А. ПЕРЕВАЙ "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ ПРАКТИК" |
||
1.Введение События последнего десятилетия - распад СССР и Восточного блока, крах коммунистической идеологии, затяжной экономический кризис, рост преступности, коррупция в структурах власти - определенным образом воздействовали на индивидуальное и массовое сознание. Разобщенность, неустойчивость, отчуждение, социальная фрустрация, чувство бессилия и подавленности приобрели массовый характер. Из мировой истории известно, что пугающие, возбуждающие и выводящие из равновесия события действуют на отчаявшихся людей особым образом: говоря языком аналитической психологии, они констеллируют коллективное бессознательное. Тесная взаимосвязь индивидуального и массового сознания не вызывает сомнений. Настроения, преобладающие на индивидуальном уровне, находят свое отражение на уроне коллективном, и если удается установить, что определенные феномены или симптомы являются характерными для некоторого числа различных индивидов, можно начинать исследовать их как массовое явление [21]. Именно на этом фоне сложился и получил широкое распространение интересный социально-культурный и, в первую очередь, психологический феномен - возрождение эзотеризма в форме массового увлечения оккультными практиками Запада, духовными дисциплинами Востока, шаманизмом и т.п. Появилось множество "нетрадиционных" консультантов, действующих как в одиночку, так и в рамках разного рода магических салонов, ассоциаций, центров и т.д., и успешно конкурирующих с профессиональными психологами. В данной работе мы попытаемся рассмотреть психологические аспекты современных эзотерических практик, а также связанные с ними некоторые проблемы "нетрадиционного" консультирования. Можно выделить следующие объективные и субъективные факторы, способствовавшие возрождению эзотеризма: · преобладающие в обществе разобщенность, неустойчивость, отчуждение, социальная фрустрация, чувство бессилия и подавленности с одной стороны и инертность, пассивность и безразличие с другой; · демонизация государственной власти, деполитизация и деидеологизация населения; · кризис академической науки в целом, и медицины в частности; · отсутствие традиций психологического консультирования в силу известных политических и идеологических причин; · слабость позиций Церкви; · открытый доступ к ранее закрытой информации (обилие эзотерической литературы, как серьезных публикаций, так и оккультного "ширпотреба", масса оккультных периодических изданий, развитие компьютерных сетевых технологий и т.д.). Стоит отдельно упомянуть еще один немаловажный фактор: бессознательное не терпит вакуума в сознании. Анализируя в свое время массовое сознание в Германии в частности и на Западе в целом, К.Г. Юнг неоднократно указывал на компенсаторный возврат к коллективному (массовому) человеку как реакцию на преобладающие в обществе индивидуализм, рационализм и отсутствие духовности. Но если в обществе в течение столетий доминировало общинное сознание и коллективизм, активно насаждавшийся в течение семидесяти лет, что могло предложить бессознательное в качестве компенсации? Если следовать этой логике, то некую противоположность коллективному человеку, а именно, человека индивидуального, побуждающего личность к самопознанию, индивидуализм как антипод коллективизма. Таким образом, складывается двойственная ситуация: с одной стороны имеет место регрессия, компенсаторный возврат к архаическому или мифологическому сознанию, а с другой - стремление личности к внутренней гармонии, познанию себя и тайн мироздания. Понятно, что это лишь предположение, не лишенное некоторых оснований. Но, может быть, именно этот фактор, воплощенный в Человеке индивидуальном, до сих пор препятствовал массовым потрясениям, психическим эпидемиям и социальным катаклизмам в России. Что касается роли Церкви как объединяющей силы, это предмет отдельного объемного исследования. Сейчас она занята восстановлением утраченных позиций и пытается противодействовать "оккультизму", испытывая при этом немалые трудности, в частности, в силу отсутствия традиции богословской полемики. 