В настоящее время специалисты
по психоанализу придают большое значение наблюдению, пониманию и интерпретации
переноса и контрпереноса как в своей клинической практике, так и в обучении.
За этим стоит прежде всего тщательное наблюдение эмоциональной стороны
взаимоотношений двух людей, вовлеченных в психоанализ, - аналитика и пациента.
Они вступают друг с другом в достаточно интенсивные взаимоотношения, в
которые привносят свой жизненный опыт, свои осознаваемые и неосознаваемые
чувства, мечты и желания, а также обстоятельства сегодняшней жизни, текущей
за пределами аналитического пространства. Необходимо отметить, что все
сказанное выше справедливо для любых двух людей, вступающих в тесный и
регулярный контакт. Однако особенная структура психоанализа, условия,
налагаемые на аналитика в целях продвижения терапевтической работы с проблемами
пациента, превращают аналитическое взаимодействие в совершенно особенный
процесс. Аналитик приглашает пациента вступить в достаточно близкие и
доверительные взаимоотношения с ним и в то же время строго исключает возможность
физического контакта и физического общения с пациентом. Он побуждает пациента
раскрыться, но сам, насколько это возможно, скрывает свои чувства, способствуя
проявлению чувств пациента, связанных с наиболее значимыми фигурами в
его прошлом и настоящем, которые он проецирует на аналитика. Эти чувства
переживаются как реально существующие во время переноса.
З.Фрейд отмечает, что аналитический процесс не создает перенос (transference),
а обнаруживает его. Таким образом, в нашей повседневной работе как аналитик,
так и пациент сталкиваются с проявлением самых сильных человеческих чувств.
Нелегкие компромиссы, на которые каждый человек должен идти ради примирения
своих и чужих интересов, приходится находить снова и снова. Здоровое стремление
каждого ребенка стать самостоятельной личностью, достичь достаточной сексуальной
свободы, которую несет физическая и психическая зрелость, наталкивается
на сопротивление мощных регрессивных сил, не позволяющих отделить себя
от первоначальных объектов и чувства ненависти к ним, реальное или воображаемое.
Мы признаем, что конфликты детского и подросткового возраста, живущие
во взрослом человеке, могут заново напомнить о себе и проявиться как у
аналитика, так и у пациента, потому что теперь мы рассматриваем психоанализ
как двусторонний процесс, в который вовлечены два участника, хотя З.Фрейд
не подходил к анализу с этой стороны. Аналитик и пациент вместе принимают
участие в процессе, способствующем росту и развитию человека.
Обсуждаемая тема возникла из клинической практики психоанализа. Если рассматривать
психоанализ как взаимосвязь между двумя людьми, то очень сложно дать точное
определение переносу и контрпереносу, так как каждый аналитик и каждый
пациент переживают их по-своему.
Обратимся к истокам. В своей "Автобиографии" З.Фрейд писал:
"Перенос - это универсальное явление человеческой психики, которое
оказывает влияние на взаимоотношения человека с его окружением" [7;
20]. Еще в 1895 г. З.Фрейд упоминал о переносе, который он рассматривал
как источник сопротивления аналитическому процессу. А в 1909 г. он отмечал:
"Перенос возникает спонтанно во всех человеческих взаимоотношениях,
и то же самое происходит между пациентом и психоаналитиком" [9; 11].
В то время З.Фрейд определял перенос как реакции (direct allusions) пациента
на личность аналитика и осознание аналитиком этих реакций в свой адрес.
С накоплением клинического опыта многие аналитики стали рассматривать
перенос как наиболее значимое средство понимания психической реальности
пациента, в отличие от первоначального понимания его З.Фрейдом как сопротивления.
Позднее психоаналитиками были предложены более подробные определения переноса.
Р.Гринсон писал: "Перенос есть переживание в настоящем чувств, влечений,
отношений, фантазий и стремлений защищаться по отношению к человеку, к
которому все эти чувства не могут относиться, ибо они суть повторение,
смешение реакций, возникших из отношения к лицам, игравшим важную роль
в жизни человека в период его раннего детства" ([2]; цит. по: Сандлер
Д., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик. Воронеж, 1993. С. 43-44).
Он подчеркивал, что для того, чтобы реакция могла считаться переносом,
она должна быть повторением прошлого и не иметь отношения к настоящему.
У.Хоффер, известный практикующий аналитик Британского психоаналитического
общества, писал в 1956 г., что определение переноса подчеркивает влияние
детства на всю жизнь человека в целом. Об этом говорят и результаты научных
наблюдений, согласно которым люди, строя свои отношения с реальными или
воображаемыми, положительными или отрицательными (а может быть, и амбивалентными)
объектами, привносят свои воспоминания о наиболее значимых событиях прошлого
и таким образом изменяют отношения с реальными объектами, пытаясь строить
их в соответствии со своим жизненным опытом. Р.Гринсон, У.Хоффер и многие
другие аналитики, особенно П.Гринакре, подчеркивали важность детского
опыта, который ребенок начинает приобретать с первого дня своего рождения
в общении с матерью [1], [2].
* Статья представляет собой текст лекции, прочитанной автором - членом
Британского психоаналитического общества - в Москве, в марте 1992 г.
ВВЕРХ
|