<<назад<<
старт сайта
>>вперед>>

А. ПЕРЕВАЙ "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ ПРАКТИК"

1.Введение
События последнего десятилетия - распад СССР и Восточного блока, крах коммунистической идеологии, затяжной экономический кризис, рост преступности, коррупция в структурах власти - определенным образом воздействовали на индивидуальное и массовое сознание. Разобщенность, неустойчивость, отчуждение, социальная фрустрация, чувство бессилия и подавленности приобрели массовый характер. Из мировой истории известно, что пугающие, возбуждающие и выводящие из равновесия события действуют на отчаявшихся людей особым образом: говоря языком аналитической психологии, они констеллируют коллективное бессознательное.
Тесная взаимосвязь индивидуального и массового сознания не вызывает сомнений. Настроения, преобладающие на индивидуальном уровне, находят свое отражение на уроне коллективном, и если удается установить, что определенные феномены или симптомы являются характерными для некоторого числа различных индивидов, можно начинать исследовать их как массовое явление [21].
Именно на этом фоне сложился и получил широкое распространение интересный социально-культурный и, в первую очередь, психологический феномен - возрождение эзотеризма в форме массового увлечения оккультными практиками Запада, духовными дисциплинами Востока, шаманизмом и т.п. Появилось множество "нетрадиционных" консультантов, действующих как в одиночку, так и в рамках разного рода магических салонов, ассоциаций, центров и т.д., и успешно конкурирующих с профессиональными психологами. В данной работе мы попытаемся рассмотреть психологические аспекты современных эзотерических практик, а также связанные с ними некоторые проблемы "нетрадиционного" консультирования.
Можно выделить следующие объективные и субъективные факторы, способствовавшие возрождению эзотеризма:
· преобладающие в обществе разобщенность, неустойчивость, отчуждение, социальная фрустрация, чувство бессилия и подавленности с одной стороны и инертность, пассивность и безразличие с другой;
· демонизация государственной власти, деполитизация и деидеологизация населения;
· кризис академической науки в целом, и медицины в частности;
· отсутствие традиций психологического консультирования в силу известных политических и идеологических причин;
· слабость позиций Церкви;
· открытый доступ к ранее закрытой информации (обилие эзотерической литературы, как серьезных публикаций, так и оккультного "ширпотреба", масса оккультных периодических изданий, развитие компьютерных сетевых технологий и т.д.).
Стоит отдельно упомянуть еще один немаловажный фактор: бессознательное не терпит вакуума в сознании. Анализируя в свое время массовое сознание в Германии в частности и на Западе в целом, К.Г. Юнг неоднократно указывал на компенсаторный возврат к коллективному (массовому) человеку как реакцию на преобладающие в обществе индивидуализм, рационализм и отсутствие духовности. Но если в обществе в течение столетий доминировало общинное сознание и коллективизм, активно насаждавшийся в течение семидесяти лет, что могло предложить бессознательное в качестве компенсации? Если следовать этой логике, то некую противоположность коллективному человеку, а именно, человека индивидуального, побуждающего личность к самопознанию, индивидуализм как антипод коллективизма.
Таким образом, складывается двойственная ситуация: с одной стороны имеет место регрессия, компенсаторный возврат к архаическому или мифологическому сознанию, а с другой - стремление личности к внутренней гармонии, познанию себя и тайн мироздания.
Понятно, что это лишь предположение, не лишенное некоторых оснований. Но, может быть, именно этот фактор, воплощенный в Человеке индивидуальном, до сих пор препятствовал массовым потрясениям, психическим эпидемиям и социальным катаклизмам в России.
Что касается роли Церкви как объединяющей силы, это предмет отдельного объемного исследования. Сейчас она занята восстановлением утраченных позиций и пытается противодействовать "оккультизму", испытывая при этом немалые трудности, в частности, в силу отсутствия традиции богословской полемики.
1. Что такое эзотеризм
Люди всегда верили, что наряду с миром видимым существует и мир невидимый, как бы его ни называли. На заре человеческой истории эти два мира были слиты воедино в человеческом сознании: люди и боги сосуществовали, у каждой вещи была душа. Несмотря на последующую дифференциацию, представление о единстве законов, управляющих обоими мирами, сохранилось и сформировало основу учения, которое и называется сегодня эзотеризмом.
Понятие "эзотеризм" восходит к греческому ezoterikoj, "внутренний". Термин возник в эпоху эллинизма (IV-III в. до н.э.). Исторически он обозначал тайноведение, "внутреннюю доктрину" религиозного, философского или иного учения, доступную лишь прошедшим обряды высших посвящений, в отличие от экзотерической, "внешней", изучение которой не только было общедоступно, но и вменялось всем в обязанность.
Достаточно упомянуть тайное учение Пифагора и его "общеобразовательную программу", батин и захир у исмаилитов, христианские таинства, из которых только в православной церкви и иереям, и мирянам доступны все семь, в католической же это право есть только у священнослужителей, различные ступени посвящения ("градусы") у масонов (от первой до третьей во французском обряде и до тридцать третьей в шотландском). Посвященный в эзотерическое знание был обязан хранить его в тайне, - и чувствовал себя, естественно, избранным, принадлежащим к "элите". Отступничество не поощрялось. Из истории известна попытка Эхнатона (Аменхотепа IV; 1375?-1357? гг. до н.э.) утвердить в Египте монотеистический культ Атона, т.е. сделать тайную доктрину доступной массам. Фараон-реформатор восстановил против себя жречество и по преданию был отравлен, после чего последовала быстрая реставрация многобожия.
Сегодня эзотеризм - это обобщающее название современного учения или, точнее, представления о мире и человеке как единстве макрокосма и микрокосма, не ограничивающегося рассмотрением одних только их материальных характеристик, метод познания "внутренней сущности" всех вещей, мерой которых, как известно, является человек.
Слово "эзотеризм" окончательно прижилось после второй мировой войны на Западе как термин, заменивший два аналогичных и, в общем, синонимических термина, значение которых к тому времени изменилось: герметизм и оккультизм.
Если не углубляться в детали, то все три термина обозначают одно и то же: в философском плане - определенный взгляд на мир, предполагающий, что непознанное и даже признанное непознаваемым требует столь же уважительного отношения и строго научного подхода, как уже познанное или признанное познаваемым, в практическом же плане - совокупность дисциплин, изучающих законы, общие для того и другого.