1. Что такое эзотеризм Люди всегда верили, что наряду с миром видимым существует и мир невидимый, как бы его ни называли. На заре человеческой истории эти два мира были слиты воедино в человеческом сознании: люди и боги сосуществовали, у каждой вещи была душа. Несмотря на последующую дифференциацию, представление о единстве законов, управляющих обоими мирами, сохранилось и сформировало основу учения, которое и называется сегодня эзотеризмом. Понятие "эзотеризм" восходит к греческому ezoterikoj, "внутренний". Термин возник в эпоху эллинизма (IV-III в. до н.э.). Исторически он обозначал тайноведение, "внутреннюю доктрину" религиозного, философского или иного учения, доступную лишь прошедшим обряды высших посвящений, в отличие от экзотерической, "внешней", изучение которой не только было общедоступно, но и вменялось всем в обязанность. Достаточно упомянуть тайное учение Пифагора и его "общеобразовательную программу", батин и захир у исмаилитов, христианские таинства, из которых только в православной церкви и иереям, и мирянам доступны все семь, в католической же это право есть только у священнослужителей, различные ступени посвящения ("градусы") у масонов (от первой до третьей во французском обряде и до тридцать третьей в шотландском). Посвященный в эзотерическое знание был обязан хранить его в тайне, - и чувствовал себя, естественно, избранным, принадлежащим к "элите". Отступничество не поощрялось. Из истории известна попытка Эхнатона (Аменхотепа IV; 1375?-1357? гг. до н.э.) утвердить в Египте монотеистический культ Атона, т.е. сделать тайную доктрину доступной массам. Фараон-реформатор восстановил против себя жречество и по преданию был отравлен, после чего последовала быстрая реставрация многобожия. Сегодня эзотеризм - это обобщающее название современного учения или, точнее, представления о мире и человеке как единстве макрокосма и микрокосма, не ограничивающегося рассмотрением одних только их материальных характеристик, метод познания "внутренней сущности" всех вещей, мерой которых, как известно, является человек. Слово "эзотеризм" окончательно прижилось после второй мировой войны на Западе как термин, заменивший два аналогичных и, в общем, синонимических термина, значение которых к тому времени изменилось: герметизм и оккультизм. Если не углубляться в детали, то все три термина обозначают одно и то же: в философском плане - определенный взгляд на мир, предполагающий, что непознанное и даже признанное непознаваемым требует столь же уважительного отношения и строго научного подхода, как уже познанное или признанное познаваемым, в практическом же плане - совокупность дисциплин, изучающих законы, общие для того и другого. В чем же между ними разница? Понятия герметизм и эзотеризм возникли в эпоху эллинизма или чуть раньше: Геродот (484-425 до н.э.) рассказывает о египетских жрецах, обладающих тайным знанием и возводящих это знание к некоему Гермесу Трисмегисту. От имени Гермеса происходит и понятие герменевтика - искусство толкования священных текстов, получившее в православной практике название экзегетика (толкование Священного Писания), а также всем известное слово герметический (в смысле "плотно закрытый"). На рубеже древности и эллинизма сложились и герметические науки, изучающие явления одних планов (уровней) бытия по их проявлениям на других согласно принципу подобия. Этот принцип, иначе называемый Законом подобия (или аналогии, симпатии), был, по преданию, открыт самим Гермесом Трисмегистом и выражен в знаменитой формуле: "То, что внизу, подобно тому, что наверху".Позже к Гермесу как ученому, обладателю тайного знания, обратились гностики. Климент Александрийский (III в. н.