ВВЕДЕНИЕ
Каждый
человек, независимо от верования, образования и интеллек-туального уровня,
мечтает о хорошей жизни. Обычно это понятие связывают с материальным достатком,
здоровьем и счастьем в личной жизни. Таковы обычные пожелания, звучащие
в адрес взрослого человека.
Предполагается, что каждый из нас недополучил чего-то заслуженного. Желая
счастья, мы внушаем человеку, что он несчастлив. Это один из многих парадоксов
общения.
Несть числа случаев, когда говорится одно, понимается другое, а подразумевается
третье. Аналогичные проблемы существуют с неживой природой и жизненными
обстоятельствами. Уж очень часто жизнь бьет ключом и все по голове. Очень
хочется дать сдачи, но где у природы голова и где требуемый ключ?
В свое время автор, мучимый подобными вопросами, обратился к популярной
психологической литературе. В ней, как и в теологических публикациях,
было много ответов, почему все так запутанно, но слишком мало советов,
как это поправить. Единственно ценное, что удалось там найти, это термин
"гений общения", который звучал как приговор: общение - это
искусство. Увы, чего Бог не дал, того в лавочке не купишь. Оставалось
искать этих гениев или хотя бы упоминания о них. Жизнеописание реальных
или выдуманных мастеров общения (Калиостро, Бендер, Мессинг и т.д.) доставляли
удовольствие, но не помогали моделировать их поведение. Убеждение в собственной
обделенности и бесталанности крепчало. Особенно стало грустно после чтения
трудов Карлоса Костанеды. Все замечательно: есть детальные инструкции,
развернутые описания методик и практик превращения в мага. Но не хватало
одного - учителя (нагваля). А где его взять на российских просторах и
сейчас неведомо. Самостоятельные попытки овладеть учением дона Хуана к
видимым результатам не привели, что не помешало остаться фанатом их с
доном Хенаро взглядов.
Оказалось, что другим повезло больше. Р. Бэндлер и Джон Гриндер (в дальнейшем
именуемые основоположниками) нашли таки этих гениев общения. Мало того,
оказалось, что каждый их этих титанов имел свою стратегию коммуникации,
которые удалось выявить и, более того, смоделировать. Результаты своих
трудов они представили в виде набора самостоятельных техник и назвали
нейролингвистическим программированием (НЛП). Существует много вариантов
объяснения этого тарабарского названия. Но, как показывает анализ, все
они были даны постфактум для наукообразия. Наиболее вероятна версия, что
это словосочетание - одна из милых шуток в стиле Р. Бэндлера.
Автор, наткнувшись на переводы книг господ основоположников, незамедлительно
опробовал описанные в них техники и высоко оценил их достоинства. Их можно
кратко сформулировать следующим образом.
1. Техники сравнительно просты и на редкость эффективны.
2. Позитивные результаты получаются до неприличия быстро, так что всегда
остается червь сомнения: а не морочат ли вам голову?
3. Эти техники можно применять и к себе, чего до знакомства с НЛП автору
вообще не удавалось.
4. Техники можно менять или комбинировать, что не позволяет им наскучить.
5. Даже дремучая бесталанность автора позволила эти техники освоить и
применять с ощутимым эффектом.
Что же позволяет делать НЛП? При работе с клиентом (общепризнанный термин,
обозначающий человека, попросившего вас помочь):
- лишить его того, что заставляет чувствовать себя плохо;
- дать ему то, чего недостает у него во внутреннем мире;
- помочь эффективно учиться у других (моделировать);
- стать более открытым и подготовленным к общению с другими людьми;
- наладить взаимодействие с окружающим миром.
При работе с собой:
- все перечисленное выше;
- увеличение внутренней свободы;
- улучшение самочувствия и избавление от некоторых заболеваний;
- лучшее понимание людей и, как следствие, возможность иметь другой уровень
общения;
- нередкое присутствие чувства гармонии с окружающим миром.
Почему же НЛП при таких возможностях не овладело массами?
Причин можно указать много, но главная из них состоит в следующем. То,
что техники универсальны и эффективны, можно убедиться, только овладев
ими. Никакого строгого теоретического обоснования и идеологической базы
у НЛП нет. Многим перед приемом незнакомой пищи необходимо знать, как
и из чего ее приготовили. У НЛП есть только набор пресуппозиций, являющихся
эффектными метафорами и помогающих освоить некоторые основные принципы
работы. Автора постоянно подмывает добавить к ним десяток - другой своих
и , таким образом, внести свою лепту в общую путаницу. Тех, кто практикует
НЛП, это нимало не смущает. Для тех, кто мало с ним знаком, это удобный
повод игнорировать революционный характер получаемых результатов.
В данной работе предпринята попытка синтеза универсальной модели, объясняющей
принципы действия техник НЛП. Автор давно подозревал, что при желании
можно обосновать что угодно с каких угодно позиций. Поэтому в основу были
положены некоторые идеи, изложенные К. Костанедой, и некоторые соображения,
опубликованные отцами НЛП. Непосредственным толчком для написания предлагаемого
вашему вниманию труда послужили несколько страниц из работы [1].
Глава 1. Структура личности
Основоположники, их близкие
ученики и последователи имеют западное классическое медицинское или психологическое
образование. В книгах по НЛП практически отсутствуют религиозные и идеалистические
понятия, такие как душа, Бог, загробная жизнь, реинкарнация и т.п. При
описании внутреннего мира человека ими используются общепринятые понятия
из психологии и физиологии, хотя лишь часть техник может быть обоснована
с этих точек зрения. Да они и не особенно стремились к таким объяснениям,
используя очень плодотворный подход к объекту воздействия как к черному
ящику. Не важно, как он устроен, важно, как он работает. Понимание происходящего
наступает в процессе НЛП - практики.
Как любая новая отрасль знания, НЛП обросло своей специфической терминологией.
Обычно книги по данной тематике сопровождаются словарем терминов и понятий.
Большинство из них англоязычны и лишь часть их них имеет точные аналоги
в русском языке. Тем не менее, и в данной работе они используются. Их
значение можно найти в работах [1, 5-12].
Собственно обучение НЛП происходит на практических семинарах, где обоснование
техник дается в необходимом минимальном объеме и зависит от личных взглядов
обучающего. Поэтому часто между учениками разных руководителей возникают
смысловые недоразумения.
При желании преподавать НЛП можно с любых идеологических позиций. "Фантиком
для конфеты" может выступать что угодно: постулаты материализма или
любой религии; духовные, эзотерические и шаманские практики; особенно
эффективен ореол магии. Опытный НЛП - оператор выбирает идеологическую
обертку в соответствии с взглядами клиента, что позволяет объяснить принцип
действия техник с приемлемых для него позиций. Существующий негативный
шлейф вызвали попытки дилетантов преподнести НЛП как вариант "психотронного
оружия для массового зомбирования населения". Подобная ахинея говорит
о полном непонимании главного условия эффективности техник - петли обратной
связи, о чем еще будет сказано ниже.
Предлагаемая концепция, не противоречит ни каким течениям философии и
религии. При ее составлении автор старался руководствоваться принципом
Акама: не использовать понятия, без которых можно вполне обойтись. Основополагающие
понятия вводятся при обязательном их смысловом определении.
Предварительная информационная структура живого существа
В течение всей своей культурной
истории человек пытается понять, что он собой представляет, и каково его
место во вселенной. В конечном счете, именно эту цель преследуют религия,
философия и естественные науки. Исключая крайние тенденции, спор идет
о соотношении в человеке материи и духа. В последнее время к этим фундаментальным
понятиям стали добавлять еще два - энергию и информацию, как свойства
и материального и идеального. Поскольку эти термины ниже будут часто использоваться,
рационально дать им точные определения [2].
Энергия - 1) общая мера различных видов движения и взаимодействия; одни
виды Э. могут превращаться в другие в строго определенных количественных
соотношениях; при всех превращениях Э. общее количество ее не изменяется;
2) деятельная сила, настойчивость, решительность в достижении поставленной
цели.
Информация - 1) сообщение о чем-либо; 2) сведения, являющиеся объектом
хранения, переработки и передачи; 3) в математике, кибернетике - количественная
мера устранения неопределенности (энтропии), мера организации системы.
И. - есть фактор управления во всякой самоорганизующейся системе, и служит
причиной ее целенаправленных изменений (информационная причинность).
Энтропия - 1) одна из величин, характеризующих тепловое состояние тел
или системы тел; мера внутренней неупорядоченности системы; при всех процессах,
происходящих в замкнутой системе, Э. или возрастает (необратимые процессы),
или остается постоянной (обратимые процессы); 2) в теории информации -
мера неопределенности ситуации (случайной величины) с конечным или четным
числом исходов, например, опыт, до проведения которого результат в точности
не известен.
Таким образом, человек может быть описан, как самоорганизующаяся замкнутая
система, составные элементы которой (органы, клетки и молекулы) - материальные
носители энергии и информации. Информация есть причина всех изменений,
происходящих в организме и психике, фактор их самоорганизации и управления.
Похожее описание человека, как энергоинформационного существа, дано у
Карлоса Костанеды, утверждавшего, что "человек - это воспринимающий
сгусток чистой энергии". Автор, используя такой подход,
предлагает ввести структуру личности на основе последовательности ввода,
обработки, хранения и вывода информации, абстрагируясь от ее материальных
носителей.
Толчком для составления структуры личности послужила работа Роберта Дилтса
[1], глубокого специалиста в области теории и практики НЛП. В ней он предложил
использовать в НЛП понятия поверхностных и глубинных информационных структур,
предложенных Наумом Хомским и развитых Гюнтером Стентом. Последний является
автором понятия "структурализм", выдвигаемого в качестве решения
непримиримого конфликта между материализмом и идеализмом. По мнению Р.