В чем же между ними разница?
Понятия герметизм и эзотеризм возникли в эпоху эллинизма или чуть раньше: Геродот (484-425 до н.э.) рассказывает о египетских жрецах, обладающих тайным знанием и возводящих это знание к некоему Гермесу Трисмегисту.
От имени Гермеса происходит и понятие герменевтика - искусство толкования священных текстов, получившее в православной практике название экзегетика (толкование Священного Писания), а также всем известное слово герметический (в смысле "плотно закрытый"). На рубеже древности и эллинизма сложились и герметические науки, изучающие явления одних планов (уровней) бытия по их проявлениям на других согласно принципу подобия. Этот принцип, иначе называемый Законом подобия (или аналогии, симпатии), был, по преданию, открыт самим Гермесом Трисмегистом и выражен в знаменитой формуле: "То, что внизу, подобно тому, что наверху".Позже к Гермесу как ученому, обладателю тайного знания, обратились гностики. Климент Александрийский (III в. н.э.) считал его автором целых 42 трудов астролого-космографического и религиозного содержания. В греческих и латинских изложениях до нас дошли: "О природе богов" (De natura deorum), "Пимандр или о могуществе и мудрости Божией" (Poimandres sive de potestate et sapientia Dei) и знаменитая "Изумрудная скрижаль" (Tabula smaragdina), объединенные в Corpus Hermeticum. Таким образом, под ГЕРМЕТИЗМОМ люди той эпохи понимали учение, возникшее как признание наличия скрытой, непознаваемой сущности вещей, открытой лишь посвященным. Слово же ЭЗОТЕРИЗМ стали примерять к себе христианские иерархи: себя они считали эзотериками, и не без оснований - какое учение может быть эзотеричнее веро-учения? - а всех остальных, включая царей, -- экзотериками. Недаром даже Святой Константин, память которого вместе с его матерью Еленой ныне отмечается Православной церковью 21 мая ст.ст. (3 июня), в документах Никейского собора (325 г.) именуется "владыка внешних" [8].
Герметизм как учение и как термин дожил до рубежа предыдущего и нынешнего тысячелетий, то есть до Великой схизмы 1054 г., когда римский папа Лев IX и константинопольский патриарх Михаил Кируларий заочно прокляли друг друга. XI век вообще был периодом окончательного оформления догмы во всех трех мировых религиях - иудаизме, христианстве и мусульманстве. Если оформилась догма, значит, оформилось и представление о том, что к ней не относится, понятие догмы и не-догмы. Прежде знание хотя бы основ герметизма считалось признаком образованности, эрудиции. В гороскопы можно было верить или не верить, но составлять их умели - в этом признается, например, замечательный византийский писатель и царедворец Михаил Пселл (1018-78), современник великой схизмы. Теперь же это знание стало порочным, "поганым" ("языческим", лат. paganus). Право на связь с миром невидимым было монополизировано церковью, все прочие эзотерики превратились в соперников, конкурентов, расправа с которыми не заставила себя ждать - начиналась эпоха охоты на ведьм. Герметизм вкупе со всем прочим античным наследием был объявлен дьявольщиной и забыт. Возродился он, впрочем, очень скоро, и тоже вместе со всем античным наследием, но уже под другим названием: оккультизм.
Слово оккультизмпроисходит от лат. occultus, "скрытый" и обозначает все то же учение о существовании скрытой взаимосвязи между событиями и явлениями, не объяснимой полностью ни с точки зрения канонического богословия, ни с точки зрения рациональной науки. В XII в. рабби Авраам бен Давид из Толедо собрал древние тексты, кое-что дописал сам и представил миру первый свод учения Каббалы. В XIII в. граф Больштедт, он же Альберт Великий, сложил с себя сан епископа и стал учителем оккультных наук. В XIV веке Раймонд Луллий создал свою Ars Magna - "Великое искусство", книгу по магии и алхимии. В XV веке граф Пико делла Мирандола понял, что мир видимый и мир невидимый едины, и лучшим средством познания этого назвал Каббалу. В XVI веке солдат по имени Генрих, за храбрость посвященный в рыцари прямо на поле боя под именем Корнелиуса фон Неттесгейма, написал трехтомное сочинение о тайной философии - De occulta philosophia, и фактически стал основателем современного эзотеризма (мы его знаем как Агриппу) [8].
Pазвитие естественных наук в XVI-XVII в. (изобретение телескопа и микроскопа, открытия Ньютона, гелиоцентрическая система) несколько ослабило интерес к оккультизму, а вскоре настала и эпоха Просвещения, представители которой стали изгонять из массового сознания не только дьявола, но и Бога, причем вместе с водой, естественно, выплеснули и ребенка. Оккультизм был опять забыт чуть ли не на полтора века. В конце XVIII и особенно в XIX веке оккультизм возродился с новой силой в результате философских исканий членов многочисленных тайных обществ (розенкрейцеры, иллюминаты, масоны), практической потребности ученых-естественников, главным образом, врачей (Месмер, Галль, Ганеман), и "открытия" европейцами восточных и своих собственных древних учений, переработанных на новом теоретическом уровне (хиромантия, спиритизм, теософия). Путем проб и ошибок оккультисты искали путь к объединению древних, во многом устаревших теорий с данными современной им науки. При этом каждое маленькое общество вырабатывало свой понятийный язык. Различие между этими языками дает о себе знать и сейчас. Беда еще в том, что оккультизм подталкивал этих людей к политике. Эзотерический взгляд на мир есть философия человека, свободного от каких бы то ни было предрассудков, и начинающие изучать ее часто путали духовное освобождение с социальным. Достаточно вспомнить русские союзы декабристов, возникшие на основе масонских лож. Так или иначе, к концу XIX века оккультизм в основном сложился как цельное и вполне научно обоснованное мировоззрение. За весь девятнадцатый век вообще было сделано очень много - во всех областях развития оккультизма. Появилось много новых дисциплин. Однако эпоха fin de sicle ("конца века") и последовавшее за ним двадцатилетие войн и революций снова смешали все карты. Сначала оккультизм стал модой, после чего, естественно, появилось множество откровенных обманщиков и шарлатанов, и дело кончилось тем, что оккультизм перестали воспринимать всерьез. Увлекаться оккультизмом стало для образованных людей зазорным. В 20-е - 30-е годы начался новый, на сегодняшний день последний этап в развитии эзотеризма. Слово "оккультизм", ставшее уничижительным, было забыто, и названия подбирались новые.