э.) считал его автором целых 42 трудов астролого-космографического и религиозного содержания. В греческих и латинских изложениях до нас дошли: "О природе богов" (De natura deorum), "Пимандр или о могуществе и мудрости Божией" (Poimandres sive de potestate et sapientia Dei) и знаменитая "Изумрудная скрижаль" (Tabula smaragdina), объединенные в Corpus Hermeticum. Таким образом, под ГЕРМЕТИЗМОМ люди той эпохи понимали учение, возникшее как признание наличия скрытой, непознаваемой сущности вещей, открытой лишь посвященным. Слово же ЭЗОТЕРИЗМ стали примерять к себе христианские иерархи: себя они считали эзотериками, и не без оснований - какое учение может быть эзотеричнее веро-учения? - а всех остальных, включая царей, -- экзотериками. Недаром даже Святой Константин, память которого вместе с его матерью Еленой ныне отмечается Православной церковью 21 мая ст.ст. (3 июня), в документах Никейского собора (325 г.) именуется "владыка внешних" [8]. Герметизм как учение и как термин дожил до рубежа предыдущего и нынешнего тысячелетий, то есть до Великой схизмы 1054 г., когда римский папа Лев IX и константинопольский патриарх Михаил Кируларий заочно прокляли друг друга. XI век вообще был периодом окончательного оформления догмы во всех трех мировых религиях - иудаизме, христианстве и мусульманстве. Если оформилась догма, значит, оформилось и представление о том, что к ней не относится, понятие догмы и не-догмы. Прежде знание хотя бы основ герметизма считалось признаком образованности, эрудиции. В гороскопы можно было верить или не верить, но составлять их умели - в этом признается, например, замечательный византийский писатель и царедворец Михаил Пселл (1018-78), современник великой схизмы. Теперь же это знание стало порочным, "поганым" ("языческим", лат. paganus). Право на связь с миром невидимым было монополизировано церковью, все прочие эзотерики превратились в соперников, конкурентов, расправа с которыми не заставила себя ждать - начиналась эпоха охоты на ведьм. Герметизм вкупе со всем прочим античным наследием был объявлен дьявольщиной и забыт. Возродился он, впрочем, очень скоро, и тоже вместе со всем античным наследием, но уже под другим названием: оккультизм. Слово оккультизмпроисходит от лат. occultus, "скрытый" и обозначает все то же учение о существовании скрытой взаимосвязи между событиями и явлениями, не объяснимой полностью ни с точки зрения канонического богословия, ни с точки зрения рациональной науки. В XII в. рабби Авраам бен Давид из Толедо собрал древние тексты, кое-что дописал сам и представил миру первый свод учения Каббалы. В XIII в. граф Больштедт, он же Альберт Великий, сложил с себя сан епископа и стал учителем оккультных наук. В XIV веке Раймонд Луллий создал свою Ars Magna - "Великое искусство", книгу по магии и алхимии. В XV веке граф Пико делла Мирандола понял, что мир видимый и мир невидимый едины, и лучшим средством познания этого назвал Каббалу. В XVI веке солдат по имени Генрих, за храбрость посвященный в рыцари прямо на поле боя под именем Корнелиуса фон Неттесгейма, написал трехтомное сочинение о тайной философии - De occulta philosophia, и фактически стал основателем современного эзотеризма (мы его знаем как Агриппу) [8]. Pазвитие естественных наук в XVI-XVII в. (изобретение телескопа и микроскопа, открытия Ньютона, гелиоцентрическая система) несколько ослабило интерес к оккультизму, а вскоре настала и эпоха Просвещения, представители которой стали изгонять из массового сознания не только дьявола, но и Бога, причем вместе с водой, естественно, выплеснули и ребенка. Оккультизм был опять забыт чуть ли не на полтора века. В конце XVIII и особенно в XIX веке оккультизм возродился с новой силой в результате философских исканий членов многочисленных тайных обществ (розенкрейцеры, иллюминаты, масоны), практической потребности ученых-естественников, главным образом, врачей (Месмер, Галль, Ганеман), и "открытия" европейцами восточных и своих собственных древних учений, переработанных на новом теоретическом уровне (хиромантия, спиритизм, теософия). Путем проб и ошибок оккультисты искали путь к объединению древних, во многом устаревших теорий с данными современной им науки. При этом каждое маленькое общество вырабатывало свой понятийный язык. Различие между этими языками дает о себе знать и сейчас. Беда еще в том, что оккультизм подталкивал этих людей к политике. Эзотерический взгляд на мир есть философия человека, свободного от каких бы