Дилтса и Г. Стентона, для человека "реальность является набором информационных
структур, полученных путем трансформации первичных данных о мире".
Преобразование первичных данных в структуры включает в себя процессы избирательного
опущения, искажения или обобщения информации. Таким образом, сознание
не может, в точном смысле этих слов, ни полностью отражать (материализм),
ни конструировать (идеализм) реальность. Первичные данные о мире приобретают
для человека смысл и значимость только после ряда операций, которые преобразовывают
их в нечто, соотносящееся с ужу существующими в нем структурами. Последние
образовываются из информации, освоенной и присвоенной в результате предыдущего
опыта. Р. Бэндлер и Дж. Гриндер в своей книге "Структура магии"
использовали две градации информационных структур - глубинные и поверхностные,
обращая особенное внимание на то, как поверхностные структуры (речь, мимика,
жесты) отражают глубинные (идеи, эмоции, убеждения и ценности). Вместе
с тем отмечается, что существует много уровней последовательно более глубоких
структур в строении и организации различных систем.
Излагаемый далее материал является результатом влияния этих взглядов.
Возможные ошибки и несуразицы полностью ложатся на совесть автора.
Рационально подразделять все структуры по степени трансформации первичных
данных о мире на поверхностные, промежуточные и глубинные. Входные поверхностные
структуры осуществляют предварительную обработку информации, поступающей
от органов чувств, выходные - сообщают ее другим людям. Промежуточные
структуры обрабатываю данные с целью передачи их глубинным элементам,
и вырабатывают ответную реакцию. Глубинные структуры осуществляют накопление
и обобщение жизненно важных данных...
...Разработка детализированной структуры человеческой личности требует
расширения понятийного ряда. Вполне естественным представляется использование
общепринятых понятий психологии и физиологии. Так же важна и оптимальная
степень ее детализации. Желательно учесть главные элементы, но их большое
число резко снижает наглядность и затрудняет понимание основных взаимосвязей.
Большинство вводимых понятий являются общепризнанными, тем не менее, рационально
дать им точное определение. Формулировки даются либо из "Большой
медицинской энциклопедии" [3], либо из основополагающих работ по
НЛП [1, 5-12]. Там, где нет ссылок на источники, определения даются в
авторской формулировке.
На рис. 2 показан вариант детализированной структуры человеческой личности.
Процесс ее формирования в данной работе не приводится. Отдельно обозначены
поверхностные, промежуточные и глубинные структуры.
Элементы структуры ввода и
обработки информации
Входные поверхностные структуры
Органы чувств - морфофункциональные образования, обеспечивающие восприятие
различных раздражений, действующих на организм человека и животных. На
основе о.ч. строятся разнообразные ощущения (вкус, зрение, обоняние, осязание,
слух). Основными элементами, определяющими специфику того или иного о.ч.,
являются рецепторы [3].
Очевидно, что о.ч. человека способны реагировать на очень небольшую часть
элементов внешнего мира. Диапазон восприятия может быть расширен за счет
специальных приборов, преобразующих недоступные человеку данные в доступные.
Таким образом, о.ч. - это фильтры, выделяющие, опускающие и искажающие
входную информацию. Вместе с ощущением и восприятием образуют входную
поверхностную структуру.
Ощущение - субъективное отражение отдельных свойств предметов и явлений,
непосредственно воздействующих на о.ч., обеспечивает ориентировку организма
в окружающей среде [3].
Восприятие - психический процесс отражения действительности, формирующий
субъективный образ объективного мира, чувственный образ предметов и явлений
внешнего мира [3].
Хотя два последних определения чисто материалистические и не вполне соответствуют
понятиям структурализма, они в целом могут быть приняты. В работах по
НЛП вкус, обоняние и осязание принято объединять в общую группу кинестетических
ощущений (К). Остальные ощущения принято обозначать как визуальные (В)
и аудиальные (А). Каналы прохождения А, В и К информации автономны, но
могут и взаимодействовать. Принято считать, что более 2/3 информации поступает
по видеоканалу, меньше трети - по аудио, остальное занимает запах, вкус
и телесные ощущения.
Для дальнейшей обработки входная информация должна какое-то время сохраняться.
С этой целью используется кратковременная (оперативная) память. Всем известны
эффекты продолжения "звучания" закончившихся звуков и "видение
изображений" быстро исчезнувших объектов. Последнее обстоятельство
и делает возможным существование кино и телевидения.
Следует отметить избирательность
органов чувств, разделяющих фоновую и актуальную информацию. Обычно актуальными
являются воздействия с большой скоростью изменения интенсивности сигнала
(вспышка, хлопок, ожог и т.п.). Фоновая
информация так же может быть воспринимаема при фиксации фокуса внимания
на данном канале входа данных. Считается, что одовремено человек способен
воспринимать 7 2 единицы информации. В данном случае под единицей понимают
комплекс ощущений, на котором может быть сфокусировано внимание.
Таким образом, входная поверхностная структура человека осуществляет взаимодействие
с поверхностными структурами объектов внешнего мира за счет целенаправленного
опущения, искажения, кодирования и накопления информации, с последующей
передачей ее промежуточным структурам.
Входные промежуточные структуры
В промежуточных структурах
происходит установления соответствия между текущими данными и хранимыми
в долговременной памяти на основе причинно-следственных связей и выделения
существенных аналогий (ассоциаций). Так ни разу не обжигавшийся ребенок
может схватиться за горячий утюг. Впоследствии пережитое ощущение он может
ассоциировать с формой, цветом, запахом, издаваемым звуком и другими признаками
опасного предмета.
В соответствии с тремя выделенными входными каналами можно ввести три
входных промежуточных структуры. Для К канала это эмоции, для В канала
- воображение, для А канала - мышление.
Эмоции - субъективные состояния человека и животных, возникающие в ответ
на воздействие внешних и внутренних раздражителей и проявляющиеся в форме
непосредственных переживаний. Биологическое значение э. определяется их
оценочной функцией, вследствие которой организм стремится заблаговременно
и быстро реагировать на изменение окружающей среды, мобилизовать энергетические
ресурсы, необходимые для действий, направленных на удовлетворение непосредственных
потребностей [3]. Э. проявляются в виде ощущений. Особенно следует отметить
свойства этой промежуточной структуры анализировать входную информацию
и преобразовывать ее в энергию Эмоциональный блок служит для быстрейшего
преобразования потребностей в действие. Блокировать э. могут воля и частично
мышление.
Как следует из определения, блок осуществляет эмоциональный анализ текущих
и прошедших ситуаций. Наиболее характерны эмоциональное выделение и искажение
информации. э. также сильно влияют и на ощущение, восприятие и органы
чувств, заставляя их вносить дополнительные искажения.
Непосредственно с эмоциями связана глубинная структура эмоциональной и
кинестетической памяти (Э. и К.). Эмоции характеризуются резким изменением
энергетического состояния психики, поэтому они легко запоминаются и легко
извлекаются из памяти. Многие забытые воспоминания просто извлечь, попросив
вспомнить свои ощущения и эмоции в тот промежуток времени.
Эмоциональная и кинестетическая память близко сопрягается с понятиями
подсознания и бессознательного, так как в ней хранятся нереализованные
потребности и неразряженные эмоции (импринты). Как и любая глубинная структура,
она характеризуется большой инерционностью, вся хранящаяся в ней информация
рассматривается как здесь и сейчас. Поэтому воздействие на э. и к. память
должно производиться осторожно. Внешняя активизация импринта вызывает
такие же эмоции, что и в момент его возникновения, а его разрядка сопровождается
либо сильной релаксацией, либо нервной дрожью (НЛП). Непосредственно с
э. и к. памятью. связана другая, более глубинная структура - витальность.
Витальность - "жизненная сила", энергия, прилагаемая для реализации
генетической программы развития, поддержания в оптимальном состоянии и
защиты организма и социума, в котором он существует [3]. Это самая таинственная
глубинная структура, поскольку она тождественна аристотелевской этелехии
(нечто, в самом себе несущее цель). С материалистической точки зрения
это генетическая память, недоступная сознанию. С религиозной точки зрения
она частично соотносится с понятием "душа". В. - наиболее глубокая
информационная структура, первопричина возникновения остальных структур.
В литературе по НЛП отсутствуют факты непосредственного воздействия на
в., только опосредовано через эмоциональную память, убеждения и верования.
В кинестетическом блоке структур в. отвечает за идентификацию организма
(иммунная система) и личности.
Очевидно, что кинестетический блок наиболее тесно связан с выходной промежуточной
системой физиологических функций и отвечает за психические и психосоматические
заболевания. Его можно охарактеризовать как животную часть человеческой
личности.
Вторая входная промежуточная структура связана с визуальным каналом ввода
информации и кодирована как воображение.
Воображение - психический процесс создания человеком новых образов на
основе имеющихся (старых) путем их преобразования. Различают произвольное
и непроизвольное в., а так же воссоздающее и творческое. Воссоздающее
в. появляется при необходимости воссоздать представление об объекте по
его описанию. Творческое в. характеризуется самостоятельным созданием
новых образов [3]. В. позволяет анализировать текущие данные на основе
причинно-следственных связей и аналогий и прогнозировать будущие события.
