только раскрасить. Главный напряг в том, чтобы убедить
покупателя, что это на самом деле заряжено и действует. Примером талисмана
является нательный крест, который, как известно, православному верующему
полагается приобретать не абы где.
III.
Весь мир - это декорация,
и тут появляешься ты.
Козлы-ы...
[Б.Гребенщиков "Козлы"]
Знакомясь с реальной практикой колдовства, особенно когда оно поставлено
"на поток" и коммерческую основу, приходится встречать действующих
лиц, отличающихся чрезмерной, тотальной склонностью к манипулятивному
поведению. В этой сфере в большинстве своем подвизаются те, кого одолевает
непреодолимое желание "играть с людьми" и "наставлять на
путь". По духу и стилю с магическим целительством весьма сходны модные
сейчас околопсихологические течения вроде НЛП, не только не скрывающие
своей манипулятивной направленности, но и акцентирующие ее как свое достоинство.
Вообще говоря, манипулятивные наклонности не могут считаться злом сами
по себе - это одна из необходимых составляющих для успешного актерства,
преподавания, политики и других видов деятельности, в которых человеку
приходится противопоставлять себя коллективу. Но гипертрофированная потребность
в манипуляции, не реализуемая социально приемлемым образом, способствует
отчуждению окружающих от манипулятора, приводя его к безысходному душевному
одиночеству. Колдовство можно понимать как своеобразную месть, которую
манипулятор выражает этому миру за свое одиночество. Не зря ведь полагается,
чтобы ведьма (и даже добрая фея) обязательно жила подальше от людей -
где-нибудь "на болотах".
Поскольку магия для манипулятора - это в первую очередь увлекательная
игра, и только в следующую очередь - средство для заработка, некоторые
целители "целят" вообще бесплатно. Но все-таки, чтобы игра была
по-настоящему захватывающей (и чтобы от плацебо был результат!), все должно
быть не понарошку.
А для того, чтобы все было не понарошку, "кролика" надо напугать:
порчей ли, раком ли, чем страшней - тем лучше. Это и в целях собственной
безопасности целителя не помешает. Многие ведь не прочь пафосно заклеймить
шарлатанство - не только продвинутые братья-и-сестры, но и ученые естествоиспытатели,
озабоченные "духовным здоровьем нации", молодые хирурги и просто
не любители - однако же в качестве непосредственного объекта для борьбы
с суеверием большинство "борцов" предпочитает выбрать что-нибудь
по возможности наиболее безобидное; астрологию, например. Колдун ведь
вдруг и вправду порчу наведет? В отместку.
Успешно и прибыльно практиковать получается только у такого мага, который
в полной мере осознает свои манипулятивные наклонности, сознательно поддерживает
имидж и относится к происходящему с большой долей цинизма. "Добросовестные"
целители по прошествии определенного времени иногда травятся или уходят
в монастырь. Или начинают выступать с проповедями "как я служил(а)
силам зла, а теперь прозрел(а)", находя, таким образом более подходящие
формы сублимации своей потребности в манипуляции. Еще один типичный сценарий
- превращение колдуна в рыжего клоуна - продемонстрировали водозаряжатель
Алан Чумак и вылечивший слонов от импотенции Юрий Лонго.
IV.
У тех, кто эксплуатирует эффект плацебо, иногда наблюдается манера оправдываться
аргументом "главное - результат". Однако таким аргументом можно
оправдать, например, и употребление допинга в спорте. По большому счету
ведь на результате не может не отразиться способ его достижения. Быстрый
взлет - это всегда и быстрое падение. "Шальные" деньги уходят
так же легко, как приходят. И у чудесных способов разрешения проблем,
основанных на грязной игре целителя с чужим и собственным подсознанием,
тоже всегда есть своя обратная сторона.