Оправилось от ударов судьбы Теософское общество, созданное Еленой Блаватской. В Швейцарии д-р Рудольф Штайнер основал "храм" антропософии. В Америке возник Институт парапсихологии, в России - целое научное направление по исследованию возможностей человека (Бехтерев). Нацисты в Германии попытались поставить себе на службу астрологов и ясновидящих. В Англии под именем "Серебряной звезды" возродился орден "Золотой зари", основанный в конце XIX в., и т. д.
Некоторые из власть предержащих начали осознавать ценность эзотеризма. Все исследования, могущие хоть как-то повлиять на расстановку сил в мире или на престиж государства, стали субсидироваться - и засекречиваться. До этих пор вся эзотерика, включая и церковь, на протяжении тысячелетий жила только на свои доходы и на частные, пусть даже королевские, пожертвования.
В годы второй мировой войны этот процесс замедлился. Но сразу после войны он начал развиваться ускоренными темпами. Появились многочисленные общества и организации, учебные центры, факультеты, издательства и магазины, стало выходить все больше новых книг и переизданий старых. Появление компьютеров позволило создать специальные программы и базы данных. Возникли новые направления и дисциплины, к старым теориям были найдены новые подходы. И ко всему этому как-то прижилось название эзотерика как некое объединяющее понятие. Сначала оно, естественно, получило распространение за рубежом, а после крушения социализма - и у нас.
В целом же, несмотря на очевидное признание, эзотеризм до сих пор занимает маргинальное положение, находясь как бы на периферии общественного сознания. Как философия он, прежде всего, удобен, потому что помогает объяснить и понять многие вещи, а также прогнозировать их развитие. То есть требованиям, предъявляемым к теории, он отвечает (теория, как известно, должна не только объяснять, но и прогнозировать). Кроме того, его построения изящны, а изящество - еще один признак хорошей теории. Прикладные эзотерические дисциплины тем более удобны, потому что помогают найти решение многих практических проблем.
Однако тысячелетняя печать "зазорности" еще не стерлась. И хотя короли и президенты, спортивные чемпионы и спецслужбы, не говоря уже о простых людях, успешно пользуются услугами целителей и ясновидящих, астрологов и гадалок, признаваться в этом как-то не принято. И дело тут даже не столько в секретности, сколько в позиции академической науки, незаметно сменившей церковь на посту блюстителя нравов.
Не секрет, что многие отрасли современной науки переживают не лучшие времена. Не секрет также, что многие представители этой науки больше интересуются своим собственным, чем чужим преуспеянием. Но есть и добросовестные ученые, продолжающие разоблачать "эти средневековые суеверия" по той лишь причине, что своим знакомством с эзотеризмом они обязаны дешевой американской литературе, астрологу-недоучке или лекарю-шарлатану.
2. Эзотерические дисциплины: классификация и характеристики
К числу "нетрадиционных" консультантов можно отнести лиц, оказывающих консультативные услуги с использованием разного рода эзотерических практик, служащих идейно-теоретической основой их деятельности. Эта сфера отличается чрезвычайным разнообразием и пестротой форм, что, естественно, усложняет их классификацию. Прежде всего, следует исключить из рассмотрения "консультантов", занимающихся откровенным надувательством, шарлатанством и выкачиванием денег, а также тех, кто принадлежит к деструктивным культам (тоталитарным сектам).
В современной эзотерической практике прослеживаются три основных направления:
1. мантика
2. магия
3. духовные практики Востока
Мантика
В мантическом направлении выделяются две группы практик:
· практики, опирающиеся на объективные данные;
· практики, опирающиеся на субъективные данные.
В первой группе в качестве основы используются объективные данные о человеке, то есть параметры, не подлежащие изменению: дата рождения, форма и линии ладони, почерк и т.д. К этим дисциплинам относятся в первую очередь астрология, хирология (хиромантия), нумерология и графология.
Вторая группа оперирует субъективными данными или, другими словами, тем материалом, который человек предоставляет о себе сам. Сюда включаются все собственно мантические техники, т.е. различные способы гадания. Их существует великое множество, начиная от гадания на картах, гексаграммах И-цзин, древнегерманских рунах, кофейной гуще и кончая экзотическими приемами древних народов, предсказывавших судьбу по полету птиц, по трещинам на панцире черепахи или по клубам дыма, поднимающегося над жертвенником. Гадать на самом деле можно на чем угодно, потому что ответ на поставленный вопрос уже заключен в бесознательном спрашивающего. Толкование гадательных символов лишь помогает сделать этот ответ понятным.
В принципе между мантическими практиками первой и второй групп больше сходства, чем различий, главное из которых состоит в том, что в первом случае имеет место толкование сугубо объективных параметров, символическое значение которых задано традицией. В астрологии - знаков Зодиака, "аспектов" (угловых отношений планет), "домов" (12 секторов гороскопа), асцендента (градуса зодиакального знака, восходящего над восточным горизонтом в момент рождения); в нумерологии - числовых значений букв имени и цифр даты рождения; в хиромантии - геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, крест и т.д.), образованных пересечением линий ладони; в графологии - формы букв в рукописном тексте.
Во втором случае выход на символику бессознательного носит непосредственный характер. Степень заданности значений, упорядоченности здесь значительно ниже. В результате толкователь сталкивается со сложной задачей выделения доминант в потоке бессознательных содержаний. Обилие литературы, описывающей значение мантических символов, чаще вводит в заблуждение, чем помогает. Разные авторы толкуют одни и те же символы по-разному. Это связанно с тем, что мантические традиции прошлого в основном утрачены. Современные эзотеристы пытаются восстановить их, нередко впадая в субъективизм. Достаточно упомянуть усилия по возрождению рунической традиции, предпринимавшиеся в начале века в Германии Гвидо фон Листом, или систему рунической мантики, предложенную в 70-е годы американцем Ральфом Блумом.