в. связано не только с визуальным, но и с аудиальным и кинестетическим
каналами ввода информации, так как можно "вообразить" ощущения
и звуки. В. может приводить к аберрациям (обману зрения) и к позитивным
и негативным галлюцинациям. С в. связана глубинная структура визуальной
памяти (В). В целом, память является единой структурой, но в силу разделенности
входных каналов К, В и А информации, она имеет сложное строение. Существуют
воспоминания, легко воспроизводимые визуально, но без сопровождающих звуков.
Причем, если эти воспоминания всплывают, как набор слайдов, звук не удается
восстановить и с помощью синестезии (НЛП).
Информация, хранящаяся в визуальной памяти, имеет много субмодальных параметров,
некоторые их них являются критическими с точки зрения кодировки эмоций
(НЛП).
Непосредственно с воображением и визуальной памятью связана глубинная
структура творчество.
Третья входная промежуточная структура связана с аудиальным каналом и
названа мышлением. Мышление - высшая форма активного отображения объективной
реальности, состоящая в целенаправленном опосредованном и обобщенном познании
человеком существенных связей и отношений вещей. М. возникает в процессе
общественно-производственной деятельности и протекает преимущественно
в форме понятий и категорий, в которых закреплен и обобщен социально-исторический
опыт человечества. Опираясь на чувственное познание, м. преобразовывает
его, позволяя получить знания о таких свойствах и отношениях объектов,
которые недоступны ощущению и восприятию. Позволяет проникать в закономерности
природы, общества и самого мышления [3].
Не очень удачное определение, попробуем дать иное. Мышление - промежуточная
структура человеческой личности, взаимодействующая с промежуточными информационными
структурами людей и материальных объектов, позволяющая восстановить аспекты,
частично опущенные или искаженные органами чувств, ощущением и восприятием.
Основным инструментом м. является логика, привнесенная в процессах воспитания,
обучения, самообразования и социально-трудовой деятельности. М. заключается
в целенаправленном оперировании словами, понятиями, символами, знаками,
образами, музыкальными фразами, изображением, движениями и жестами с целью
восстановления или выявления недостающей информации.
Глубинные структуры
Непосредственно с мышлением связаны следующие глубинные структуры: аудиальная,
словесная и понятийная память (А, СиП), карта, культура и искусство (КиИ).
Аудиальная, словесная и понятийная память - отдел долговременной памяти,
хранящий информацию, преобразованную мышлением.
Карта - представление о внешнем и внутреннем мире, составленное на основе
данных, присутствующих во всех промежуточных и глубинных структурах человека.
Топология карты тесно связана с противоречивыми и даже взаимоисключающими
убеждениями и верованиями, сформированными на основе впечатлений от личного
опыта, а не на базе строгих логических построений. Карта ограничивает
территорию известного и, как правило, является ограничителем свободы выбора
поведений и переживаний человека. Кастанеда называл ее "тональ":
" Наш разум заставляет нас забыть, что описание - это только описание,
и, проще чем осознать это, человеческие существа заключают себя в заколдованный
круг, из которого они редко вырываются в течение отпущенного им времени
жизни". Целостной карты у человека, как правило, не бывает. Есть
целый "атлас" для разных ситуаций и жизненных тем.
Культура - степень общественного, умственного и нравственного развития,
присущая кому-либо [3]. В определенном смысле к. - это социальная "карта"
человека, степень его социальной адаптации.
Искусство - художественный способ описания внешнего и внутреннего мира
с помощью слов, звуков, изображений и движений, результат художественного
(чувственно-ассоциативного) творчества. И. тесно связано с глубинными
структурами воображения, памяти, убеждений и верований, а так же с выходной
промежуточной структурой - творчеством. И. - особый способ мышления.
Самыми глубинными структурами в аудиальном (сознательном) блоке являются
убеждения и верования. Убеждения - идеи, которые мы считаем верными и
используем в качестве основы для повседневных действий. Любое у. имеет
в своей основе воспоминание об одном или нескольких реальных или выдуманных
событиях. у. могут быть как побуждающими, так и ограничивающими (НЛП).
В отличие от верований, у. менее инерционны, и могут быть изменены или
преобразованы.
Творчество - глубинная структура, позволяющая преобразовывать имеющуюся
в человеке информацию в новую. В отличие от мышления, направленного на
частичное восстановление вводимых данных о внешнем мире, творчество восстанавливает
и преобразует информацию, хранимую в глубинных структурах человека. Т.
- альтернативный способ мышления и не контролируется сознанием.
Верование - основополагающие убеждения, духовность, уровень ответов на
метафизические вопросы о добре и зле, жизни и смерти. В. не имеет логической
структуры, ее постулаты не требуют обоснования, это наиболее глубинный
анализ жизненной информации. В. - наиболее глубинная структура "человеческой"
части личности, фундамент ее существования. В некотором смысле содержит
все, чем мы являемся, и что делаем, но не сводится ни к одной из этих
вещей (НЛП). В. очень инерционно и не поддается логическим доводам, является
центром идентичности мыслительных структур. Значительные изменения в этом
блоке всегда связаны с сильными душевными переживаниями и затрагивают
витальность.
Со структурами аудиального блока тесно связана выходная промежуточная
структура транслятора.
На рис. 2 стрелками показаны взаимодействия (обратные связи) отдельных
элементов между собой. Наиболее сильные взаимовлияния между структурами
одного уровня. В целом можно говорить о единстве отдельно поверхностных,
промежуточных и глубинных структур, а их обособленность связана с разными
сроками возникновения
(с точки зрения развития человека как вида) и определенной специализацией
обработки и хранения информации.
Промежуточные структуры, как входа, так и выхода информации, могут быть
объединены понятием "внутренний мир" На каждой из них может
быть сосредоточен фокус внимания, тогда как глубинные структуры доступны
вниманию лишь частично, да и то при использовании специальных стратегий.
Сосредоточение фокуса внимания на поверхностных структурах ввода информации
принято называть аптаймом (чистое восприятие), глубокое погружение в себя
- даунтаймом (разновидность трансового состояния).
Промежуточные структуры вывода информации
(структуры принятия решения)
Источником выводимой человеком информации является внутренний мир, объединяющий
физиологические функции, эмоции, воображение, мышление, навыки и умения,
транслятор. Все перечисленные элементы это промежуточные структуры ввода-вывода.
Физиологические функции - формы деятельности, характерные для живой структуры
на клеточном, тканевом, органном и системном уровнях, а также на уровне
целостности организма. Основной ф.ф. живой структуры на любом уровне является
постоянный обмен веществ и энергии, с которым связаны такие проявления
жизнедеятельности, как рост, развитие, размножение, питание, дыхание,
движение [3]. В данной конкретной схеме ф.ф. учитывают взаимосвязь информационных
элементов с их материальными носителями. По сути дела это первоочередные
и безусловные программы действий в соответствии с сигналами, поступающих
от внешних и внутренних рецепторов, и осуществляющие непрерывное функционирование
организма. ф.ф. - "животная" часть человека, включающая в себя
инстинкты и рефлексы.
Инстинкт - целенаправленная деятельность, обусловленная врожденными механизмами
и совершаемая под влиянием биологических потребностей, информационный
опыт предыдущих поколений по удовлетворению основных потребностей [3].
Рефлекс - изменение активности организма в ответ на раздражение рецепторов.
Различают безусловные и условные рефлексы [3].
Навыки и умения - готовые программы действий человека, приобретенные в
процессе обучения и социальной деятельности, сложные рутинные действия,
не требующие непрерывного контроля сознания. Эти понятия тесно связаны
с понятием субличности.
Транслятор - промежуточная структура вывода словесной информации, понятие
дается впервые. Т. тесно связан с понятием субличность (см. ниже). Т.
- безличный механизм, позволяющий преобразовывать несловесную часть информации,
содержащуюся в промежуточных и глубинных структурах, в вербальную с целью
превращения ее в осознанное намерение или потребность. Т. осуществляет
связь субличностей между собой и с сознанием, озвучивает "внутренний
диалог" человека, преобразовывает эмоции непосредственно в слова
и междометия. Плохо контролируется сознанием, хотя и пользуется некоторыми
его структурами.
Выходные поверхностные структуры
Потребности, намерения и стремления образуют область оперативной памяти
вывода информации.
Потребность - настоятельное желание сделать что-либо. Причиной возникновения
п. являются физиологические функции и эмоции.
Намерение - менее побудительно, чем потребность и направлено на более
сложный вид деятельности. Причиной н. могут быть физиологические функции,
эмоции, воображение, мышление и интуиция.
Стремление - желание добиться какой-нибудь сложной цели, требующей для
своего достижения длительного времени и совокупности разных действий.
Побудительными причинами с. могут быть все промежуточные структуры.
Потребности, намерение и стремление могут иметь отложенный статус или
быть вообще нереализованными. В последнем случае они переходят в долговременную
эмоциональную память, сохраняя всю свою побудительную энергию. Порядок
их реализации, откладывания или вытеснения осуществляет более близкая
к поверхности структура. Она включает в себя приоритеты, волю и планирование.
Приоритеты - определяют порядок удовлетворения потребностей и намерений
в соответствии с их актуальностью и адекватностью окружающим условиям.
Воля - особая форма активности человека, которая состоит в осуществлении
действий, направленных на осознанную цель и связанных с усилиями, требующимися
для преодоления внешних и внутренних препятствий на пути к цели [3]. Воля
может, как ускорять реализацию п., н. и с., так и откладывать или отклонять
их осуществление. В. представляет собой сознательный контроль действий,
осуществляемый разными структурами (мышлением, культурой, убеждениями
и верованием).
Далее перечисляются собственно поверхностные структуры вывода информации.
Они включают в себя психофизические состояния, сигналы доступа, действия
и движения, поведение, речь и другие способы кодирования информации.