то ни было предрассудков, и начинающие изучать ее часто путали духовное освобождение с социальным. Достаточно вспомнить русские союзы декабристов, возникшие на основе масонских лож. Так или иначе, к концу XIX века оккультизм в основном сложился как цельное и вполне научно обоснованное мировоззрение. За весь девятнадцатый век вообще было сделано очень много - во всех областях развития оккультизма. Появилось много новых дисциплин. Однако эпоха fin de sicle ("конца века") и последовавшее за ним двадцатилетие войн и революций снова смешали все карты. Сначала оккультизм стал модой, после чего, естественно, появилось множество откровенных обманщиков и шарлатанов, и дело кончилось тем, что оккультизм перестали воспринимать всерьез. Увлекаться оккультизмом стало для образованных людей зазорным. В 20-е - 30-е годы начался новый, на сегодняшний день последний этап в развитии эзотеризма. Слово "оккультизм", ставшее уничижительным, было забыто, и названия подбирались новые. Оправилось от ударов судьбы Теософское общество, созданное Еленой Блаватской. В Швейцарии д-р Рудольф Штайнер основал "храм" антропософии. В Америке возник Институт парапсихологии, в России - целое научное направление по исследованию возможностей человека (Бехтерев). Нацисты в Германии попытались поставить себе на службу астрологов и ясновидящих. В Англии под именем "Серебряной звезды" возродился орден "Золотой зари", основанный в конце XIX в., и т. д. Некоторые из власть предержащих начали осознавать ценность эзотеризма. Все исследования, могущие хоть как-то повлиять на расстановку сил в мире или на престиж государства, стали субсидироваться - и засекречиваться. До этих пор вся эзотерика, включая и церковь, на протяжении тысячелетий жила только на свои доходы и на частные, пусть даже королевские, пожертвования. В годы второй мировой войны этот процесс замедлился. Но сразу после войны он начал развиваться ускоренными темпами. Появились многочисленные общества и организации, учебные центры, факультеты, издательства и магазины, стало выходить все больше новых книг и переизданий старых. Появление компьютеров позволило создать специальные программы и базы данных. Возникли новые направления и дисциплины, к старым теориям были найдены новые подходы. И ко всему этому как-то прижилось название эзотерика как некое объединяющее понятие. Сначала оно, естественно, получило распространение за рубежом, а после крушения социализма - и у нас. В целом же, несмотря на очевидное признание, эзотеризм до сих пор занимает маргинальное положение, находясь как бы на периферии общественного сознания. Как философия он, прежде всего, удобен, потому что помогает объяснить и понять многие вещи, а также прогнозировать их развитие. То есть требованиям, предъявляемым к теории, он отвечает (теория, как известно, должна не только объяснять, но и прогнозировать). Кроме того, его построения изящны, а изящество - еще один признак хорошей теории. Прикладные эзотерические дисциплины тем более удобны, потому что помогают найти решение многих практических проблем. Однако тысячелетняя печать "зазорности" еще не стерлась. И хотя короли и президенты, спортивные чемпионы и спецслужбы, не говоря уже о простых людях, успешно пользуются услугами целителей и ясновидящих, астрологов и гадалок, признаваться в этом как-то не принято. И дело тут даже не столько в секретности, сколько в позиции академической науки, незаметно сменившей церковь на посту блюстителя нравов. Не секрет, что многие отрасли современной науки переживают не лучшие времена. Не секрет также, что многие представители этой науки больше интересуются своим собственным, чем чужим преуспеянием. Но есть и добросовестные ученые, продолжающие разоблачать "эти средневековые суеверия" по той лишь причине, что своим знакомством с эзотеризмом они обязаны дешевой американской литературе, астрологу-недоучке или лекарю-шарлатану. 