Исключением является тщательно разработанная и стройная мантическая система гексаграмм, основанная на принципах, изложенных в "Книге перемен" (И-цзин), фундаментального труда китайской классической философии. Характерная черта этой методики - оценка любой ситуации как целого, которому подчинены все детали. Они рассматриваются исключительно на космическом фоне - применительно к взаимоотношениям "инь" и "ян", женского и мужского начал. Метод заключается в сортировке 49 стебельков тысячелистника наугад на две кучки, после чего из каждой кучки отсчитывается по три или по пять стебельков, или в шестикратном подбрасывании трех монет, причем каждая линия гексаграммы определяется ценностью лицевой и оборотной сторон (орел и решка). В результате применения троичного принципа (две триграммы) получаются различные комбинации сплошных ("мужских) и прерывистых ("женских") линий. Максимально число возможных вариантов - 64. Каждый из них соответствует определенной психологической ситуации. Все они подробно описаны в тексте книги и прилагаемых комментариях.
Смысл всех без исключения мантических практик заключается в толковании символов, имеющих архетипическую природу. Кроме того, в большинстве гадательных методик превалирует нумерологический аспект. Числа до сих пор сохраняют некую ауру сверхъестественности, таинственности. Ряд натуральных чисел содержит в себе всю математику и все, что еще предстоит открыть в этой области [21]. Единичность и множественность представляют собой базовые качества любого объекта. Числа от 1 до 9 издавна считались сакральными. Число - инструмент, изначально предназначенный либо для создания порядка, либо для постижения порядка уже существующего, но еще неведомого. Наиболее часто встречаются и имеют широкое применение числа от 1 до 4. Иными словами, почти все известные модели порядка являются триадами и тетрадами.
Примечательно, что предположение об архетипической основе чисел было впервые выдвинуто не К. Г. Юнгом, а математиками. Психические образы целостности, спонтанно порождаемые бессознательным, имеют математическую (геометрическую) структуру. Учитывая их компенсаторный характер и ощущение столкновения с чем-то сверхъестественным (нуминозность), которое они нередко вызывают, можно допустить, что числа не только выражают порядок и гармонию, но и создают их. Трудно охарактеризовать однозначно предположение Юнга о возможной "склонности чисел к особому поведению" [21]. Это, вероятно, так, если исходить из их тождественности архетипическим образам. В этом случае психологический смысл магии чисел состоит в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии чисел и их комбинаций с одной стороны и архетипов (или упрощенно психологических ситуаций) с другой.
Магия
Магия представляет собой практику использования сверхъестественных, "надмирных" сил для установления контроля над явлениями и процессами материального мира и воздействия на них. Это также форма общения со сверхъестественными силами и объяснение физических процессов, основанное на вере в эти силы.
Наибольшее распространение получили следующие магические практики:
a. оккультная магия;
b. натуральная магия;
c. теургическая магия
d. шаманизм
Оккультное направление основывается на традициях и ритуалах западноевропейского оккультизма, Каббалы, древнегерманской рунической магии.
Натуральная магия подразумевает применение заговоров, приворотов, траволечения и других методик, связанных, в основном, с языческими традициями и ритуалами. Она представлена разного рода целителями и деревенскими знахарями.
Теургия предполагает активное использование религиозных ритуалов и молитв. Представители этого направления пытаются действовать в рамках существующей религиозной традиции. Формально (например, по крещению) они могут принадлежать к лону Церкви, но, по сути, не воцерковлены и поэтому особенно страдают от неприятия и осуждения со стороны священнослужителей, считающих их деятельность богопротивной.
Шаманизм представляет собой древнейшую форму веры в духов, предполагающую, в первую очередь, анимизм и сосредоточенную вокруг фигуры шамана, могущественного целителя и ясновидящего, способного общаться с духами, подчинять их своему влиянию и путешествовать по "иным" мирам. Для осуществления магических действий шаманы часто впадают в особые пограничные психосоматические состояния - экстаз или транс. Вхождение в эти состояния достигается различными способами: частыми ударами в бубен, исполнением ритмичного ритуального танца, приемом галлюциногенов, содержащихся в растительных и животных тканях и т.п.
В качестве примера рассмотрим две практики, находящиеся на разных полюсах широкого спектра шаманских техник. Первую можно назвать сугубо традиционной и наиболее экзотической по форме. Это вуду, религиозно-магический культ, возникший на Гаити и представляющий собой разновидность африканского шаманизма, завезенного на остров рабами из Западной Африки, с элементами католического христианства. Слово "вуду" происходит от водун, что на языке народности фон (Бенин, или бывшая Дагомея) означает "дух", "божество".
Хотя вудуисты верят в Высшего Творца, на практике они поклоняются, главным образом, многочисленным духам (лоа) - персонифицированным местным и африканским божествам, обожествленным предкам или католическим святым [23]. Считается, что человеку или его семье покровительствует определенный лоа, для привлечения которого совершается магический ритуал. Жрецы (хунган) и жрицы (мамбо) вуду также выступают в роли целителей, консультантов и специалистов по магической защите от колдовства. Когда в состоянии транса вудуист начинает пророчествовать, исцелять, демонстрировать недюжинную физическую силу, это означает, что в него вселился лоа.
Наиболее загадочным аспектом вудуизма является феномен зомби. Зомби - это либо "развоплощенная" душа умершего, используемая в магических целях, либо собственно труп, оживляемый колдуном с помощью магии в чисто практических целях - для выполнения сельскохозяйственных работ на плантациях. По мнению некоторых американских исследователей, жрецы вуду с помощью контактного яда нервно-паралитического действия, приготовленного из тканей рыбы-шар, могут приостанавливать функции организма и вводить человека в состояние, внешне напоминающее смерть. Затем они тайно извлекают тело из могилы и "оживляют" его, используя специальный антидот. При этом основные функции сознания остаются блокированными, а человек превращается в некое подобие "биоробота". Можно только подивиться, каким образом этот экзотический гаитянский культ нашел своих последователей в России.
Вторая практика связана с попыткой американского антрополога Карлоса Кастанеды интеллектуально и научно осмыслить магическое наследие древней и малоизвестной культуры тольтеков, населявших Мексику задолго до ее захвата конквистадорами. Автор, проходивший обучение у некоего дона Хуана Матуса, шамана из племени мексиканских индейцев яки, изложил свою концепцию в дюжине увлекательно написанных книг, до сих пор пользующихся популярностью на Западе и у нас. Три-четыре года назад он выпустил ряд практических пособий и организовал несколько групп для обучения своей методике.