Психофизические состояния - специализированные состояния психики и соответствующих
физиологических функций, необходимые для выполнения конкретных действий.
Определяются взаимосвязью (цепочкой) глубинных, промежуточных и поверхностных
информационных структур, находящихся в данный момент в активизированном
состоянии. Примером п.с. могут служить транс, сон, отдых, наркотическое
опьянение, физическая деятельность, выполнение стандартных видов деятельности,
в том числе производственных функций и т.д. В любой момент времени человек
находится в конкретном п.с., которое определяет интенсивность и адекватность
его действий.
Сигналы доступа (СД) - соматические (телесные) реакции, отражающие внутренние
психические процессы. Включают в себя: позу, жесты, частоту дыхания и
пульса, изменение цвета кожи, движение глаз, особенности речи и т.п. (НЛП).
С.д. - свидетельства физиологического и эмоционального состояния человека,
фиксации внимания на той или иной структуре внутреннего мира, не контролируются
сознанием и служат эффективной обратной связью при общении.
Действия - простые или сложные движения, позволяющие удовлетворить потребности
и намерения. Различают рефлекторные д., как ответ на внешнее воздействие,
и целенаправленные д., побуждаемые процессами внутреннего мира.
Поведение - социально значимые действия по отношению к другим людям, стандартные
паттерны общественного поведения. П. тесно связано с культурой человека
и его эмоциональным и психофизическим состоянием.
Сообщение - словесная или иным образом кодированная информация (звуками,
жестами, движениями, рисунками и схемами, написанными символами и т.п.),
предназначенная для передачи другим людям.
Хотя почти все элементы структуры личности, изображенные на рис. 2, получили
свое определение, остались еще несколько важных понятий. Это душа, совесть,
интуиция, "Я" и субличности. Структурализм не отрицает и не
утверждает наличие экзистенциальных и трансцендентных свойств у человека.
Если следовать принципу Акама, то для вводимой структуры эти понятия не
являются обязательными. Тем не менее, из уважения к любым религиозным
и эзотерическим взглядам, в схеме введена глубинная структура "духовность",
ее можно наполнять разным смыслом. Наряду с витальностью и верованием,
она является наиболее глубинной структурой внутреннего мира человека.
К ее проявлениям можно отнести такие феномены, как совесть, "безмолвное
знание" и откровения, получаемые из неизвестного источника, знание
собственной миссии в этой жизни и т.п. Все зависит от личного опыта конкретного
человека. Атеисты могут некоторые из перечисленных понятий отнести к витальности
и верованию, а могут и объединить все три структуры в одну - интуицию.
Интуиция - способность непосредственного постижения истины, без предварительных
рассуждений и доказательств. Понятие "интуиция" охватывает довольно
широкий круг психических явлений, которые характеризуются непосредственностью,
озарением новой идеей в процессе познания и творчества, молниеносным "схватыванием"
сути дела и несомненным участием подсознания [3]. Близким по смыслу является
термин Кастанеды "безмолвное знание". И. характерна невербальным
способом оперирования информацией и проявляется как чувство или ряд внутренних
образов.
Таким образом, структурирование наиболее глубинных структур личности зависит
от самих этих структур конкретного человека.
Остается открытым вопрос, а где в схеме место для самоосознания, где собственно
"Я" и что это такое. Самоосознание не может быть тождественно
все структуре личности в целом, так как ее отдельные элементы могут быть
активными или пассивными. Мы же свое "Я" ощущаем как константу,
всегда тождественную себе, не зависимо от возраста и психофизического
состояния. Даже во сне мы отличаем "Я" от "не-Я".
Точно также, ни один элемент структуры не может быть отождествлен с этим
понятием. Даже душа, если признать ее существование, не равна самоосознанию.
Иначе придется признать, что она, частица вселенского Духа, ответственна
за все творимые нами мерзости.
У Карла Кастанеды, описывавшего человека, как энергетическое (информационное
- авт.) яйцо, есть понятие точки сборки - некоего узла, активизирующего
внутренние энергетические волокна в соответствии с проходящими через него
внешними энергетическими пучками. В зависимости от того, какие внешние
энергетические волокна проходят в данный момент через точку сборки, она
сдвигается и активизирует внутренние потоки энергии. По аналогии предлагается
ввести понятие "фокуса внимания" - некоего подвижного центра,
активизирующего определенную совокупность информационных структур человеческой
личности. Его положение определяется состоянием внешних и внутренних потоков
информации. При их соответствии, фокус внимания имеет фиксированное положение,
при рассогласовании он смещается, пытаясь найти оптимальное положение.
Каждый человек имеет конечное число точек фиксации, которые так же можно
назвать психофизическими состояниями. Ригидные личности имеют минимальное
количество таких состояний, гибкие - гораздо большее число. Различные
психофизические состояния могут проявлять полярные черты личности, создавая
впечатление абсолютно разных людей. Часто человек в одном состоянии не
помнит, что он делал в другом резко измененном (Джекил и Хайд).
Если внешний поток информации не может быть согласован ни с одним положением
фокуса внимания, человек впадает в трансовое состояние, ступор или вынужден
полностью игнорировать поступающие данные. С этой точки зрения быстрый
(парадоксальный) сон может быть описан, как мелкие хаотические колебания
фокуса внимания, случайным образом активизирующие некоторые информационные
структуры личности (чаще всего память и эмоции).
Фокус внимания может разделяться на две, три и более частей. Самый известный
пример - Юлий Цезарь, умевший делать несколько дел одновременно. Это обстоятельство
объясняет состояния ассоциации (человек "изнутри" себя чувствует
и воспринимает происходящие события или воспоминания), диссоциации (смотрит
на себя со стороны, практически не испытывая эмоций), двойной диссоциации
(видит себя, смотрящим на себя - другого). Собственно моменты самоосознания
- это диссоциированное состояние, когда разделенные половинки фокуса внимания
фиксируются друг на друге.
Расщепление фокуса внимания вызывает необходимость введения понятия "субличность".
В НЛП принят несколько иной термин - "часть личности". На взгляд
автора он не очень удачен, так как подразумевает некоторую ущербность
и неполность. В НЛП наличие частей личности постулируется и ни чем не
обосновывается.. предполагается, что они автономны, самодостаточны, имеют
свою функцию и цель, в ряде случаев могут конфликтовать между собой, не
контролируются сознанием.
Для каждой части личности можно выявить метацель - сущностное состояние
[9]. О своих функции, цели и сущностном состоянии они могут сообщать сознанию
вербально, в виде образов и ощущений или кинестетическими сигналами двоичного
кода "да" и "нет". В любом случае они понимают вербальную
информацию, используя транслятор. Разделение личности на части есть и
в психоанализе и в гештальте. В НЛП пошли дальше ни чем не ограничивая
их число, но и ни как их не структурируя.
На основе введенных понятий субличность можно охарактеризовать следующим
образом. Это устойчивая связь между элементами структуры личности, созданная
для достижения постоянно возникающих целей, требующих стандартных (хорошо
освоенных) действий. Вследствие необходимости выполнения нескольких дел
одновременно, субличности могут функционировать одновременно, отвечая
за конкретные цели. Это достигается расщеплением фокуса внимания. Субличности
могут использовать одни и те же информационные структуры, но в разном
сочетании и в разной степени их активизации. Некоторые субличности имеют
двухсторонний доступ к транслятору (безличностному механизму словесной
кодировки) с целью превращения собственных нужд в потребности и намерения
личности.
Если действия одной субличности мешают или прерывают действия другой,
возникает внутренний конфликт, ощущаемый в виде негативных эмоций, образов
или внутреннего диалога (участников обсуждения может быть и больше двух).
Внешне конфликт субличностей может выражаться в виде нерешительности,
нервозности, оговорок, неконгруэнтности, немотивированных вспышек эмоций
и т.п.
Функционирование субличности возможно только при определенных психофизических
состояниях. Поэтому не все субличности могут активизироваться одновременно.
Их существование имеет очевидные плюсы: параллельное выполнение нескольких
дел, минимизация расхода психической и физической энергии. Так же есть
и ощутимые минусы: жесткая фиксация фокуса внимания резко ограничивает
внутреннюю свободу человека, "ритуальность" действий делает
его поведение резко детерминированным, конфликт между субличностями резко
снижает его самооценку и эффективность. Поэтому интеграция частей - очевидный
путь расширения и обогащения внутреннего мира.
Кастанеда утверждал, что возможны три принципиальные положения точки сборки
(фокуса внимания - авт.). Если она связывает соответствующие друг другу
внутренние и внешние энергии (информационные структуры) и такое соответствие
уже встречалось, то это известное. Если соответствие возникает в первый
раз и оно неполное - это неизвестное. Если соответствие в принципе невозможно
- это непознаваемое.
С этой точки зрения можно рассматривать интуицию, как субличность, имеющую
доступ непосредственно к самым глубинным структурам человека и вселенной.
Мышление воспринимает данные интуиции как "неизвестное", хотя
и извлеченное из недр личности.
Таким образом, можно заключить, что для человека познаваемое огромно,
но не безгранично. Такой подход не отрицает ни материализм, ни идеализм.
В материализме лишь ставится под сомнение постулат о том, что человек
отражает внешний мир, и тот полностью познаваем. Вместо этого утверждается,
что человек приводит в соответствие свои промежуточные и глубинные информационные
структуры с аналогичными во внешнем мире. Также вводятся рамки познаваемости
Вселенной.
В идеализме не отрицается постулат о существовании нематериального Духа,
ибо информация может считаться автономной от ее материального носителя
и быть свойством, как материи, так и идеального. Отрицается лишь постулат
о примате духа над материей.
