Тот факт, что психоаналитику,
так же как и пациенту свойственно видеть сны, не является тайной - перефразируя
Теренция , можно сказать - он человек, и ничто человеческое ему не чуждо.
Естественно предположить, что если в сновидении анализанта, при сформировавшемся
рабочем альянсе всегда можно всмотревшись разглядеть фигуру аналитика
и отражение реакций переноса, то в сновидениях аналитика предопределено,
в более или менее явном виде, присутствие пациента и, соответственно,
контрпереноса. Я ограничусь рассмотрением лишь тех случаев, когда в манифестном
содержании сновидения аналитика пациент присутствует явно. На мой взгляд
истолкование таких сновидений позволяет психоаналитику лучше понять свои
контрпереносные реакции и получить дополнительный ценный материал о пациенте.
Впервые сновидение аналитика, в котором действующим лицом является пациент,
описано Фрейдом в "Толковании сновидений" - это классический
"Сон об инъекции Ирме". (Фрейд, З. Толкование сновидений. Ереван,
1991, стр. 88 - 89.) Напомню, что знаменитая монография была закончена
на исходе девятнадцатого века, в то время, как термин "контрперенос"
первый раз появляется в докладе "Что ждет в будущем психоаналитическую
терапию?", прочитанном Фрейдом на 2-ом Международном психоаналитическом
конгрессе, состоявшемся в Нюрнберге в 1910-ом году: "мы обратили
свое внимание на "встречное" перенесение (Gegenobertragung),
появляющееся у врача, благодаря влиянию пациента на бессознательные чувства
врача". (Фрейд, З. Что ждет в будущем психоаналитическую терапию?
Методика и техника психоанализа. Психологическая и психоаналитическая
библиотека. Вып. 4. Москва, Петербург, 1923, стр. 38.) К этому следует
добавить, что основатель психоанлиза до конца жизни придерживался убеждения,
что контрперенос является только лишь помехой в лечении, от которой следует
всеми силами избавляться, в частности, путем прохождения практикующими
терапевтами персонального анализа с периодичностью в пять лет, о чем он
писал в работе "Анализ конечный и бесконечный" в 1937-ом. (Фрейд,
З. Конечный и бесконечный анализ. В кн. "Конечный и бесконечный анализ"
Зигмунда Фрейда. Москва, 1998, стр. 55.)В связи с вышесказанным, Фрейд
не мог обратить внимание на перспективы использования сновидения аналитика
для анализа контрпереноса в целях лучшего понимания пациента и не рассматривал
сновидение об Ирме с точки зрения возможности получения информации о самой
Ирме.
Современный взгляд на контрперенос начал формироваться в рамках теории
объектных отношений под влиянием работ Паолы Хайманн и Генриха Ракера,
начиная с середины теперь уже прошлого века. Хайманн, опираясь на теорию
Мелани Кляйн, связала контрперенос со способностью аналитика к эмпатии,
определяемую процессами интроективной и проективной идентификации. В докладе
на Международном психоаналитическом конгрессе, проходившем в Цюрихе в
1950-ом году, она утверждала, что "контрперенос аналитика является
инструментом исследования бессознательного пациента … является не только
неотъемлемой частью аналитических отношений, но созданием пациента. Эта
часть личности пациента". (Heimann, P. On countertransference. Int.
J. Psychoanal, 1950, pp. 81 - 83.) При этом Хайманн отмечала важность
того, что аналитик, в отличии от анализанта, не отреагирует возникшие
у него чувства, не переводит чувства в действия. Его контртрансферные
чувства должны подчиняться требованиям анализа.
Генрих Ракер, в рамках теории Кляйн и ее школы, ввел понятия конкордантного
и комплементарного контрпереноса в соответствии с формами интроективной
идентификации и описал их в работе 1957 -го года "Осознание и использование
контрпереноса" (Racker, H. The mainings and uses of countertransferense.
Psychoanal. Q., 1957, pp. 303 - 357.) При конкордантном контрпереносе
аналитик, по представлениям Ракера, идентифицируется с соответствующей
частью ментального аппарата апализанта: Ид с Ид, Эго с Эго, Супер-Эго
с Супер-Эго. Аналитик, следовательно, испытывает те же переживания и таким
же образом, как и анализант. Так, если пациент ощущает беспокойство, тревогу,
то аналитик тоже тревожится, если пациенту весело, то весело и аналитику.