В философском плане концепция Кастанеды представляет собой смесь пантеизма и эманационизма. Вселенная наполнена Силой, присутствующей во всем сущем и пронизана эманациями высшей духовной субстанции (Орла). Задача воина (он же маг, человек знания) состоит в овладении этой силой. В психологическом плане ученика обучают мыслить и действовать самостоятельно, рассчитывая только на себя, приучают к жесткому самоконтролю и самодисциплине, к принятию ответственности за все свои поступки. Одновременно он должен научиться быть "гибким", "текучим" и "неуловимым".
На начальном этапе обучения решаются две главные задачи:
· избавление от "чувства собственной важности", которое есть жалость к себе, маскирующаяся под нечто иное [7] (при этом наставник зачастую прибегает к жестким, если не сказать иезуитским приемам);
· "остановка внутреннего диалога", т.е. умение не думать, останавливать поток мыслеобразов.

Решение первой задачи сравнимо с избавлением от <...> позволяет человеку научиться видеть, в смысле видеть истинную суть и природу вещей (в отличие от смотреть, т.е. видеть обычным способом, с помощью глаз). Например, видящий видит человека как сверкающий кокон лучистой энергии, связанный с внешним миром волокнами света. Точка повышенной яркости на поверхности кокона есть точка сборки, или фокус человеческого восприятия. Расширение сознания происходит за счет контролируемого смещения точки сборки.
Кроме того, ученик овладевает искусством сновидения и искусством сталкинга. Первое есть способность переводить обычный сон в контролируемое состояние при помощи особой формы внимания, которое называется вниманием сновидения или вторым вниманием. Пользуясь специальными техниками сосредоточения, человек может научиться осознавать себя как сновидящего во время сна и осознанно действовать в этом состоянии. Сталкинг - это совокупность приемов и установок, позволяющих находить оптимальный выход из любой мыслимой жизненной ситуации [6].
С точки зрения психологии магию можно охарактеризовать, как попытку помешать или содействовать бессознательным силам, чтобы использовать, умилостивить или разрушить их и таким путем противодействовать их поражающему могуществу или объединиться с ними. Чем более ограничено поле сознания личности, тем чаще психические содержания проявляются в качестве квазивнешних воплощений, либо в форме духов, либо магических сил, спроецированных на живых людей, животных или неодушевленные предметы [4].
Вера в магию предполагает бессознательное как искомое начало. Магические ритуалы в таком случае дают человеку ощущение большей безопасности и имеют своей целью установление психического равновесия.
Духовные практики Востока
Главной отличительной чертой духовных практик Востока является их тесная связь с религиозно-философскими учениями. По сути, каждая из них представляет собой прикладной аспект соответствующей религии. Религии, о которых идет речь, - индуизм, буддизм (включая дзен-буддизм), даосизм - в отличие от христианства, ислама и иудаизма опираются не на догму, а на мистический опыт, подразумевающий непосредственное духовное постижение истин, выходящих за рамки обыденного понимания, и достижение единства человеческой души с Богом. Именно это позволяет называть их с достаточной степенью условности эзотерическими. В рамках трех мировых религий, конечно, были и есть мистические направления. Однако они в силу известных причин отвергаются ортодоксами. В Саудовской Аравии, например, официально запрещен суфизм, мистическое течение в исламе.
В отличие от первых двух разновидностей эзотеризма, преследующих, главным образом, сугубо практические цели, духовные дисциплины Востока направлены на достижение равновесия, гармонии души и тела и переживание мистического опыта.
Наибольшее распространение получили следующие практики:
· различные школы индийской йоги и медитации;
· медитативные практики буддизма (в том числе ламаизма и дзен-буддизма);
· цигун, даосская система работы с энергиями;
· многочисленные школы восточных боевых искусств, главным образом, так называемых внутренних стилей: кунфу, тайцзи-цюань, багуа, синь-и (Китай); айкидо и кэндо (Япония).
Мистикой сегодня называют самые разнообразные явления, зачастую не имеющие к мистицизму ни малейшего отношения. Н.А. Бердяев писал: "Если слово "мистика" происходит от слова "тайна", то мистика должна быть признана основой религии и источником творческого движения в религии. От непосредственного и живого соприкосновения с последней тайной рождается религиозный опыт… Мистика тоже может разлагаться и вырождаться. И безрелигиозная мистика, в которой нет Логоса, легко вырождается и ввергает в тьму, в нижнюю бездну" [1]. Вслед за Бердяевым А. Уоттс отличает духовный опыт мистики от магии и всякого рода натуралистической и психологизированной псевдомистики, которая путает нуминозный опыт с различными душевными или даже телесными переживаниями. К мистическому опыту относятся две группы феноменов. Одни из них вызываются определенными упражнениями, техниками; другие возникают независимо от сознания и воли, "врываются" в сознание. В связи с первой группой психологи отмечают роль аскезы (поста и т.д.), отвлечения от чувственного восприятия внешнего мира, медитации (концентрации внимания, специальных техник дыхания, произнесения мантр), равно как и роль наставника (гуру, сэнсэя). Хорошим считается тот наставник,<...>
<..> с того, что человек располагается абсолютно неподвижно в позе, не просто удобной, но связанной с тем, что голова, шея и спина образуют одну строго вертикальную линию. Концентрирующая медитация сводится к тому, чтобы направить внимание на какой-либо конкретный предмет или явление. Все это крайне ограничивает приток информации в систему сознания, замедляет течение мыслей, вызываемых различными стимулами, исходящими из внешнего окружения, высвобождает энергию внимания-осознания, снижает активность различных подсистем сознания [13]. Некоторые наставники рекомендуют практиковать в ходе медитации остановку внутреннего диалога ("безмолвие"), позволяя спонтанно проявиться тому, что содержится в бессознательном. Наибольшую ценность представляют состояния интуитивного прозрения, просветления, экстаза, "второго рождения". На языке психологии опыт таких состояний называется "инсайтом".