2. Эзотерические дисциплины: классификация и характеристики К числу "нетрадиционных" консультантов можно отнести лиц, оказывающих консультативные услуги с использованием разного рода эзотерических практик, служащих идейно-теоретической основой их деятельности. Эта сфера отличается чрезвычайным разнообразием и пестротой форм, что, естественно, усложняет их классификацию. Прежде всего, следует исключить из рассмотрения "консультантов", занимающихся откровенным надувательством, шарлатанством и выкачиванием денег, а также тех, кто принадлежит к деструктивным культам (тоталитарным сектам). В современной эзотерической практике прослеживаются три основных направления: 1. мантика 2. магия 3. духовные практики Востока Мантика В мантическом направлении выделяются две группы практик: · практики, опирающиеся на объективные данные; · практики, опирающиеся на субъективные данные. В первой группе в качестве основы используются объективные данные о человеке, то есть параметры, не подлежащие изменению: дата рождения, форма и линии ладони, почерк и т.д. К этим дисциплинам относятся в первую очередь астрология, хирология (хиромантия), нумерология и графология. Вторая группа оперирует субъективными данными или, другими словами, тем материалом, который человек предоставляет о себе сам. Сюда включаются все собственно мантические техники, т.е. различные способы гадания. Их существует великое множество, начиная от гадания на картах, гексаграммах И-цзин, древнегерманских рунах, кофейной гуще и кончая экзотическими приемами древних народов, предсказывавших судьбу по полету птиц, по трещинам на панцире черепахи или по клубам дыма, поднимающегося над жертвенником. Гадать на самом деле можно на чем угодно, потому что ответ на поставленный вопрос уже заключен в бесознательном спрашивающего. Толкование гадательных символов лишь помогает сделать этот ответ понятным. В принципе между мантическими практиками первой и второй групп больше сходства, чем различий, главное из которых состоит в том, что в первом случае имеет место толкование сугубо объективных параметров, символическое значение которых задано традицией. В астрологии - знаков Зодиака, "аспектов" (угловых отношений планет), "домов" (12 секторов гороскопа), асцендента (градуса зодиакального знака, восходящего над восточным горизонтом в момент рождения); в нумерологии - числовых значений букв имени и цифр даты рождения; в хиромантии - геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, крест и т.д.), образованных пересечением линий ладони; в графологии - формы букв в рукописном тексте. Во втором случае выход на символику бессознательного носит непосредственный характер. Степень заданности значений, упорядоченности здесь значительно ниже. В результате толкователь сталкивается со сложной задачей выделения доминант в потоке бессознательных содержаний. Обилие литературы, описывающей значение мантических символов, чаще вводит в заблуждение, чем помогает. Разные авторы толкуют одни и те же символы по-разному. Это связанно с тем, что мантические традиции прошлого в основном утрачены. Современные эзотеристы пытаются восстановить их, нередко впадая в субъективизм. Достаточно упомянуть усилия по возрождению рунической традиции, предпринимавшиеся в начале века в Германии Гвидо фон Листом, или систему рунической мантики, предложенную в 70-е годы американцем Ральфом Блумом. Исключением является тщательно разработанная и стройная мантическая система гексаграмм, основанная на принципах, изложенных в "Книге перемен" (И-цзин), фундаментального труда китайской классической философии. Характерная черта этой методики - оценка любой ситуации как целого, которому подчинены все детали. Они рассматриваются исключительно на космическом фоне - применительно к взаимоотношениям "инь" и "ян", женского и мужского начал. Метод заключается в сортировке 49 стебельков тысячелистника наугад на две кучки, после чего из каждой кучки отсчитывается по три или по пять стебельков, или в шестикратном подбрасывании трех монет, причем каждая линия гексаграммы определяется ценностью лицевой и оборотной сторон (орел и решка). В результате применения троичного принципа (две триграммы) получаются различные комбинации сплошных ("мужских) и прерывистых ("женских") линий. Максимально число