В соответствии
с темой конференции в своем докладе я пытаюсь представить возможные формы
социальной репрезентации экзистенциальной терапии в будущем, исходя из
модели, описывающий некоторые аспекты ее опыта в настоящем.
Основная идея доклада вынесена в заголовок. Я полагаю, что развитие форм
социальной репрезентации экзистенциальной психотерапии будет связана с
дистанцированием от понятий "терапия" и "психика"
по мере все более полного соответствия сущности экзистенциальной психотерапии
(далее Э.П.) социальному и культурному контексту ее существования.
Чтобы аргументировать свою мысль я предлагаю рассмотреть модель описывающую
наиболее существенные, на мой взгляд, черты Э.П.
Экзистенциальную психотерапию я предлагаю характеризовать через спецификацию
ее целей и методов. В этом смысле, цели Э.П. характеризуются особой глубиной
и масштабностью изменения образа жизни клиента, которые задаются фундаментальными,
экзистенциальными проблемами жизни, связанными с решением вопросов о ее
смысле, отношением к смерти, а так же проекциями этих проблем на повседневность.
В общем виде, цель Э.П. я вижу в увеличении свободы индивида. Свобода
понимается в этом контексте как свобода выбора образа жизни в его соотношении
с принятием ответственности за последствия выбора.
Среди методов, специфицирующих Э.П., я выделяю, во-первых, мотивирование
клиента на совершение экзистенциальных поступков, разрушающих его сценарный
образ жизни, во-вторых, психотехнику в узком смысле этого слова, понимаемую
как методику реализации экзистенциального поступка посредством удерживания
в осознании цели и коррекции отклонения от нее.
Такая спецификация Э.П., на мой взгляд, позволяет сделать вывод, что ее
предметом и основным методом является жизнь. А содержанием оказывается
специфическое сотрудничество терапевта и клиента по осознанию и удовлетворению
фундаментальных духовных потребностей личности, связанных с генерированием
более свободных и ответственных форм социальной жизни.
С точки зрения форм социальной репрезентации этого процесса, существенно,
что он не умещается в рамки форм досуга, так как пронизывает всю жизнь
клиента.
Соответственно, социальная репрезентация психотерапевта из социального,
научного или медицинского работника трансформируется в образ носителя
и фасилитатора экзистенциального образа жизни, генератора новых ценностей
и форм социальной жизни. Его интересы в равной мере поделены между психологией
и философией, культурологией и религиоведением, медициной и социологией.
Специфические трудности в этой связи возникают с принципами подготовки
и сертификации экзистенциального терапевта. Очевидно, что здесь неуместен
подход стандартизации процесса профессионализации, а значит, проблематичны
и критерии сертификации.
Логика развития модели Э.П. позволяет представить весьма экзотические
формы социальной репрезентации процесса бегства от "психотерапии"
в жизнь. Например, в виде некоммерческих организаций удовлетворяющих духовные
потребности людей в более свободном и осознанном образе жизни. В качестве
примера можно привести опыт гештальт-кибуца Фрица Перлза - своеобразную
лабораторию новых форм социальной жизни.
Однако, очевидно, что участие в подобных формах работы над собой уже предполагает
высокую степень способности отвечать за свою жизнь. В противном случае
велика опасность трансформации лабораторий новых форм социальной жизни
в заурядные секты, специфическую форму бегства от жизни.
Тем не менее, идея лаборатории новых форм социальной жизни, вовсе не кажется
мне относящейся к отдаленным стадиям социальной жизни. В пользу ее возможности
в настоящем говорит логика развития реального психотерапевтического процесса,
а котором тоже можно обозначить как этапы деструктивного бегства от "психотерапии",
так и конструктивного перехода от психотерапии к иным формам сотрудничества
клиента и психотерапевта.
Не вдаваясь в детали, в психотерапевтическом процессе я выделяю следующие
стадии.
По началу клиент приходит с симптомом нарушения невротического гомеостаза
и надеждой (осознанной или нет), что стабилизация гомеостаза возможна
не только внутри невротического состояния, но и за его пределами, на путях
более осознанной и свободной жизни.
Терапевт снимает симптом клиента, одновременно развивая смутную надежду
на осмысленный образ жизни до идеологии экзистенциального выбора. Хотя
основным мотивом работы для клиента на этом этапе по-прежнему выступает
симптоматика неврозов, постепенно он научается видеть за симптомами экзистенциальные
дефекты образа жизни в целом. Здесь открывается возможность работы с самим
невротическим образом жизни, а не только с конфликтами внутри него.
Хотя этот процесс все сильнее затрагивает повседневную жизнь клиента,
он достаточно поверхностен и не задевает глубинные слои связанные с уровнем
преодоления сценарных решений. Процесс психотерапии на этом этапе протекает
на энергии положительного трансфера, Перлз метко назвал его "медовым
месяцем психотерапии".
Первое серьезное испытание ждет участников терапевтического альянса на
этапе столкновения клиента с трудностями по преодолению сценарных элементов
образа жизни. Хотя отношения терапевта и клиента устойчивы благодаря отрицательному
катексису, мотивация работы клиента на этом этапе переживает кризис. Специфические
приемы работы в этот период, развитые в нашей школе Э.П. не являются предметом
моего доклада и я не буду на них останавливаться.
Преодолев этап отрицательного трансфера, период "бегства от психотерапии"
в отношения с терапевтом, клиент выходит на уровень подлинного психотерапевтического
альянса, быстрого движения по изменению образа жизни и приобретения способности
к экзистированию. Этот этап связан с преодолением сценарных способов жизни
и наработкой навыков экзистирования.
Так как терапевт выполняет особую функцию - эмансипирует духовность клиента
в том числе и от притязаний социальных институтов, он должен обладать
определенной финансовой независимостью. Поэтому терапевт здесь и на предыдущих
этапах оказывает оплачиваемые услуги по фасилитации личностного роста
клиента. Кроме того, учитывая, что в либеральном социуме именно деньги
являются овеществленной формой ответственности, оплачиваемые услуги являются
мощным средством интеграции психотерапевтического процесса в жизнь.
Но вот клиент научился крепко стоять на своих ногах, формировать события
своей жизни и брать на себя ответственность. Трансферные отношения остались
в прошлом. Бывший клиент вступает в творческие отношения с жизнью и именно
на этом этапе представляется возможным раскрытие потенциала Э.П. как лаборатории
новых форм социальной жизни.
Этот этап психотерапевтического процесса выходит за рамки, как терапии
так и работы с психикой клиента по преимуществу, поэтому я назвал его
"бегством от психотерапии". Необходимость институциализации
этого процесса представляется мне актуальным именно в свете современного
состояния нашего общества не способного, на мой взгляд предоставить меню
ценностей и образов жизни удовлетворяющих духовные запросы современного
человека. С другой стороны институциализация этого этапа экзистенциальной
психотерапии позволит сделать шаги в направлении конституциализации самой
психотерапии как деятельности имеющей смысл в самой себе и выходящей далеко
за рамки пролегоменов к реальной жизни.
Завершу свой доклад лозунгом, заимствованным из рекламы кролевских выпусков
книг по психотерапии: "Психотерапия слишком хороша, чтобы доставаться
только больным!"
ВВЕРХ
|