Уоттс указывает на то, что "бессознательное" глубинной психологии представляет собой с точки зрения восточных учений лишь одну из идентификаций "Я", которые не воспринимаются, но проецируются вовне, как символы. Юнг в какой-то мере уловил это в своей теории архетипов (его Самость сравнима с Атманом "Упанишад"), хотя он понимал бессознательное не онтологически, а психологически [15]. Истинное бессознательное, сравниваемое в индийской традиции со сном без сновидений, лежит глубже - вне времени, а, следовательно, и вне памяти, будь она индивидуальной или коллективной. Даже если согласиться с концепцией памяти о прошлых воплощениях, она все равно сохранит свой временной характер, тогда как просветление освобождает от власти преходящего и относительного. "С точки зрения времени конечные события познаются последовательно; с точки зрения вечности они постигаются единовременно" [15].
Те же принципы лежат в основе боевых искусств. Такуан Сохо (1573-1644), мастер дзен и автор трактатов о древнем японском искусстве владения мечом (ныне сохранившемся в техниках кэндо), называет спокойствие воина, достигшего высшего уровня мастерства, непоколебимой мудростью. Отметим, что речь идет не о бесчувственности, а об освобожденности, о невербальном присутствии в сознании всего происходящего одновременно, без фиксации внимания на отдельных его деталях и сопутствующих им мыслях. Несколько упрощая проблему, можно сказать, что Такуан призывает воина избавиться от привычки искать выход из затруднительного положения на мыслительном уровне и научиться в критический момент проявлять спонтанность. Если человек концентрирует внимание на каком-либо объекте, его сознание оказывается скованным. Если он думает, его сознание сковано мыслями. Сознание, озабоченное тем, чтобы не быть заполненным мыслями, окажется заполненным уже только потому, что оно этим озабочено. "Поэтому отстраните мысли и рассуждения, забудьте о своем теле, и не фиксируйте ум ни на чем. В этом случае, когда ум посетит ваше тело, оно будет работать безупречно и выполнять свои функции без промедления" [12].

Кроме представителей вышеперечисленных эзотерических практик, существует многочисленная категория целителей или, точнее, "биоэнерготерапевтов" (экстрасенсов), балансирующих на грани эзотеризма и позитивной науки. Всем им в той или иной степени приходится сталкиваться с психологическими проблемами клиентов. Некоторые из них являются сотрудниками научных лабораторий, занимающихся исследованиями в области биоэнергетики (в частности, микролептонных полей, торсионного эффекта и т.д.).
Учитывая, что предмет данной работы - эзотерические практики, мы исключаем из рассмотрения эзотерические теории, возникшие в конце XIX-начале XX века и заслуживающие отдельного объемного исследования: теософию Е.П.Блаватской, антропософию Р. Штейнера, учение Г.И.Гурджиева (который хотя и разработал ряд практических методик для своих последователей, но в основном выступал как философ-мистик) и философские построения П.Д.Успенского.
2. Механизмы, лежащие в основе "магических" феноменов
Единственным психологом, пытавшимся как-то осмыслить и объяснить механизмы, лежащие в основе так называемых магических феноменов, был К.Г.Юнг. Оригинальность и ценность его построений объясняется не в последнюю очередь тем, что он разрабатывал их совместно с физиком В.Паули, лауреатом Нобелевской Премии.
Основной идеей, вытекающей из работ Юнга, является существование некоего смыслового поля (хотя <..>
<..>и времени. Однако это поле связано с материальным миром через акаузальный объединяющий принцип синхронистичности (синхронии) и через психе. Психе частично существует в материальном теле, частично сливается с этим смысловым полем через бессознательное.
Сознание является продуктом бессознательного в материально-причинном мире, поэтому трансцендентная функция связывает не только сознание и бессознательное, но и причинность с синхронистичностью. Доступ к полю осуществляется посредством двух иррациональных функций: интуиции и ощущения. В верхнем, внепространственном слое этого поля присутствует восприятие одновременно происходящих событий в различных точках пространства.
Множество примеров внепространственных психических контактов можно найти среди близнецов, которые независимо от расстояния чувствуют состояние друг друга, точно так же могут чувствовать друг друга мать и ребенок, или два близких человека, связанных эмоциональными узами. Контакты подобного рода фиксировались в ходе многочисленных научных экспериментов по ЭСВ (экстрасенсорному восприятию).
Более глубокое проникновение в смысловое поле приводит к слою, где отсутствует время. Это позволяет предчувствовать или предвидеть события - "знать" их вне причинного объяснения этого знания. Сбои в считывании информации можно объяснить недостаточной отстройкой от привычной реальности или сомнениями, препятствующими требуемому волевому усилию.
Гипотеза Юнга и Паули верна до тех пор, пока экспериментально не доказана возможность объяснения ЭСВ и разного рода "магических" явлений как феномена передачи энергии. С точки зрения современных научных знаний, абсурдно предполагать, что событие, которое еще не произошло (т.е. не существует) и произойдет только в будущем, может "передавать" себя, как феномен энергии, "объекту", находящемуся в настоящем времени. Скорее всего, научное объяснение должно начаться с критики наших концепций пространства и времени, с одной стороны, и бессознательного с другой [21].
Важнейшую роль в магических феноменах играет эмоциональное состояние субъекта. В принципе, любое эмоциональное состояние вызывает в сознании изменения, которые П.Жане называл "понижением ментального уровня", т.е. сужением поля сознания и, соответственно, активизацией бессознательного. При этом может произойти следующее: а) содержание бессознательного проникает в сознание либо непосредственно (т.е. буквально), либо опосредованно, в форме сновидения, мысли, предчувствия или символа; б) объективная ситуация совпадает с этим содержанием (по Юнгу "смысловое совпадение") [].
Роль эмоционального фактора в явлениях подобного рода подчеркивали мыслители прошлого. Например, Альберт Великий (1200-1280) отмечал: "После того, как я прочитал книги по колдовству, знакам и магии, я обнаружил, что эмоциональность человеческой души является главной причиной всех этих вещей, то ли потому, что в силу своей большой эмоциональности душа изменяет свою плотскую субстанцию и плотскую субстанцию желаемых ею вещей,… то ли потому, что подходящий час, или астрологическая ситуация, или другая сила совпадают с этой сильной эмоцией и [в результате] мы верим, что душа совершила то, что, на самом деле, было совершено этой силой" [21].