возможных вариантов - 64. Каждый из них соответствует определенной психологической ситуации. Все они подробно описаны в тексте книги и прилагаемых комментариях. Смысл всех без исключения мантических практик заключается в толковании символов, имеющих архетипическую природу. Кроме того, в большинстве гадательных методик превалирует нумерологический аспект. Числа до сих пор сохраняют некую ауру сверхъестественности, таинственности. Ряд натуральных чисел содержит в себе всю математику и все, что еще предстоит открыть в этой области [21]. Единичность и множественность представляют собой базовые качества любого объекта. Числа от 1 до 9 издавна считались сакральными. Число - инструмент, изначально предназначенный либо для создания порядка, либо для постижения порядка уже существующего, но еще неведомого. Наиболее часто встречаются и имеют широкое применение числа от 1 до 4. Иными словами, почти все известные модели порядка являются триадами и тетрадами. Примечательно, что предположение об архетипической основе чисел было впервые выдвинуто не К. Г. Юнгом, а математиками. Психические образы целостности, спонтанно порождаемые бессознательным, имеют математическую (геометрическую) структуру. Учитывая их компенсаторный характер и ощущение столкновения с чем-то сверхъестественным (нуминозность), которое они нередко вызывают, можно допустить, что числа не только выражают порядок и гармонию, но и создают их. Трудно охарактеризовать однозначно предположение Юнга о возможной "склонности чисел к особому поведению" [21]. Это, вероятно, так, если исходить из их тождественности архетипическим образам. В этом случае психологический смысл магии чисел состоит в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии чисел и их комбинаций с одной стороны и архетипов (или упрощенно психологических ситуаций) с другой. Магия Магия представляет собой практику использования сверхъестественных, "надмирных" сил для установления контроля над явлениями и процессами материального мира и воздействия на них. Это также форма общения со сверхъестественными силами и объяснение физических процессов, основанное на вере в эти силы. Наибольшее распространение получили следующие магические практики: a. оккультная магия; b. натуральная магия; c. теургическая магия d. шаманизм Оккультное направление основывается на традициях и ритуалах западноевропейского оккультизма, Каббалы, древнегерманской рунической магии. Натуральная магия подразумевает применение заговоров, приворотов, траволечения и других методик, связанных, в основном, с языческими традициями и ритуалами. Она представлена разного рода целителями и деревенскими знахарями. Теургия предполагает активное использование религиозных ритуалов и молитв. Представители этого направления пытаются действовать в рамках существующей религиозной традиции. Формально (например, по крещению) они могут принадлежать к лону Церкви, но, по сути, не воцерковлены и поэтому особенно страдают от неприятия и осуждения со стороны священнослужителей, считающих их деятельность богопротивной. Шаманизм представляет собой древнейшую форму веры в духов, предполагающую, в первую очередь, анимизм и сосредоточенную вокруг фигуры шамана, могущественного целителя и ясновидящего, способного общаться с духами, подчинять их своему влиянию и путешествовать по "иным" мирам. Для осуществления магических действий шаманы часто впадают в особые пограничные психосоматические состояния - экстаз или транс. Вхождение в эти состояния достигается различными способами: частыми ударами в бубен, исполнением ритмичного ритуального танца, приемом галлюциногенов, содержащихся в растительных и животных тканях и т.