Хороший практический психолог вполне сможет создать у женщины, желающей
приворожить партнера, такую психологическую установку, с которой она сможет
стимулировать его сексуальное влечение к себе. А при неудаче он так же
убедительно сможет объяснить провал своих "чар" магическими
происками ее соперницы, которая, конечно, тоже колдует, хотя вот только
не подает виду. Поднаторевший целитель хорошо сумеет объяснить, где и
как именно в происходящем проявляется тайная власть и конкурируют скрытые
высшие силы; чаще всего он и сам вполне искренне в это верит (см. уже
упоминавшийся феномен рационализации). Но даже если приворот и покажется
успешным, союз наверняка развалится или существенно осложнится, когда
ощущение будоражащей чудесности сменит реальная повседневность. Вряд ли
найдется хотя бы одна нормальная и без заморочек семья, "созданная"
таким образом.
Так же мне не встречалось еще и ни одного успешного бизнесмена, достигшего
успеха в бизнесе с помощью магических средств, если только не подразумевать
под этим написание или издание эзотерической литературы, или собственно
магические услуги, как вид бизнеса. Хотя... маги любят порассуждать о
том, что сила дается не для "мирских дел", а для того, чтобы
решать кармические задачи и т.п. Но "клиент" то ведь возбуждается
отнюдь не этим, а деланьем денег путем чуда. Соответствующую психологическую
установку и для этого случая можно стимулировать, только вот почему-то
не возникает у потребителя мысли о том, что если бы маг действительно
умел чудесно обогащать, то, наверное, обогатил бы сначала чудесным образом
самого себя... Но маг, однако, предпочитает не материализовать деньги
напрямую из астрала, а получать их из рук клиента за услуги по кодированию
на успех в бизнесе.
Более болезненную проблему представляет "альтернативная" магическая
медицина. Отчасти от того, что у потребителя чуда проблема тут в большей
степени связана с самим собой, чем с окружающими, а также и вследствие
немалой доли правды в известной сентенции о том, что "все болезни
- от нервов". Чисто психотерапевтическими средствами, включая и эффект
плацебо, действительно можно существенно влиять на ход разных болезней,
т.к. физиологическое состояние организма и в самом деле сильно зависит
от "настроения" человека, от его способности "волевым усилием"
мобилизовать "внутренние ресурсы". И я даже думаю, что именно
собственным внутренним нежеланием пациента выздоравливать объясняются
наиболее впечатляющие случаи, когда сначала нагнетается бессилие официальной
медицины перед недугом, а затем происходит чудесное исцеление с помощью
целителя. Существует ведь довольно большая доля людей, которым официальная
медицина буквально ненавистна за ее безответственность, халатность и отсутствие
душевного сочувствия к пациенту. Гнетущий казенный дух не такой уж и малой
части госмедучреждений способен и вполне здорового человека превратить
в больного, а у больного - стимулировать желание побыстрее умереть. Живое
индивидуальное психотерапевтическое участие целителя, имеющего навык практической
психологической манипуляции, может в таком случае оказаться решающим фактором.
Не следует лишь забывать о том, что очень часто психотерапевтическое целение
дает лишь сугубо временный эффект и касается снятия симптомов, а не действительных
причин болезни ("заговорить боль"). Из-за этого болезнь может
быть вполне успешно запущена до такого состояния, когда помочь больному
человеку будет гораздо сложнее.
В заключение хочется сравнить колдовство с обычным мошенничеством. Мошенники
привлекают "лоха" на крючок его же собственной алчности: со
"случайно найденной" пачкой купюр, с предложением купить что-то
в обход очереди, получить супер-дивиденд по акциям, и т.п., а потом оставляют
в дураках. Таким же по сути образом магия привлекает алчных простаков,
желающих дешево купить то (здоровье, любовь, успех в бизнесе,..), что
дается только напряженной работой над собой и окружающим пространством.
Вера "лоха" в чудо, в возможность перешагнуть через правила
- подоплека любого мошенничества.
|