Логически продолжив рассуждения на эту тему, можно прийти к выводу, что, обладая развитым воображением и проникая в смысловое поле, т.е. в схему проекта развития вселенной, можно вносить туда исправления, то есть формировать будущее. Трудно при этом отделаться от ощущения угрозы, скрытой в подобных опытах. Любые локальные изменения должны предусматривать ответную реакцию всех остальных элементов системы, - иными словами изменения должны гармонично вписываться в общий план.
При современном уровне развития статистических методов несложно обнаружить присутствие синхронистических явлений, а достаточно хорошо разработанная теория катастроф прямо применима к изучению этих феноменов. Ее суть состоит в присутствии в любых экспериментах флуктуаций, от которых невозможно избавиться, чтобы сделать эксперимент идеальным. При случайных (смысловых?) совпадениях эти флуктуации могут вызвать разрыв непрерывной физической функции, т.е. переход в иное состояние. Например, в химических опытах это приводит к появлению нового вещества (чем не алхимическая "трансмутация" веществ?) или к другим открытиям. Понятно, что открытия становятся открытиями <...>
3. Некоторые проблемы "нетрадиционного" консультирования
<...>ситуации состоит в том, что многие "нетрадиционные" консультанты, редко действуют в рамках, предписанных конкретной эзотерической практикой, но чаще пользуются набором методик, заимствованных из разных направлений эзотеризма. Подобная неразборчивость, порой принимающая причудливые формы, может, с одной стороны, свидетельствовать о стремлении к поиску истины, а с другой - отражать внутреннюю неуверенность, сомнения или хаос, царящий в сознании. В так называемом магическом салоне можно нередко увидеть на столе консультанта икону с ликом православного святого и освященные свечи, на тумбочке - хрустальный шар, на стене - шаманский бубен, а в углу - негритянского идола. А если к этому прибавить перечень "магических" услуг - "снятие венца безбрачия", "исправление кармы" и "эффективное наказание обидчика" - то у клиента просто голова пойдет кругом.
Основная проблема "нетрадиционных" консультантов заключается в нехватке психологических знаний, их полном отсутствии или игнорировании психологии как таковой. Отсюда неизбежны ошибки, особенно при вторжении в сферу бессознательной психики. Главная опасность подстерегает эзотеристов, мистиков и всех тех, кто стремится к обретению подлинного духовного опыта, при столкновении с миром иллюзий, грозящих затопить сознание, чреватых моральной аберрацией (как это имело место в некоторых гностических сектах или у современных нам хлыстов).
Русский философ-мистик В.Томберг отмечал: "Преисполненное радости, вкушая творческий экстаз, сознание всецело отдается вдохновенным визионерским размышлениям, где каждый образ, каждая мысль… кажутся откровением свыше, оттиском печати сверхчеловеческой премудрости. Эти "краденые воды" тем более опасны тем, что наводняют душу потоками психической энергии, заполняя ее совершенно новыми ощущениями и заставляя верить, будто происходит вмешательство сверхъестественных сил" [14].
Возможно, "эзотеричность" эзотеризма как раз и заключается в том, чтобы уберечь личность от инфляции, порождаемой этими иллюзиями. Именно по этой причине восточно-христианские мистики настаивали на строгости духовного опыта.* Главным для них было интуитивное постижение Божественной Любви, воздействующее на моральный облик человека.
Бессознательное с готовностью подбрасывает не только видения, но и интеллектуальные озарения. Речь здесь идет не об иллюзии в чистом виде, а, скорее, о смешение истины и иллюзии. "Истина служит поддержке лжи, а ложь как бы придает истине новый блеск и величие" [14].
Нуминозность психического опыта есть проявление динамической реальности бессознательного. Она может послужить достаточным критерием для того, чтобы отличить реальность бессознательного от субъективных проявлений души индивида, выраженных в спонтанных фантазиях. Намного сложнее, однако, определить истину в пределах данной реальности. Иллюзия, строго говоря, тоже реальность, только психическая. Она реальна, но обманчива, т.е. не соответствует действительности.
Дело здесь не столько в компенсаторной, гармонизирующей роли бессознательного, сколько в другой стороне этой области человеческой психики, способной затопить сознание потоками архетипических образов, поглотить его.
Еще одна проблема заключается в том, что, применяя различные методики, например, медитацию консультант может не только активизировать вытесненные содержания (комплексы) клиента, но и столкнуться со скрытыми психозами, которые зачастую очень трудно распознать даже психотерапевтам [19]. В подобных случаях определенный уровень психологических знаний просто необходим, хотя бы для того, чтобы направить клиента к специалисту.
Следует оговориться, что речь не идет о праве эзотеризма на существование. Как культурно-историческое и философское наследие человечества, имеющее определенную практическую ценность, он заслужил это право. Подобно науке он пользуется методом аналогий, подобно религии утверждает веру в Бога, но при этом не заменяет собой ни науки, ни религии. Как мировоззрение эзотеризм самодостаточен. Проблема лишь в том, как он преломляется в сознании его последователей, многим из которых не хватает как Веры, так и знаний, в первую очередь, психологических. Эти знания могут уберечь от ошибок, обогатить арсенал практических методик, сыграть роль техники безопасности.
4. Заключение: "психологичность" эзотеризма и "эзотеричность" психологии
Особое место, которое психология занимает в системе<...> познания. В-третьих, ее практические следствия уникальны - они не только несоизмеримо значительнее результатов других наук, но и качественно иные. Ибо познать нечто, - значит овладеть им и научиться управлять, а управление психическими процессами, функциями и способностями - задача самая грандиозная. К тому же, познавая себя, человек тем самым себя изменяет.
Психология - живая, становящаяся область знания и практики. В ней нет единой парадигмы - главенствующей теоретической и практической системы, определяющей науку в целом. В психологии сосуществуют многие направления, подходы, теории, порой трудно соотносимые: основанные на различных философских системах, с разными понятийными аппаратами и разными объяснительными принципами. Более того, некоторые направления принципиально не придерживаются традиционных научных постулатов, избегают глубоких теоретических построений и в значительной мере оказываются искусством работы с душевным миром человека.
С одной стороны, можно посетовать, что это многообразие и отсутствие единой парадигмы мешают превращению психологии в науку, основанную на "консенсусе", подобную, скажем, математике. С другой стороны, возможно, именно эти характерные черты делают психологию более динамичной, "демократичной", открытой для всего нового. Примечательна в этом отношении быстрая эволюция этой науки применительно к предмету изучения: от сферы сознания, неразрывно связанной с методом интроспекции к поведению человека и далее к сфере бессознательного.