п. В качестве примера рассмотрим две практики, находящиеся на разных полюсах широкого спектра шаманских техник. Первую можно назвать сугубо традиционной и наиболее экзотической по форме. Это вуду, религиозно-магический культ, возникший на Гаити и представляющий собой разновидность африканского шаманизма, завезенного на остров рабами из Западной Африки, с элементами католического христианства. Слово "вуду" происходит от водун, что на языке народности фон (Бенин, или бывшая Дагомея) означает "дух", "божество". Хотя вудуисты верят в Высшего Творца, на практике они поклоняются, главным образом, многочисленным духам (лоа) - персонифицированным местным и африканским божествам, обожествленным предкам или католическим святым [23]. Считается, что человеку или его семье покровительствует определенный лоа, для привлечения которого совершается магический ритуал. Жрецы (хунган) и жрицы (мамбо) вуду также выступают в роли целителей, консультантов и специалистов по магической защите от колдовства. Когда в состоянии транса вудуист начинает пророчествовать, исцелять, демонстрировать недюжинную физическую силу, это означает, что в него вселился лоа. Наиболее загадочным аспектом вудуизма является феномен зомби. Зомби - это либо "развоплощенная" душа умершего, используемая в магических целях, либо собственно труп, оживляемый колдуном с помощью магии в чисто практических целях - для выполнения сельскохозяйственных работ на плантациях. По мнению некоторых американских исследователей, жрецы вуду с помощью контактного яда нервно-паралитического действия, приготовленного из тканей рыбы-шар, могут приостанавливать функции организма и вводить человека в состояние, внешне напоминающее смерть. Затем они тайно извлекают тело из могилы и "оживляют" его, используя специальный антидот. При этом основные функции сознания остаются блокированными, а человек превращается в некое подобие "биоробота". Можно только подивиться, каким образом этот экзотический гаитянский культ нашел своих последователей в России. Вторая практика связана с попыткой американского антрополога Карлоса Кастанеды интеллектуально и научно осмыслить магическое наследие древней и малоизвестной культуры тольтеков, населявших Мексику задолго до ее захвата конквистадорами. Автор, проходивший обучение у некоего дона Хуана Матуса, шамана из племени мексиканских индейцев яки, изложил свою концепцию в дюжине увлекательно написанных книг, до сих пор пользующихся популярностью на Западе и у нас. Три-четыре года назад он выпустил ряд практических пособий и организовал несколько групп для обучения своей методике. В философском плане концепция Кастанеды представляет собой смесь пантеизма и эманационизма. Вселенная наполнена Силой, присутствующей во всем сущем и пронизана эманациями высшей духовной субстанции (Орла). Задача воина (он же маг, человек знания) состоит в овладении этой силой. В психологическом плане ученика обучают мыслить и действовать самостоятельно, рассчитывая только на себя, приучают к жесткому самоконтролю и самодисциплине, к принятию ответственности за все свои поступки. Одновременно он должен научиться быть "гибким", "текучим" и "неуловимым". На начальном этапе обучения решаются две главные задачи: · избавление от "чувства собственной важности", которое есть жалость к себе, маскирующаяся под нечто иное [7] (при этом наставник зачастую прибегает к жестким, если не сказать иезуитским приемам); · "остановка внутреннего диалога", т.е. умение не думать, останавливать поток мыслеобразов. Решение первой задачи сравнимо с избавлением от <...> позволяет
человеку научиться видеть, в смысле видеть истинную суть и природу вещей
(в отличие от смотреть, т.е. видеть обычным способом, с помощью глаз).
Например, видящий видит человека как сверкающий кокон лучистой энергии,
связанный с внешним миром волокнами света. Точка повышенной яркости на
поверхности кокона есть точка сборки, или фокус человеческого восприятия.
Расширение сознания происходит за счет контролируемого смещения точки
сборки. Кроме представителей вышеперечисленных эзотерических практик, существует
многочисленная категория целителей или, точнее, "биоэнерготерапевтов"
(экстрасенсов), балансирующих на грани эзотеризма и позитивной науки.
Всем им в той или иной степени приходится сталкиваться с психологическими
проблемами клиентов. Некоторые из них являются сотрудниками научных лабораторий,
занимающихся исследованиями в области биоэнергетики (в частности, микролептонных
полей, торсионного эффекта и т.д.). |