Термин "комплементарный контрперенос" описывает идентификацию
аналитика с инфантильными внешними объектами пациента. В то время как
пациент в переносе испытывает к аналитику чувства, которые он испытывал
к родительским образам в детстве, аналитик испытывает чувства, которые,
по представлениям пациента, родители питали к нему. Например, аналитик
испытывает желание контролировать пациента, когда пациент ведет себя деструктивно,
так как именно против этого желания, приписываемого родителям, боролся
пациент в детстве.
* * *
Возможно, что многие аналитики, даже осознавая свои переживания, направленные
на пациента, свои чувства к нему, иногда испытывали, подобно мне, затруднения
в определении источников этих переживаний и в дифференциации своего переноса
на пациента и конкордантной и комплементарной форм контрпереноса. Одним
из приемов, помогающих разрешить эту проблему, является самоанализ собственных
сновидений, и ниже я привожу пример такого самоанализа.
Пациент В., студент 18-ти лет. Жалобы на апатию, навязчивые ипохондрические
идеи, затруднения, связанные с приобретением первого сексуального опыта,
так как он сомневается в собственной потентности. В. преследует и тревожит
фантазия, что девушка увидит его недостаточно эрегированный пенис. После
пяти месяцев терапии с частотой одна встреча в неделю В. не боится, заниматься
со своей девушкой петингом лежа с ней обнаженным в постели. Однако, он
не может решиться совершить коитус, так как опасается, что у него недостанет
упругости пениса для осуществления дефлорации. Это, по его утверждению,
психологически для него очень важно, чтобы подтвердить свою зрелость и
мужественность. Одновременно в анализе возникает тема гомосексуальности.
На 23-й сессии В. рассказывает, что его друг, тоже студент, признается
ему в том, что является бисексуалом, имел сексуальные контакты с мужчинами
и испытывал от них большое удовольствие. В. говорит, что завидует другу,
что тот кажется ему более успешным, "пронырливым", что у него,
хотя они ровесники, был уже опыт секса с женщинами, что он сделал уже
научные публикации, а сам В. неудачник и невротик и не может ни на что
решиться. На 26-ой сессии происходит следующий диалог:
В: На днях я был у друга в гостях и остался ночевать, было уже поздно
ехать домой…Мы легли в одной комнате… Мне было как-то не по себе…
НБ: Не по себе?
В: Да… Вы помните, я вам рассказывал… Ему нравится заниматься сексом с
парнями… И вот я подумал, что он…
НБ: Подумали, что он может начать к вам приставать?
В: (быстро) Нет, но…Когда мы погасили свет… Я лежал в темноте… Мне было
не заснуть… Было душно… Я лежал в темноте… Ну, в общем, я представил,
что я его… это самое… в попу и одновременно тереблю его член…
НБ: Это самое?
В: Да, ну трахаю…Мне было приятно, я чувствовал возбуждение…Но одновременно
было противно… Я злился…
НБ: На кого?
В: На него, на себя… Он как будто использовал меня…
НБ: Каким образом?
В: …Ну, понимаете… Я, конечно, понимаю, что это мои фантазии … Но я думал,
что ему это было бы приятно вдвойне, что я его…и трахаю, и член ему ласкаю…Он,
как бы, и тут меня обошел… Я думаю, почему ему все удается, почему он
всем так нравится?…
НБ: Он всем нравится больше, чем вы?
.В: (раздраженно) Да, конечно, чем я, чем кто же еще… Я думаю, он вам
бы тоже больше понравился…
На этом сессия закончилась, и я предложил продолжить разговор в следующий
раз.
Во время сессии и после нее я чувствовал смущение. Я понимал, что в словах
В. содержалась провокация, некая неосознанная попытка моего соблазнения.
Работа с В. всегда доставляла мне удовольствие. Я испытывал к нему симпатию,
сознавая, что эта симпатия - проявление моих гомосексуальных импульсов,
но во время сессии я почувствовал, что мой интерес к В. усилился. Мне
было очевидно, что усиление интереса и симпатии к пациенту явилось моим
контрпереносом в ответ на его гомосексуальный перенос, связанный с негативным
эдиповым комплексом. Но для меня оставалось не ясным, с чем же я , если
воспользоваться идеями Ракера, идентифицируюсь: с актуализировавшимися
инфантильными влечениями В. - с его Ид, или с его интроектами отцовского
образа, то есть является ли мой контрперенос конкордантным или комплементарным.