Именно бессознательное является областью, в которой психология теснейшим образом соприкасается с эзотеризмом. Кроме того, современная психология и эзотеризм с его тысячелетними традициями сходятся в главном, а именно в конечной цели - в самопознании, самоизменении и самореализации человека, гармонизации личности.
Такие направления психологической науки, как глубинная психология (психоанализ, аналитическая психология), гуманистическая психология, трансперсональная психология, и др. взяли на вооружение не только теоретические принципы эзотеризма, главным образом, духовных дисциплин Востока, но и целый ряд его практических методик.
Абрахам Маслоу, сыгравший важную роль в создании как гуманистической, так и трансперсональной психологии, опросил сотни людей, которые пережили спонтанные состояния единения, или, как он их называл, "пиковые переживания". Он сумел показать, что мистические переживания не являются симптомами патологии и не имеют отношения к психиатрии. Зачастую они происходят с людьми, у которых нет никаких серьезных эмоциональных проблем и которые, не будь этих переживаний, считались бы "нормальными". Более того, если эти переживания происходят в благоприятной обстановке и хорошо усваиваются, они могут дать весьма полезные результаты - улучшить жизнедеятельность, повысить творческие способности и "самоактуализацию" [2].
Трансперсональный психотерапевтический подход С.Грофа акцентирует внимание на так называемых измененных состояниях сознания (ИСС) - переживании мистического опыта, экстаза, слияния с космическим сознанием, достигаемых с помощью медитаций и техники холотропного дыхания, вполне сопоставимой с методиками йоги и цигун. Осознание клиентом проблем на основе трансперсонального опыта и выбор новых поведенческих паттернов - цель терапевтического процесса. Осознание эквивалентно понятию "открытие" (сути и смысла предназначения клиента) [9].
Э.Фромм, Р.де Мартино, А.Уоттс, Д.Судзуки сравнивали психоанализ с дзен-буддизмом, в котором они выделяли четко выраженный психотерапевтический аспект. У психоаналитика <...> проходит через регрессию к конфликтам раннего детства, переносит на терапевта свои неизжитые влечения и в процессе анализа трансформирует свои установки, отношение к другим людям и к самому себе. Он избавляется от рационализаций, ложных кумиров, самопознание дает ему свободу действовать самостоятельно. Таков смысл "освобождения" в психоанализе [17].
Дзен-буддисты говорят, что сокровенное не нужно искать вовне, прозрение и просветление должны произойти в сердце человека. В китайской традиции (чань-буддизма) "сердце" есть истинный ум, объединяющий интеллектуальное, чувственное и нравственное в целостном мировосприятии. Поскольку открытие собственной подлинной природы в своем "сердце", обнаружение истинного Я является целью дзен, то возможными становятся аналогии с различными философскими учениями, в том числе и с психоаналитической концепцией человека, в которой познание бессознательных процессов несет освобождение.
Между психологом и наставником дзен при всех различиях немало общего. Фромм замечает, что в настоящее время к аналитику многие приходят уже без психосоматических симптомов и неврозов, а в поисках смысла существования [17]. С одной стороны, это свидетельствует об утрате людьми своих богов, Веры, а с другой - превращает психолога в священнодействующего учителя жизни. В этом смысле фигура психолога сопоставима с фигурой мага (колдуна, шамана, и т.д.), которую бессознательное в процессе переноса наделяет сверхъестественной силой. Уже одно это налагает на психологов особую ответственность и предъявляет повышенные требования к их профессии.
Инсайт, к которому стремятся психоаналитики, шаманский транс, экстаз мистиков, сатори дзен-буддистов, йогическая медитация, а также состояния, которые могут возникнуть в ходе применения фрейдовского метода свободных ассоциаций или юнгианского ассоциативного теста - суть аналогичные явления, объединяемые в понятие измененных состояний сознания.
Хотя сегодня многие представители эзотерических дисциплин активно интересуются психологией и оперируют ее терминологией и понятиями, психологи проявляют большую последовательность и активность в осмыслении теории и практики эзотеризма. Поэтому неудивительно, что Юнг, излагая свою теорию типов личности, действует как ученый, а, говоря о примирении противоположностей как основы для преодоления невротической раздвоенности, и об истинном Я, скрытом в глубинах бессознательного, в "сердце", выступает как даос. Точно так же Карл Роджерс, выдвигая принципы конгруэнтности и эмпатии, поступает как истинный гуманист, а, утверждая превосходство собственного опыта человека над любыми авторитетами, предстает перед нами как наставник дзен.
Вопросы, рассмотренные в данной работе, бесспорно, заслуживают внимания и дальнейшего изучения. Сложно предположить, каким будет следующий этап в эволюции психологии. Однако динамизм и открытость этой науки дают основания надеяться на ее дальнейшую интеграцию с другими областями знаний о человеке и усиление ее гуманистической направленности.
Библиография
<...> 6. Кастанеда К. Колесо времени. - Киев, 1999
7. Кастанеда К. Отдельная реальность. - Киев, 1999
8. Колесов Е.Н. Тринадцать врат эзотерики. - М., 1999
9. Психотерапевтическая энциклопедия. - С-Пб., 1999
10. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. - М., 1997
11. Сат Прем. Путешествие сознания. - М., 1992
12. Такуан Сохо. Письма мастера дзен мастеру фехтования. - С-Пб., 1998
13. Тарт Ч. Состояния сознания // Магический кристалл. - М., 1992
14. Томберг В. Медитации на Таро. - Киев, 1996
15. Уоттс А. Психотерапия. Восток и Запад. - М., 1997
16. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - М., 1991
17. Фромм Э., Судзуки Д., Мартино Р. Дзен-буддизм и психоанализ. - М., 1997
18. Юнг К.Г. Аналитическая психология. - М., 1995
19. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. -Киев, 1994
20. Юнг К.Г. Психология бессознательного. - М., 1994
21. Юнг К.Г. Синхронистичность. - М., 1997
22. Blum R. The Book of the Runes. London: Headline, 1993
23. Encyclopaedia Britannica CD-98. - Microsoft, 1998.

ВВЕРХ

Хостинг от uCoz