В конце главы рационально оценить достоинства и недостатки предложенной
структуры личности и нового понятийного ряда.
Собственно схема на рис. 2 является типичной "картой" внутреннего
мира. И, как таковая, она лишь частично ему соответствует. Наименование
структур условно, как и их обособление. Как уже упоминалось, память едина,
но имеет несколько каналов ввода-вывода информации. Причем кодировка,
"сжатие" и вызов хранимой информации для А, В и К систем различны.
Каждая репрезентативная система имеет свои критические субмодальности
и может быть ведущей или референтной. Поэтому структуру личности можно
условно поделить на три части - кинестетическую, визуальную и аудиальную.
Распределение информационных структур по "глубине" соответствует
их очередности при обработке информации и "инерционности" -
скорости происходящих изменений. Разделение промежуточных систем произведено
в соответствии с методами обработки данных. Очевидно, что физиологические
функции, эмоции, воображение, мышление, навыки, умения и речь базируются
на разных принципах, имеют разную скорость и глубину анализа. Они могут
функционировать последовательно (за счет разной скорости) и параллельно
(комплексный анализ). У конкретного человека тот или иной способ анализа
может быть преимущественным.
Наиболее тесные взаимосвязи существуют между структурами одного уровня
(горизонтальные связи), что не исключает обширной вертикальной связности
у субличностей. Для конкретных целей общая структура личности может быть
укрупнена или детализирована на выше описанных принципах. Ее элементы
и их взаимосвязи могут дополняться и модифицироваться. Сама структура
не должна являться самоцелью, она вводится и используется в чисто утилитарных
целях.
Новый понятийный ряд, как и сам структурализм, на данный момент являются
оригинальной и не до конца разработанной точкой зрения. Свежий взгляд
на известные вещи помогает получить новую и упорядочить старую информацию,
не отметая все предыдущее.
Предложенный подход имеет и очевидные недостатки. Он игнорирует материальные
носители информации, их особенности и принципы функционирования, учитывает
только конечный результат - скорость, последовательность и глубину проработки
данных. Показанные на схеме обратные связи введены чисто функционально
и не определяются как отдельные блоки, искажающие процессы обмена.
Глава 2. Стратегия коммуникации
Все техники НЛП могут быть
отнесены к трем группам.
1. Воздействие на других людей (передача информации из себя другому).
2. Воздействие на свой внутренний мир (из себя в себя).
3. Моделирование (из другого в себя).
Возможен еще один тип взаимодействия - с окружающим неживым миром (замкнутый
цикл: Я - мир -Я). Это разного типа "магические практики, используемые
в НЛП только косвенно.
К первой и второй группе относятся следующие глобальные техники: якорение,
рефрейминг, метафоры, работа с субмодальностями, использование линии времени,
достижения сущностного состояния, трансовые техники. Их применяют с целью
оптимизации взаимодействия информационных структур внутреннего мира, в
том числе и для "лечения" психосоматических заболеваний. Кавычки
употреблены потому, что в классическом понимании это не лечение, так как
не используются химические и биологические агенты. Обычно такое воздействие
принято называть психотерапевтическим. Все перечисленные техники имеют
одни и те же этапы:
а) присоединение и ведение;
б) воздействие на внутренний мир;
в) проверка на экологию (присоединение к будущему).
С рассматриваемой точки зрения присоединение это:
- определение положения фокуса внимания клиента, для чего оператор воспринимает
выходные поверхностные структуры собеседника (сигналы доступа, жесты,
психическое состояние, речь), для него это психическое состояние аптайма;
- смещение фокуса внимания оператора таким образом, чтобы его выходные
поверхностные структуры стали созвучны состоянию клиента, соответствие
промежуточных и глубинных структур необязательно и даже вредно.
Ведение:
- изменение состояния поверхностных структур оператора, заставляющее объединиться
и сместиться фокус внимания клиента в сторону его внутреннего мира;
- фиксирование нерасщепленного фокуса внимания клиента в требуемом положении
(состояние транса, даунтайма), при этом свой фокус внимания оператор возвращает
на поверхностные структуры клиента, поддерживая раппорт (петля обратной
связи).
Далее оператор выбирает и реализует подходящую технику НЛП, оптимизирующую
взаимодействие промежуточных и глубинных структур клиента, "считывает"
изменения, происходящие в его выходных структурах. В случае успешного
изменения это физическая релаксация и выражение удовольствия на лице,
либо нервная дрожь и потеря интереса к волновавшей до этого проблеме.
Экологическая проверка заключается в фиксации внимания клиента в зоне
воображения и эмоций для моделирования ранее проблемной ситуации в будущем.
Если его поверхностные структуры выдают прежний результат, то кардинальный
преобразований не произошло. Если изменения устойчивы, а ощущения позитивны,
значит, изменились взаимосвязи внутренних структур.
Введенная структура личности упрощает диагностику нерациональных связей
между ее элементами и помогает оператору выработать необходимый порядок
действий.
Применение техник НЛП к себе само по себе принуждает структурировать личность,
так как без этого неясно, как неразделимое "Я" может себя преобразовывать,
наводить транс и разряжать импринты. Введенный понятийный ряд ставит все
на свои места. Так как работа ведется не со всей личностью, а с ее элементами,
расщепленный фокус внимания позволяет консолидировать нужные "здоровые"
блоки в субличность - оператора. Этот процесс становится возможным при
некотором навыке иметь диссоциированное состояние. Действия субличности
отличаются от действия внешнего оператора в той части, где происходит
разделение фокуса внимания на объект и субъект. С этим и связаны основные
трудности и меньшая эффективность применения техник НЛП к самому себе.
Отдельного изучения требует вопрос о том, какие техники более приспособлены
к самоиспользованию, а какие - нет.
Третья группа техник - моделирование - совмещает особенности первых двух.
Обычно моделируется успешное поведение в конкретной области хорошо известного
человека. Позитивного результата можно достичь, если вы сможете переместить
свой фокус внимания на те же внутренние информационные структуры, что
и объект моделирования, а затем установите между ними такие же взаимосвязи
(порядок очередности взаимодействия, скорость и интенсивность обмена информацией).
Для этого требуется большая гибкость и умение сдвигать и точно фиксировать
свой фокус внимания. К слову, у Кастанеды процесс моделирования называется
сталкинг и играет важнейшую роль в упорядочивании и расширении внутреннего
мира.
На основе изложенного можно сформулировать концепцию эффективной стратегии
коммуникации. Одна из важнейших пресуппозиций НЛП звучит так: " Смысл
и цель любой коммуникации состоит в достигнутом результате". Любая
коммуникация (общение) всегда преследует определенную цель. Это может
быть побуждение собеседника совершить нужные вам действия или достижение
вами требуемого эмоционального и физиологического состояния (удовольствия,
расслабления и т.д.). если цель не достигнута, всегда виноваты вы, так
как неверно организовали обмен информацией. Ваша эффективность резко повысится,
если все претензии будете предъявлять только к себе.
Коммуникация может быть неудачной по следующим причинам.
1) Вы не синхронизировались с собеседником, отсутствует присоединение
и ведение. Это говорит о том, что вы собственный фокус внимания удерживаете
в собственном внутреннем мире, а не на поверхностных структурах партнера.
2) Вы сместили фокус внимания объекта в неправильное положение. Например,
он испытывает эмоции, вместо проведения логического анализа, или не заряжается
вашим энтузиазмом, подсчитывая свои убытки и неприятности.
3) Вы не зафиксировали его фокус внимания, и он выпал из раппорта из-за
ваших неправильных действий.
4) Вы выдаете неконгруэнтную (противоречивую, неискреннюю) информацию
своими поверхностными структурами. Он вас не понимает, подозревает некий
умысел и выпадает из синхронизма.
5) Вы все проделали удачно, но не сделали присоединения к будущему. У
него нет потребности осуществить нужные вам действия.
6) Побуждаемые вами действия резко расходятся с информацией глубинных
структур собеседника (культура, убеждения, верования), а вы не можете
их блокировать Главная проблема - в ваших глубинных структурах. Либо они
допускают то, что должны запрещать (отсутствие у вас конкретных этических
норм), либо они слишком ригидны и не позволяют вам должным образом синхронизироваться
и сместить свой фокус внимания в требуемое положение.
Следует помнить, что если ваши промежуточные структуры позволяют полностью
моделировать состояние аналогичных структур собеседника, вы никогда не
побудите его делать то, что для него (и вас!) неприемлемо. В этом состоянии
вы и он почти тождественны.
Рассмотрим, можно ли применять описанную стратегию коммуникации приобщении
с внешним миром в целом и неодушевленными предметами. Как уже отмечалось,
структурализм приемлет и материалистическое и идеалистическое описание
Вселенной, образуя некий информационный компромисс. Признавая эшелонированную
структуру личности, как информационного объекта, вполне естественно рассматривать
внешний мир аналогичным образом. Точно так же можно предположить, что
он относительно наблюдающего субъекта имеет поверхностные, промежуточные
и глубинные структуры. Поверхностными будем называть внешние проявления,
которые воспринимаются человеческими органами чувств и расширяющими их
возможности приборами. Промежуточными будем считать такие блоки информации,
которые могут быть познаваемы человеческими промежуточными структурами
(эмоциями, мышлением, интуицией и искусством). В социуме им соответствуют
науки, отрасли знаний, технологии, мировоззрения, культура. С точки зрения
познания промежуточные структуры более инерционны и обособлены, чем поверхностные.
К глубинным структурам вселенской информации будем относить все, что соответствует
понятиям глубинных структур человека. Очевидно, что информационные структуры
неживого в масштабе человеческого времени развиваются или деградируют
очень медленно, их взаимосвязи более стабильны и определены.