В зависимости от этого, можно было бы интерпретировать перенос пациента
либо как активное, либо как пассивное латентное гомосексуальное влечение,
и, в соответствии с интерпретацией, планировать стратегию дальнейшей терапии.
В тот же день обратиться к супервизору я не смог, а ночью мне приснился
сон:
Я вместе с В. спускаюсь в темное подземелье, бомбоубежище, вроде тех,
что сохранились во дворах в центральной части Петербурга, но это подземелье,
кажется, за городом. Мы делаем это скрытно, как нечто запретное. В подземельи
полумрак, блеклый свет доходит только через вентиляционную шахту. Мы бродим
по лабиринту из коридоров и перегородок. Внезапно непонятно откуда появляются
преследователи - каккие-то хулиганы. Они нападают на нас и начинают избивать.
Я вырываюсь и убегаю, поднявшись по вентиляции и просыпаюсь, испытывая
чувство вины за то, что бросил В. на произвол нападавших.
Первоначально после пробуждения в моем сознании всплыли какие-то образы,
связанные с мифом о Критском лабиринте, Тезее и Минотавре. Мне пришло
в голову, что я не смог победить Минотавра и вывести из лабиринта его
жертву. Я связываю эти мысли со своими сомнениями и тревогой по поводу
успешности дальнейшей работы с В. Раздумывая над сновиденьем, я вспомнил,
что будучи школьником бывало играл во дворе школы, куда выходила шахта
бомбоубежища, и проявлял к этому бомбоубежищу любопытство, испытывая желание
в него залезть. Это навело на мысль о моей регрессии в сновидении, об
идентификации с пубертатными переживаниями пациента. О высокой степени
идентификации свидетельствует совместное нахождение в лабиринте, в замкнутом
пространстве, символизирующем материнское лоно - мы с В., как будто, становимся
братьями-близнецами, я представляю себя его двойником, alter-Ego. Затем
мне пришло в голову, что спуск под землю - это спуск в глубины Бессознательного,
куда я сопровождаю В., исследование темных и сокрытых влечений. Здесь
мне вспомнилась метафора Фрейда об аналогии между психоанализом и работой
археолога. Все эти соображения и сам факт сновидения, в котором присутствовал
пациент, привели меня к мысли, что столь глубокая интроективная идентификация
позволит мне разобраться в его проблемах. Я подумал, что в сновидении
я выступил в роли старшего, проводника по лабиринту Бессознательного,
от которого В. ожидает поддержки и защиты, а то, что во сне я не справился
со своей ролью, является предостережением от излишней самонадеянности.
Дальнейшая работа над сновидением заставила меня вспомнить рассказ пациента
о том, что его отец оставил семью, когда ему было около 12-ти лет. Естественно,
что я связал поступок отца и свой поступок в сновидении - то, что я бросаю
В. перед лицом опасности, предаю его. Я предположил, что хулиганы из сновидения
- это инстинктивные импульсы, связанные с началом пубертата, которые тревожили
и пугали В., и с которыми он остался один на один, без отцовской поддержки
и защиты. Травма потери объекта - отца, столь необходимого мальчику для
разрешения идентификационных конфликтов подросткового возраста и обретения
мужской идентичности, актуализировала эдипальные переживания, в том числе,
связанные с негативным эдиповым комплексом. В бессознательных фантазиях
В. завоевывал любовь отца, мазохистически подчиняясь и отдаваясь ему.
Отец же бросил его, испугавшись тех инстинктивных влечений, которые пугали
и самого В. Аналогичного предательства В. опасался и с моей стороны, и
эти его опасения нашли отрожение в моем сновидении.
Итак, у меня появилась рабочая гипотеза, что в сновидении, идентифицировавшись
с пациентом, я одновременно стал отцом мальчика-подростка В., как он его
воспринимал в том возрасте. Он интроецировал этот образ, бывший его внешним
объектом, и теперь в переносе проецирует этот объект на меня. Я идентифицировался
с этим объектом, то есть произошла комплементарная интроективная идентификация
с объектом переноса пациента. Эта гипотеза требовала проверки и на очередной
сессии произошел следующий диалог:
НБ: В прошлый раз вы сказали, что ваш друг понравился бы мне больше, чем
вы…
В: Да... Он всем нравится…
НБ: Чем он лучше вас?
В: Он не лучше, он пронырлевей…
НБ: Он бы мне понравился своей пронырливостью?