"Живая" информация от "неживой" отличается большей
плотностью, которая нарастает от поколения к поколению. Можно предположить,
что существует ее критическая плотность, превышение которой приводит к
самоорганизации неживого в живое.
Сейчас общепринятой гипотезой возникновения Вселенной является теория
"большого взрыва". Изначально существовала сингулярность - точка
с бесконечной плотностью массы и энергии, в которой не было ни времени,
ни пространства. Очевидно, что и плотность информации в ней тоже была
бесконечной. Если бесконечно плотная информация имела структуру, то во
всех отношениях ее можно назвать божественной. По неопределенной причине
возникли критические условия, и произошел "большой взрыв". Началось
время, появилось расширяющееся пространство, начали структурироваться
масса, энергия и информация. На определенном этапе сформировалась эшелонированная
структура информации. Со временем ее часть самоорганизовалась и возникла
жизнь. Ее отличительной особенностью является все возрастающая скорость
преобразования в противовес увеличивающейся энтропии. Все большая часть
жестких малоподвижных блоков информации превращается в живую структуру.
С появлением человека в нашей области пространства этот процесс нарастает
лавинообразно.
Признание свойства информации к самоорганизации непосредственно свидетельствует
о наличии у нее глубинных структур, которые, в зависимости от пристрастий,
можно назвать Богом, всеобщим законом мироздания, информационной матрицей
и т.д. Название не меняет сути явления.
С другой стороны гипотетическое преобразование "неживой" информации
в "живую" заставляет делать выбор из двух вариантов.
1. Все, что может придумать человек, уже существует или может существовать.
Тогда ложной информации вообще не существует. Бывает только локально ложная
информация в данном месте и в данное время. Это принцип неразрушимости
информации.
2. Преобразование "неживой" информации в "живую" сопровождается
генерированием (или принципиальным преобразованием) новой информации.
Долговременно существующей становится та ее часть, которая соответствует
уже существующим промежуточным и глубинным информационным структурам Вселенной.
"Неправильная" часть саморазрушается (информационная энтропия)
и не способна к самореализации. Это принцип эволюции информации.
Оба варианта не отрицают возможность осуществлять коммуникацию неживого
с живым (в том числе и со всей Вселенной). Принципиальная разница заключается
в том, что неживое не обладает фокусом внимания (самоосознанием). Доступность
"неживой" информации зависит только от готовности человека ее
принять и усвоить, преобразовав неизвестное в понимаемое. Познающий должен
уметь настраиваться на структуры неживого, действовать не вопреки, а согласно
с ними. Человек имеет возможность организовывать обстоятельства жизни,
а не только быть их жертвой. Речь идет не только и не столько о планировании,
сколько о воздействии "намерением".
Этот сложный термин использовал Кастанеда для объяснения магического взаимодействия
с Вселенной. " Во Вселенной существует неизмеримая, неописуемая сила,
которую шаманы называют намерением, и абсолютно все, что существует во
Вселенной, соединено с намерением связующим звеном... Безмолвное знание
- это не что иное, как прямой контакт с намерением". Намеревать могут
и Вселенная и человек. В этом они равновелики, намеренье познаваемо, и
ему необходимо следовать.
Предлагаемый метод общения с неживой природой гуманнее механистического
подхода материализма с полной познаваемостью мира и идеализма, при полной
непознаваемости Бога.
Глава 3. Структуры НЛП
В этой главе предпринята попытка
проанализировать наиболее известные техники НЛП с точки зрения способов
их воздействия на информационные структуры человека.
Начальный и конечный этапы всех техник одинаковы. О присоединении, ведении
и проверке на экологию было достаточно сказано во второй главе. Ниже анализируется
главная стадия - воздействие на внутренний мир.
Базовый принцип любой техники НЛП состоит в следующем. Так как клиент
осознал свою проблему, или хотя бы ее наличие, его сознание уже пробовало
исправить ситуацию и потерпело неудачу. Поэтому во всех методиках требуется
изолировать сознание клиента. Для этого необходимо консолидировать фокус
внимания объекта, переместив его либо в промежуточные кинестетическую
и визуальную зоны, либо не его же входные поверхностные структуры (состояние
аптайма). Если необходимо полностью нейтрализовать сознание, следует использовать
явные трансовые техники.
В ходе работы следует пресекать поползновения клиента к смещению или расщеплению
фокуса внимания. Иначе активизируются структуры логического мышления.
Для этого следует апеллировать к воображению и ощущениям. Тем более, что
происходящие в них процессы хорошо контролируются с помощью сигналов доступа.
Обратная связь должна быть непрерывной на протяжении всего сеанса.
Поскольку требуется нейтрализовать сознание, уместно дать ему определение.
Согласно БМЭ [3] сознание - целостная субъективная реальность, диалектическое
единство ее гносеологических (т.е. представляющих совокупность знаний),
ценностных и деятельно-волевых параметров. Структура с. имеет в своей
основе диалектическое единство противоположных отображений - внешнего
и внутреннего мира. Если следовать этому определению, сознание включает
в себя следующие структуры: мышление, словесную и понятийную память, карту,
убеждения, транслятор и волю. Это лишь часть элементов полной схемы, поэтому
сознание можно охарактеризовать как субличность, связанную с процессами
мышления. Характерным признаком сознания является его критический настрой,
так как в основе принципа мышления лежит логическая оценка правильности
информации. Вместе с тем, сознание не контролирует ни эмоции, ни творческий
процесс, ни физиологические функции. Оно даже не контролирует субличности,
частично использующие те же структуры.
Сознание может оценивать действия других субличностей, вступать с ними
в конфликт, не предлагая удовлетворяющие обе стороны решения. Широко распространено
заблуждение, что человек всегда находится в "сознании", и оно
тождественно "Я". Наоборот, чаще всего фокус внимания человека
находится в той или иной субличности, а сознание "спит".
Рассмотрим техники НЛП с изложенных выше позиций.
1. Якорение [5]. "Тяжелая артиллерия" НЛП. Используется как
самостоятельная или вспомогательная техника. Ее принцип заключается в
установлении жесткой связи между эмоциями, чувствами, ощущениями, образами,
психическим состоянием, субличностью с одной стороны, и кинестетическим,
визуальным или аудиальным входными сигналами с другой стороны. В основу
положен феномен Павловского условного рефлекса. Используется принцип установления
соответствия между внутренней и внешней информационными структурами. Если
вызвать из долговременной памяти какое-либо воспоминание и одновременно
подать К, А или В сигналы, то назад в память это событие запишется промаркированным
якорем. Следует заметить, что вся информация запоминается промаркированной
тем или иным образом, что обеспечивает ее быстрое извлечение, из "архива".
Якорение - это перемаркировка данных, осуществляемая по одному, двум или
трем входным каналам. Якорь можно "накачивать" - одинаково маркировать
несколько последовательно вызываемых из памяти однотипных воспоминаний.
Последующая активизация якоря извлекает их одновременно, складывая их
эмоциональные заряды. Долговременная память может самостоятельно перемаркировывать
аналогичные по какому-либо признаку события новым кодом - якорем.
Поскольку в этих процессах активизируется структура физиологических функций,
наиболее сильным является кинестетический якорь. Он срабатывает практически
мгновенно, так как связывает наиболее близко расположенные с точки зрения
прохождения информации поверхностные и промежуточные структуры (органы
чувств, оперативную память, в которой временно хранятся перемаркированные
воспоминания, и физиологические функции).
Наиболее показателен так называемый коллапс якорей. Человек физиологически
не может одновременно испытывать два антагонистических ощущения, например,
чувство тревоги и покоя. Если их по-разному заякорить, а затем одновременно
или быстро один за другим активизировать, то происходит схожий с аннигиляцией
процесс. Поверхностные выходные структуры одновременно проявляют оба типа
чувств, которые затем смешиваются и приходят к некоему среднему значению.
Если чувства были одинаковой интенсивности, то и их равнодействующая будет
близка к нулю. События, ранее промаркированные сильной негативной эмоцией,
становятся эмоционально неокрашенными. Если позитивный якорь был сильнее,
он разряжает отрицательные эмоции, окрашивая проблемное ощущение "своим"
чувством. Якорные техники крайне эффективны из-за их физиологической природы.
2. Рефрейминг [6]. Имеет несколько разновидностей: содержания, смысла,
контекста, шестишаговый, договора между субличностями, диссоциированных
состояний и др. Это вторая по силе воздействия техника НЛП. Рефрейминг
содержания, смысла и контекста близок по своему принципу к якорной технике.
Если какое-то регулярно повторяющееся событие или ситуация всегда маркируются
негативной эмоцией, то их можно перекодировать. Цепочка переживаний следующая:
повторяющееся событие -негативная эмоция - плохое самочувствие. Задействована
жесткая связь двух кинестетических структур -"эмоции" и "физиологические
функции". В эмоциональной памяти такие ситуации оценены и промаркированы
плохим чувством. Других способов реакции на подобные события нет.
Рефрейминг позволяет отменить безусловность негативного реагирования и
увеличит число способов ответных действий. Для этого оператор активизирует
у клиента воображение или мышление. Логические доводы могут в ряде случаев
блокировать или опровергнуть эмоциональный анализ таких событий. Все что
для этого следует сделать - это перефразировать ситуацию таким образом,
чтобы заново заставить эмоциональный анализ оценить ту же проблему, но
с радикально иной точки зрения. Задача оператора состоит в том, чтобы
найти такую точку зрения. Для этого есть ряд простых алгоритмов. Один
из них: "А как вам будет плохо, если это событие НИКОГДА не повторится!
Это будет значить, что вы кому-то не нужны, это кто-то умер и т.п.".
Отсутствие события маркируется более сильной отрицательной эмоцией, чем
его присутствие. Старая ситуация кодируется как допустимая или как нейтральная.
Шестишаговый рефрейминг и заключение договора между частями личности имеет
иной принцип действия. Работа ведется непосредственно с субличностями.
Напомним, что субличность - это устойчивое проявление цепочки информационных
структур человека в однотипных ситуациях, связанных с конкретными действиями
и устойчивым психофизиологическим состоянием. Формирование и обособление
субличности связано с необходимостью выполнения рутинных функций и обязанностей,
не требующих постоянного самоконтроля. Характерным примером может служить
субличность "водитель автомобиля", как правило, резко отличающаяся
от субличности "вежливый коллега". В силу узкой специализации,
часть личности обычно использует весьма малое число информационных структур,
набор усвоенных ею стереотипов поведения ограничен. Иногда субличность
вынуждена отвечать за ситуации, выходящие за рамки ее компетенции, неудачно
или неуместно используя свои обычные стереотипы. Поэтому результаты ее
деятельности маркируются негативными эмоциями и плохим самочувствием.
Естественно, что оценка и маркировка производится либо другой субличностью,
активизирующейся по окончанию действий первой, либо сознанием. Если в
предыдущем варианте рефрейминга корректировалась оценка ситуации, в данном
случае
изменяется ее процессуальная часть.
Шестишаговый рефрейминг заключается в усвоении субличностью новых стереотипов
поведения взамен неудачных. Новые варианты поведения вырабатывает творческая
структура, не предъявляя свои варианты сознанию. Отбор новых стереотипов
поведения производит сама субличность, она же, с помощью воображения,
осуществляет и присоединение к будущему - определяет, подойдут ли они
в гипотетических ситуациях и что будет служить толчком для их включения.
Важной частью шестишагового рефрейминга является сильное ограничение сознания
клиента, то есть наведение определенного транса. Некоторые субличности
не имеют доступа к транслятору, в этом случае оператору приходится общаться
с ней с помощью двузначных сигналов "да" и "нет".
Контакты части личности с творческой структурой клиентом никак не ощущаются,
о них он может судить только косвенно, по изменениям в его поведении или
путем признания им исчерпанности проблемы.
Техника заключения договора между конфликтующими субличностями не требует
использования творческой структуры, за исключением визуальной разновидности
рефрейминга [8]. Возможны два варианта действия оператора: он либо помогает
заключить между взаимопрерывающими друг друга субличностями "пакт
о невмешательстве", либо осуществляет их частичную или полную интеграцию.
Последнее всегда предпочтительнее. Интеграция частей личности заключается
в объединении их каналов доступа к промежуточным и глубинным структурам.
При этом так же переформулируются их цели и намерения. "Пакт о невмешательстве"
- всего лишь объединяет их доступ к структуре приоритетов.
2. Техника работы с субмодальностями [7]. Как уже упоминалось, информация
хранится в долговременной памяти промаркированной. Изменить кодификацию
и разрядить сохраняемые эмоции можно с помощью критических субмодальностей.
Особо сильные негативные воспоминания часто изолируются и не воспроизводятся
в воображении, хотя по-прежнему негативно влияют на состояние внутреннего
мира человека. Разряд импринтов также можно осуществлять с помощью техники
"линия времени".
Сильные воспоминания отличаются от нейтральных некоторыми параметрами,
индивидуальными для каждого человека. Наиболее сильными являются визуальные
субмодальности. Они могут быть аналоговыми (яркость, размер, расстояние
до объекта и т.п.) и двухпозиционные (слайд - фильм, цветной - черно-белый,
и т.п.). Воспоминания могут быть ассоциированными (переживаться изнутри
событий) и диссоциированными (рассматриваться со стороны). Оператор выясняет
критические субмодальности клиента и помогает ему перекодировать неприятные
воспоминания как безразличные. В этом процессе большую помощь может оказать
близкая по смыслу якорная техника. К вытесненным импринтам можно получить
доступ с помощью синестезии. Каналы ввода-вывода информации долговременной
памяти специализированы как по К, В и А системам, так и по промежуточным
структурам - эмоциям, физиологическим функциям, воображению и мышлению.
Если существование импринта установлено, то он имеет хотя бы один незаблокированный
канал доступа. Найдя его, можно постепенно активизировать и другие каналы.
Определив, какой из них позволяет эффективно диссоциироваться, оператор
помогает клиенту изменить в нем критические субмодальности воспоминания.
Данная техника эффективна и при изменении ограничивающих убеждений. В
отличие от воспоминаний, различающихся по силе эмоций, убеждения кодируются
двухпозиционно: верные - неверные, важные - неважные. В воображении убеждения
имеют те же критические субмодальности, что и воспоминания, поэтому их
так же можно перекодировать, отменяя ограничивающие убеждения.
Самой мощной техникой, использующей субмодальности, является взмах. Она
универсальна и позволяет производить практически весь спектр требуемых
изменений во внутреннем мире человека. Эффективность взмаха объясняется
ведущей ролью воображения, создающего программу замены негативного состояния
на позитивное. Нежелательное состояние маркируется как ассоциированное
в виде слайда. Третий критический параметр - аналоговая субмодальность
- первоначально фиксируется в крайнем положении, дающем максимальное эмоциональное
ощущение. Желаемое состояние кодируется как диссоциированный фильм с минимальным
действием критической аналоговой субмодальности. Взмах заключается в предельно
быстрой замене исходного изображения проблемного состояния на движущуюся
картину желаемой ситуации. При переходе критические аналоговые субмодальности
(их может быть несколько) изменяются на противоположные. Желаемое состояние
полностью вытесняет исходное. Очевидно, что это способ задания граничных
состояний изменения. Собственно само изменение происходит бессознательно,
его процессуальная часть предлагается творческой структурой, как она реализуется
остается неизвестным. Похожий процесс происходит при последовательном
включении "негативного" и позитивного" якорей. Быстрота
происходящих изменений свидетельствует о малой инерционности задействованных
информационных структур: воображения, эмоций и физиологических функций.
4. Работа с линией времени [8]. Данная техника оперирует с долговременной
памятью и так же использует принцип перемаркировки хранящейся информации.
Ее цель - изменение личной истории. Следствием этой техники могут быть
изменения в наиболее инерционных глубинных структурах - карте, культуре,
убеждениях, веровании и даже витальности.
Собственно линия времени это воображаемое визуальное изображение структур
долговременной памяти. Определение геометрии линии времени позволяет получить
доступ ко всей структуре долговременной памяти в целом. Цель техники заключается
в перемаркировке ряда схожих по какому-либо негативному признаку воспоминаний.
Изменение прошлого считается допустимым, так как человек помнит не то,
что было, а как он это воспринимал. Меняется не столько фактическая сторона
событий, сколько ее эмоциональная и критическая окраски.
Начинать можно с любого из ряда воспоминаний, имея в виду обязательное
нахождение первоначального импринта. Его преобразуют, используя разнообразные
методики НЛП, в том числе с помощью оперирования с субмодальностями. Затем,
"пролетая" над линией времени из прошлого в будущее, производят
автоматическую перекодировку всего ряда проблемных событий.
Поскольку содержание долговременной памяти уже не соответствует информации,
содержащейся в глубинных структурах, последние вынуждены изменяться, убирая
мледы "стертых" событий.
5. Техника сущностной трансформации [9]. Самая новая из глобальных техник
НЛП. Постулируется, что каждая субличность имеет сущностное состояние,
которое она могла бы достигнуть при полном и окончательном выполнении
своих первоначальных функций и целей. Принцип техники заключается в выяснении
у субличности, чего она захочет достичь, если выполнит все возложенные
на нее обязанности. Преследуемая цель - духовное взросление субличности.
В качестве вспомогательной методики привлекается техника линии времени.
Авторы данной техники утверждают, что в результате интервьюирования субличностей,
те своей конечной целью могут указать пять сущностных состояний: "единство",
"существование", "ощущение спокойствия", "одобрение"
и "любовь". Наверное, существуют и другие формулировки. Достигнув
одного из этих состояний и пройдя процесс взросления по линии времени,
субличность более сознательно и менее экстремистски относится к выполнению
своих обычных функций. Техника также предлагается в качестве духовной
практики.
Было бы рационально после "сортировки" субличностей по сущностным
состояниям произвести их интеграцию внутри каждой группы. Идеальной была
бы их полная интеграция между группами, имеющими созвучные сущностные
состояния.
С точки зрения веденной структуры личности данную технику можно охарактеризовать
как "вертикальную" интеграцию субличности с глубинными структурами
- убеждениями и верованиями. За счет этого субличность становится более
гибкой и менее эмоциональной.
6. Эриксонианский гипноз [10,11]. Это общепринятое обозначение группы
техник, которые удалось вычленить при моделировании самого Милтона Эриксона,
гениального психотерапевта и гипнотизера. В силу своего дара, он мало
внимания обращал на систематизацию приемов работы. Этот труд взяли на
себя основоположники НЛП и их ученики. Бегло рассмотрим две техники из
этого арсенала - собственно наведение транса и внушения, даваемые вне
рамок гипноза.