В: Нет… Не знаю чем… Он уверен в себе, никого не боится… Хотя, вообще-то,
он трусливее меня… Но вот он рассказывал мне о своих похождениях с парнями…
Я думаю, он бы и вас не испугался… И вам смог бы об этом рассказать…
НБ: Вы мне о чем-то боитесь рассказать?
В: Нет… То есть, да… Иногда я представляю, как вы несете меня на руках
на кушетку и укладываете…
НБ: (после паузы) И что дальше?
В: Дальше ничего… Дальше я ничего не представляю… Мне дальше представлять
страшно… И страшно, и приятно… Мне приятно то, как вы внимательно слушаете…
Мне хочется, чтобы вы заботились обо мне, проявляли внимание…
НБ: Как отец?
(Я испытываю к В. нежность, мне хочется погладить его по голове, приласкать.
Я думаю, что такой реакции он ждал в детстве от отца, но не знаю, получал
ли он ее.)
В: Да, я иногда представляю вас моим отцом. Как хорошо было бы, если бы
вы были моим отцом…
НБ: Я бы вас любил и не бросил?
В: Мне бы этого хотелось…
(Я продолжаю думать о том, получал ли В. любовь, ласку и защиту от отца
в детстве. Возможно, что нет, и его перенос и, соответственно, мой контрперенос
могут быть анаклитическими. Я испытываю желание сказать ему что-нибудь
доброе, чего он, возможно, ждет от меня и чего он безнадежно ожидал, будучи
мальчиком.)
НБ: Я хочу сказать вам, что я вас люблю и не брошу.
В: Я думаю, что сейчас вы испытываете возбуждение… Мой друг, ну этот,
про которого я вам рассказывал, как-то сказал, что ему приятно на меня
смотреть, а я его спросил: "У тебя что, эрекция начинается?",
а он ответил: "Ну, в-общем, да"… Вы не обиделись? Молчите? Вы
ведь сами говорили, что надо говорить все, что приходит в голову. Я думаю,
что когда вы сказали, что я вам нравлюсь, то у вас началась эрекция… Почему
вы молчите? Когда вы говорите, так спокойно и рассудительно, мне становится
так хорошо, мне кажется, я бы мог слушать вас часами… И мне хочется хохотать,
смеяться истерическим смехом, как женщина…
На этом время сессии закончилось. Я сообщил напоследок, что испытываю
к В. благодарность и уважение. Благодарность за то, что он настолько мне
доверяет, что может рассказывать о таких интимных вещах, а уважение за
его мужество, так как откровенность требует мужества.
Анализируя эту сессию, я пришел к выводу, что мои предположения о пассивных
гомосексуальных импульсах В. оказались, в основном, верными. Конечно,
теоретически, любому пациенту-мужчине в свете учения о бисексуальности
присущи такие импульсы. Вопрос заключается в том, когда в процессе терапии
они проявятся, и в какой момент о них будет уместно сообщить пациенту,
чтобы не нанести ему травму.
Фрейд в уже цитировавшемся выше доклале утверждал: "…мы заметили,
что всякий психоаналитик успевает настолько, насколько допускают его собственные
комплексы и внутренние сопротивления, и требуем поэтому, чтобы он начал
свою деятельность с собственного анализа и беспрерывно его углублял в
то время, как увеличивается его опыт с больными".(Фрейд, З. Что ждет
в будущем психоаналитическую терапию? Методика и техника психоанализа.
Психологическая и психоаналитическая библиотека. Вып. 4. Москва, Петербург,
1923, стр. 38.) Следуя этой рекомендации, я прибег к самоанализу своего
сновидения, который помог мне обратить собственное внимание, а затем внимание
пациента не его реакции переноса. Это позволило открыть тему его отношений
к отцу, латентного пассивного гомосексуального влечения и бессознательного
чувства вины. В дальнейшем это привело к новым инсайтам и осознанию еще
одного интрапсихического конфликта, являющегося причиной гнетущего пациента
чувства собственной неполноценности.
В заключении хочется отметить, что рамки небольшого доклада определяют
сужение темы до рассмотрения лишь сновидений аналитика, в которых в манифестном
содержании пациент, объект контрпереноса присутствует явно, что бывает
не так уж часто. В действительности, я полагаю, что в любом сновидении
психоаналитика фигуры пациентов содержатся латентно, чтобы их обнаружить
необходимо лишь желание и пристальное внимание к собственным сновидениям.
ВВЕРХ
|