Классический гипноз является директивным и не использует петлю обратной
связи с пациентом. Согласно с его традициями, гипнабельными являются далеко
не все люди, скорее их малая часть. Эриксонианский недирективен, в его
основе лежит петля обратной связи оператор-клиент. Транс является естественным
психофизиологическим состоянием любого человека. Собственно в "сознании"
человек находится малую часть времени бодрствования, большую часть составляют
разновидности трансового состояния функционирования субличностей при неактивном
или вообще отключенном критическом сознании. Как можно разозлить или рассмешить
любого человека, так можно и ввести его в транс.
Существуют много методик наведения трансового состояния, их можно разделить
на две группы.
1. Быстрое (рычажное) наведение транса. Оператор резко прерывает действие
активизированной субличности (процесс рукопожатие, речь клиента на вздохе
и т.п.) и дает инструкцию погрузиться в транс.
2. Медленное наведение транса за счет последовательной блокировки всех
промежуточных структур человека, за исключением физиологических функций,
воображения и транслятора.
В первом случае прерывание нерасчленимого действия субличности приводит
к кратковременному отсутствию программы действий человека. Его фокус внимания
консолидируется и смещается на входные поверхностные структуры. В этом
режиме он любую инструкцию извне воспринимает как требуемую программу
действий, заполняющую вакуум во внутреннем мире. Мастерство оператора
заключается в быстром и своевременном смещении фокуса внимания клиента
с его поверхностных структур во внутренний мир с жесткой фиксацией его
в этом положении. Инструкция должна даваться таким образом (тоном, напором,
простотой формулировки), чтобы не успели активизироваться аналитические
структуры личности.
Медленное наведение транса выстроено таким образом, чтобы первоначальные
сообщения оператора полностью соответствовали внешним и внутренним ощущениям
клиента. Он, фиксируя их адекватность своему внутреннему миру, начинает
относиться к ним доверительно и некритично, его входные аналитические
структуры снижают свою активность. Фокус внимания клиента консолидируется
и перемещается в промежуточную кинестетическую зону, создавая у него ощущения
комфорта и безопасности. Активность большинства структур быстро снижается,
функционируют только каналы ввода-вывода информации, транслятор и воображение.
Внешние ощущения и восприятие замещается внутренними, инициируемыми оператором.
Оператор должен внимательно следить за каналами доступа клиента и соответственно
корректировать свои действия. Традиционно клиенту самому предлагают выбрать
оптимальную глубину трансового состояния, таким образом, погружение в
гипнотическое состояние происходит при его полном согласии и кооперации.
В дальнейшем оператору остается только фиксировать фокус внимания клиента
в выбранном положении и адекватно реагировать на происходящее. В трансовом
состоянии фокус внимания человека сужен, число активных информационных
структур минимально. Хотя контролирующие и критические структуры сознания
дезактивированы, входная информация анализируется структурой эмоций. Если
инструкции оператора дешифруются воображением таким образом, что возникают
неприятные ощущения и эмоции, то фокус внимания клиента начинает смещаться
или расщепляться. Эмоциональная память активизируется и предлагает структуре
эмоционального анализа варианты выхода из нежелательной ситуации. При
преодолении критического порога эмоций транс прерывается. Таким образом,
представление о том, что под гипнозом человека можно заставить делать
что угодно, далеко от истины.
Постгипнотические внушения и амнезия представляются естественными при
резком переходе от одного психофизиологического состояния в другое, поскольку
зоны памяти и каналы вывода информации у них разные.
Трансовые состояния имеют свои достоинства и недостатки и не отменяют
необходимость использования других техник НЛП. Дополнительно появляется
возможность давать прямые внушения, минуя критические центры сознания.
Транслятор может функционировать независимо от сознания, однако возможности
дешифровки у него в таком режиме ограничены. Поэтому речь оператора не
должна быть предельно конкретной и не содержать двусмысленности. Можно
давать неконкретные процессуальные инструкции, которые апеллируют к эмоциональным
и физиологическим структурам. Реакции клиента замедлены, поэтому требуется
больше времени для выполнения этапов техник, чем в "сознательном"
состоянии.
Транс является предпочтительным, если фокус внимания клиента трудно фиксировать
во внутреннем мире и если у него затруднения с визуализацией. В некоторых
случаях нужно исключить сознательный контроль при выполнении определенных
процедур. Тогда эффективными становятся постгипнотические внушения с их
амнезией при пробуждении.
Отдельную группу составляют техники, не требующие явного наведения транса.
Характерным примером служит аналоговое маркирование и составные реальности.
Первая методика является производной от техники якорения. В общем потоке
своей речи оператор маркирует некоторые слова тоном голоса, жестами, выражением
лица, прикосновением. Во входных структурах слушателя эти слова отбираются
отдельно в соответсвии с их временной последовательностью. Вместе они
образуют осмысленную инструкцию (внушение), содержание которой не фиксируется
сознанием. По сути дела организуется "трансовый" канал ввода
информации, который функционирует параллельно с обычными.
Техника составной реальности заключается в упрятывании инструкции внутри
вложенных друг в друга интересных историй. Прерывание одного рассказа
другим на самом интересном месте перегружает сознание (аналог рычажной
техники). Если внутри второго рассказа снова сделать разрыв и дать прямое
внушение, а затем по очереди закончить все истории, то внушение не фиксируется
сознанием (подвергается амнезии), хотя его выполнение будет безусловным.
Аналогичное действие может оказывать и закавыченная прямая речь, якобы
обращенная к другому человеку. Таким образом даются гипнотические внушения
без наведения транса.
7. Техника метафор [12] . В данном случае используются ассоциативные способы
обработки информации. Задействуются два противостоящих мышлению способа
анализа - эмоциональный и воображение. Для разрешения конкретной проблемы
клиента подбирается (создается) подходящая история (развернутая метафора),
в которой чем-то аналогичная проблема а) является решаемой, б) методы
ее решения могут быть применены и в реальной жизни. Сама по себе метафора
всегда содержит противоречивую для сознания информацию. Мышление, в тщетной
попытке освоить такую информацию, перегружается и предоставляет другим
структурам возможность ее обработки. Метафорами так же являются смешные
истории и анекдоты. Юмор основан на логическом или смысловом противоречии
(двусмысленности). Кроме того, смех - позитивная эмоция, кодирующая неправильность
выбранного способа решения проблемы. Поэтому с помощью доброжелательной
шутки очень эффективно прерывать зацикленное негативное состояние или
проблему. Удачная метафора, кроме того, позволяет творческой части произвести
поиск других способов выхода из конкретной ситуации.
8. Лечение психосоматических заболеваний [13]. В принципе, все заболевания
удобно рассматривать как психосоматические. Даже инфекционные болезни
можно трактовать как следствие ослабления именной системы, произошедшей
в силу сбоя физиологических функций организма. В литературе по НЛП есть
много примеров излечения различных болезней (от рака до аллергии). Принцип
воздействия во всех случаях приблизительно одинаков. Человеку доходчиво
объясняют, что его заболевание - это ошибка, сбой программы реализации
обычных физиологических функций, которую нужно исправить за счет корректирования
этой программы. Таким образом, соматическое (телесное) заболевание перекодируется
а) как ошибка управляющих психических функций, б) как вполне излечимое.
Далее дается метафорическое или, что то же самое для обычного человека,
наукообразное объяснение неправильного и правильного функционирования
организма. В процессе объяснения человек воображает оба эти варианта,
один из них начальный (плохой), другой конечный (хороший). Обычно творческая
структура, как и в технике взмаха, создает программу перехода от одного
состояния в другое. Можно в чистом виде применить технику взмаха, можно
попросить человека регулярно воображать требуемый хороший процесс. Одновременно
убиваются два зайца: изменяется отношение человека к своему заболеванию
и осуществляется перекодировка (коррекция) физиологических и биохимических
процессов в организме. Естественно, что оператор должен сам четко понимать
и представлять этиологию и патогенез данного заболевания. Описываемая
техника собственно не является лечением и ни в коей мере не отменяет необходимые
медицинские процедуры, хотя в ряде случаев успевает сделать их ненужными.
Изложенный в данной главе материал не охватывает всех техник НЛП, но его
вполне хватает, чтобы показать рациональность применения разработанной
структуры личности и стратегий коммуникации для объяснения эффективности
и закономерности действий этих техник. Некоторое наукообразие позволяет
лишить НЛП негативного ореола примитивности, шарлатанства и инфернальности.
Приведенный анализ техник является весьма поверхностным, и требует дальнейшей
детализации. Предлагаемый подход может быть использован для синтеза новых
или комбинирования уже разработанных техник.
Заключение
То, что изложено в данной работе и понимаемое автором как структурализм,
возможно, таковым и не является. Заимствованный термин принадлежит Г.
Стейту. Скорее всего, он под ним подразумевает нечто другое. К сожалению,
доступные автору источники крайне скудны и малоинформативны. Тем не менее,
предлагаемый подход к процессам коммуникации достаточно оригинален и,
может быть, даже практичен. Возможно, что он может быть применен и в других
областях знания.
На прощание автор предлагает подумать над следующей проблемой. До написания
данной работы он и не подозревал о многих вещах, затем в ней изложенных.
Откуда что взялось - для него большая загадка. Либо информация давно пылилась
в моих глубинных структурах, и я произвел археологические раскопки (а
кто ее туда положил?), либо я ее придумал (а что это, собственно говоря,
за такой процесс?), либо мои глубинные структуры создали некое соответствие
с аналогичными структурами Вселенной (а как им это удалось?). Ответа у
меня нет.
При написании данного труда автор не преследовал диссертационных и иных
околонаучных целей. Некоторую занудность изложения он пытался скрасить
полетом мысли в горних эмпиреях.
Автор будет благодарен за любую конструктивную критику его труда.
При разработке структуры ни одной информационной структуры не было замучено.
ВВЕРХ
|